Мастер — класс по информатике на тему Информация и информационные процессы (8 класс)


Мастер – класс
Предмет: информатика.
Класс: 8
Общая тема: «Информация и информационные процессы»
Тема занятия: «Информационными процессами: поиск - сбор -хранение - передача - обработка - использование - защита.» (2 урок в теме)
Цель: способствовать формированию у учащихся понятий об информационных процессах: поиск, сбор, передача, обработка, использование и защита.
План урока.
Информационные процессы.
Поиск информации.
Обработка информации.
Хранение информации.
Передача информации.
Защита и использование информации.
Заключение.
Ход урока.
Информационные процессы.
В начале урока я попрошу вас обратить внимание на экран.
- Какие ассоциации у вас возникли?
Отдых, солнце, дельфины, море.
Хорошо бы отдохнуть летом на море!
Но ведь море может таить в себе опасность: морские обитатели, штормы, морское цунами, подводные камни.
А еще бывает МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в котором также очень легко утонуть.
Факты:
Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации мы сможем найти тысячелетия назад.
В ХХ в. заговорили об информационной катастрофе.
Современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века - за всю жизнь.
В 2011 году общий мировой объем информационных данных составил более 1,8 зеттабайт (1,8 трлн Гб). Почувствуйте вкус этой цифры - это в 57 раз больше, чем всех песчинок на пляжах Земли. По прогнозам IDC(компания, занимающаяся аналитикой), количество данных на планете будет как минимум удваиваться каждые два года вплоть до 2020 года.
- Для того, чтобы не утонуть в море информации, как вы думаете, что надо уметь делать с ней?
- Какая тема нашего занятия? (Информация и информационные процессы).
-А вы полной информацией обладаете о себе?
Чтобы узнать о себе что-либо новое, я предлагаю изучить дату вашего рождения.
А сделать это достаточно просто.
К примеру, дата вашего рождения 15 января 1978 года, сложите все числа: 1+5+0+1+1+9+7+8=32=3+2=5
Далее нужно разложить все числа цепочки на предложенную ниже сетку:
1 – личность, черпающая от природы жизненную энергию
2 – вампир, который берет энергию у других
3 – аккумулятор энергии космического (внешнего) происхождения
4 – наличие прекрасных физических данных
5 – человек, умеющий любить
6 – человек с отлично развитой интуицией
7 – человек имеет своего ангела хранителя
8 – наличие предопределенности судьбы
9 – присутствие высокого уровня интеллекта.
Если какие-либо цифры отсутствуют в цепочке, то это значит, что у человека отсутствуют эти качества, и наоборот неоднократное повторение какой-либо цифры говорит об ее усиленном влиянии.
- Я думаю, вам интересно было узнать ещё что-то новое о себе.
Но в процессе узнавания и вы и я работали с информацией.
Поиск информации.
Чтобы предоставить интересные сведения, что я должна сделать с информацией? (найти).
Методы поиска информации:
непосредственное наблюдение;
просмотр видео, телепрограмм;
запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
чтение соответствующей литературы;
другие методы.
Вывод: поиск – одна из составляющих информационных процессов.
Совет: 1) чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
2) используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения;
Обработка информации.
- Когда вы работали с датой рождения, что вы делали с числовой с информацией? (обрабатывали).Обработка любой информации осуществляется по следующему правилу:
ОБРАБОТКАИНФОРМАЦИИ
Входная информация
Выходная информация


Вывод: обрабатывать можно информацию любого вида. Правила обработки могут быть самыми разнообразными. Поэтому обработка информации – преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.
Хранение информации.
- Когда вы обрабатывали информация, вы её фиксировали на бумаге. Зачем?
Поиск и обработка информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причём многократно, необходимо её хранить.
Хранение информации — процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации.
 
Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы — всё это служит целям хранения информации. 
Различная информация требует разного времени хранения:
• автобусный билет требуется хранить только в течение поездки;
• программу телевидения — неделю;
• школьный дневник — учебный год;
• аттестат зрелости — до конца жизни;
• исторические документы — несколько столетий.
 
Основное хранилище информации для человека — его память, в том числе генетическая. Существует и «коллективная память» — традиции, обычаи того или другого народа.
Исторические факты: Самым первым носителем была скала. У этого стационарного хранилища данных была масса достоинств (надежность, устойчивость к повреждениям, большая емкость, высокая скорость считывания) и один недостаток (трудоемкость и неспешность записи).
Поэтому с течением времени стали появляться все более и более продвинутые носители информации. Предлагаю познакомиться со списком хранилища данных за последние сто лет.
Перфорированная бумажная лента (1944)
Перфокарты (начало XIX века)
Магнитная лента (1951)
Первые съемные диски (1963)
Ленточные картриджи (1970-е и 1980-е)
Печать на бумаге (1970)
Дискеты (1971)
Компакт-кассеты (1960-е)
ROM-картриджи (1976)
Оптический диск (1982)
Iomega и Zip Drive (Iomega и Zip Drive)
Флеш-память (1980)
Крошечный винчестер Microdrive (2003)
Эпоха USB (1998)
Переход в виртуальность (на протяжении последних пятнадцати лет )
Вывод: Хранение информации – это способ распространения информации в пространстве и времени.
Передача информации.
- Но для чего человек хранит информацию? (чтобы передавать).
Человечество придумало много устройств для быстрой передачи информации: телеграф, радио, телефон, телевизор. К числу устройств, передающих информацию с большой скоростью, относятся электронно-вычислительные машины, хотя правильнее было бы сказать – телекоммуникационные сети.
Помехи
В процессе передачи информации обязательно участвуют следующие составляющие:
Канал связи
Кодирующее
устройство
Источник
Декодирующее
устройство
Приёмник


Защита от помех

- Передача информации происходит в обществе и в природе.
Интересные факты: 1) В жаркой Индии по берегам рек растут густые заросли растения “стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, стыдливая мимоза спешит свернуть свои листочки, спасая их от сильных струй. Но самое интересное состоит в том, что, как только пер6ые капли дождя упадут хотя бы на одно из растений, сигнал о наступающем дожде передается от ветки к ветке и все растения длинной цепи зарослей сворачивают свои листья. (видео).
Защита и использование информации.
Информация давно уже стала продуктом и товаром, который можно купить, продать, обменять на что-то другое. Как говорил английский писатель, драматург, поэт Оскар Уайльд
«Тайная (важная) информация - это почти всегда источник большого состояния и результат публичного скандала»
Заключение: Информация не существует сама по себе. Она проявляется в информационных процессах:
Сбор;
Сохранение;
Передача;
Обработка;
Защита;
Использование.
Конец информации — это конец света. Виктор Коняхин (Автор кн. прозы, а таке сатирич. миниатюр и афоризмов)