Урок литературы по теме С любовью к родному краю
План-конспект урока литературы, 6 класс.
Гришина Валентина Иосифовна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории.
ТЕМА УРОКА: «С любовью к родному краю»
(Тема родины в творчестве поэтов Кольского Севера).
ЭПИГРАФ: Пусть мне твердят, что есть края иные, Что в мире есть иная красота, А я люблю свои места родные- Свои родные милые места! Юрий Антонов
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Воспитание любви и уважения к родной стране и родному краю, к родному языку.
2. Формирование умения воспринимать и интерпретировать поэтические произведения.
3. Развитие эстетического вкуса, развитие устной речи учащихся, навыков выразительного чтения.
ЗАДАЧИ:
познакомить с произведениями поэтов Кольского Заполярья;
повысить учебную мотивацию учащихся;
воспитывать интерес и бережное отношение к истории и культуре своего народа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
выставка книг (сборников стихов) поэтов Мурманской области, выставка рисунков учащихся на тему «Моя малая родина», раздаточный материал (стихи В.Тимофеева, В.Смирнова, Н. Колычева и вопросы к ним), Толковый словарь, мультимедийный проектор, презентация, экран, ПК, рабочие тетради, аудиозапись «Гимн Мурманской области», видеозапись «Моё родное Заполярье!» и видеозапись «Красота Заполярья».
ХОД УРОКА
I Вступительное слово учителя.
1. (Слайд 1, 2). Тема урока. Целеполагание.
2. (Слайд 3). Родина Отечество Отчизна - для нас это наша родная Россия. Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Недаром так много пословиц сложено о ней в народе:
«Нет в мире краше родины нашей»,
«Родина краше солнца, дороже золота»,
«С родной земли – умри, не сходи»,
«Глупа та птица, которой гнездо своё не мило»,
«На родной сторонке и камешек знаком»,
«Своя земля и в горсти мила»,
«Без корня и полынь не растёт»
Корни человека – в родной земле, в языке и культуре народа, в его истории. Ведь «человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи», - утверждает Дмитрий Сергеевич Лихачев
3. (Слайд-4,5) И прежде чем ощутить себя частицей Родины «большой» - Отечества, Отчизны, нашей великой страны России, – каждый человек должен осознать свою причастность к родине «малой», первоначальной, родине в смысле родных мест, отчих краёв. Малая родина – это то место, где ты родился, где тебя любят, понимают, ждут. Это твой дом и твоя семья, твоя улица, твоя школа и твои друзья, твоё село или город.
(Просмотр видеозаписи «Моё родное Заполярье»)
Наша малая родина – Кольское Заполярье, суровая, но прекрасная земля, на которой живут замечательные поэты и писатели. Тема Родины, родного края, родной природы – главная для большинства из них. Сегодня мы продолжим знакомство со стихами Виктора Тимофеева, Владимира Смирнова, Николая Колычева.
II. Чтение и комментирование стихотворения В. Тимофеева «Есть родина с большой и малой буквы». Слово о поэте.
1. (Слайд 6). Ученик: Виктор Леонтьевич Тимофеев родился в 1940 году на Украине, в Харьковской области. С 1956 года живёт и работает в Мурманске. Моряк, журналист, окончил Московский полиграфический институт. В настоящее время является создателем и руководителем издательско-просветительского центра «Русский Север», главным редактором альманаха «Площадь первоучителей», газеты «Славянский ход», председателем регионального фонда культуры. Заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России.
2. Выразительное чтение стихотворения (ученик или учитель).
Есть родина с большой и малой буквы -
как два неравно близких нам лица.
Мы на словах не делим их как будто,
но часто делим их в своих сердцах.
Есть Родина – бескрайние просторы,
границы и парадный блеск столиц.
Есть родина – деревня, средь которой
избушка наша отчая стоит.
Есть Родина – она зовёт в бои нас,
ей наша жизнь и смерть принадлежит.
Есть родина – зелёная наивность,
которая даёт нам жизнь.
И если первой мы не изменяем,
гордимся ею, всюду ей верны,
то для второй, уснувшей за плетнями,
мы всё же чаще блудные сыны.
Она же – за лесами, за полями –
лежит и, не копя обид века,
за нашими вертлявыми путями
участливо следит издалека.
И ведает, что поздно или рано,
стыдясь суетной гордости своей,
все блудные приходят покаянно
и благодарно кланяются ей.
3. Беседа по вопросам.
1) Как вы поняли стихотворение? О чём оно? Как строится стихотворение?
(О родине «большой» - Отечестве, Отчизне, Российском государстве - и родине «малой» - крае, где родился и вырос человек. Стихотворение построено на приёме контраста. Поэт сравнивает «две родины», противопоставляет отношение людей к «родине большой» и к «родине малой»).
2) Какова основная мысль стихотворения? Как помогают понять её строчки: «для второй, уснувшей за плетнями, мы всё же чаще блудные сыны», «все блудные приходят покаянно
и благодарно кланяются ей»? Вспомните библейскую историю о блудном сыне.
(Очень часто люди уезжают из маленьких сёл и деревень, в которых прошло их детство, как блудный сын ушёл от отца, в поисках лучшей, более интересной жизни. Но неизменно, хотя бы мысленно, возвращаются к своим корням, к отчему дому, как пришёл с покаянием к отцу блудный сын, и тот принял его, не помня обиды).
3) (Слайд 7). Словарная работа.
Как вы понимаете определение, данное «родине с малой буквы», - «зелёная наивность»? Объясните значения слов: «вертлявыми», «участливо», «ведает», «суетной гордости». Какую роль играют эти слова в раскрытии идеи стихотворения?
(Они говорят о том, что, по мнению автора, любой человек обязательно, рано или поздно, осознает, что значит для него родная земля, поймёт, что именно здесь находится самое важное, самое дорогое для него в жизни, что он так долго искал в других местах. Сочетание «зелёная наивность» подчёркивает, что «малая родина» лишена внешнего лоска, блеска, парадности, торжественности; здесь всё тихо, скромно, естественно, здесь, на лоне природы, корни человека, истоки жизни народа, государств).
4).Почему автор употребляет местоимения «мы», «нас», «нам» и т. п.?
(Он не отделяет себя от своего народа, он сам уехал когда-то из родных мест и чувствует свою вину, приносит покаяние родной земле).
III. Чтение и комментирование стихотворения В. Смирнова «Я родился у самого края земли». Слово поэта и слово о поэте.
1. (Слайд 8) Ученик. Отрывок из статьи В. Смирнова.
«Севернее нашего Заполярья земли уже нет. Начинается море, неспокойное Студёное, как называли в старину Баренцево море поморы. Над ним возвышаются скалы, возникающие в морских глубинах и круто, почти отвесно, уходящие вверх Где-то высоко, перекрывая грохот прибоя, слышатся пронзительные крики чаек, кайр, глупышей. Птиц несметное количество! Они парят над волнами, садятся на скалы и снова падают вниз, к морю, и никакого леса – лишь порыжевшая трава на болотах, да на белом хрупком ягеле по сухим местам – зелёные веточки брусники да колкие игольчатые кустики вороники.
На юге, с которого открывали Кольский Север смелые и отважные новгородцы, - Белое море. Зимой оно – белая ледяная пустыня, а летом оно совсем не белое: то свинцово-серое, то лазурное, тронутое золотом полярного солнца, то зеленоватое у берега Неспокойное это море. Задует вспучится в море вода, расходятся волны Прибрежную полосу образуют многовековые леса, по зелёному ковру которых – жёлтые и голубые цветы, кустарники черники и брусники... Вся эта пёстрая мозаика придаёт лесам особое очарование»
2. (Слайд 9). Звучит гимн Мурманской области.
3. (Слайд 10). Ученик: Владимир Александрович Смирнов – коренной северянин, родился в посёлке Териберка Мурманской области в 1937 году. Первым из поэтов-северян окончил Литературный институт им. М. Горького, стал первым писателем, уроженцем Кольского Севера, принятым в Союз писателей (1978 год).
Но литературная деятельность Смирнова не ограничивалась только поэзией. Владимир Смирнов – человек удивительно многогранный: журналист телевидения, газетный обозреватель, кольский землепроходец, краевед
Владимир Смирнов сыграл также выдающуюся роль в становлении саамской литературы: он перевёл на русский язык практически все стихотворения Октябрины Вороновой, первой саамской поэтессы.
Владимир Смирнов скоропостижно скончался 27 ноября 1995 года – «по-сыновьи: один на один с Севером, с тундрой, с рекой Туломой. Прощальную песню ему спели берёзы под аккомпанемент метели» (В.Тимофеев).
4. Выразительное чтение стихотворения (ученик или учитель).
Я родился у самого края земли,
Там, где море волну об утёсы дробило.
Прямо в тундру из комнаты двери вели,
И на северный полюс окно выходило.
Здесь июньскою ночью, как в полдень, светло.
Здесь к погоде сложилась такая примета:
Если с Полюса ветер – так, значит, тепло,
Если с Юга – то холода жди непременно.
Там и лес, что покрыт чуть заметной листвой,
Низкорослый, как будто вприсядку он пляшет.
В нём любой самый толстый берёзовый ствол
Годен только на палочки для первоклашек.
Но попробуй-ка кто этот край отними
У меня.
Никому никогда не по силе.
Для меня этот маленький северный мир –
Как трамплин по дороге
К огромной России!
5. Самостоятельная работа (Восприятие стихотворения)
Ответ ученика:
Стихотворение В.Смирнова «Я родился у самого края земли состоит из двух частей. В первой части поэт описывает место, в котором он родился; во второй говорит о своём отношении к родной земле. Связаны они союзом «но». Здесь автор использует приём антитезы – противопоставления. Кому-то может показаться, что тот «край земли», где родился поэт, выглядит непривлекательно, там суровая, скромная природа; его не за что любить. Поэт даже почти не использует тропов его описании. Но, несмотря на это, «этот маленький северный мир» очень дорог ему, он не променяет его ни на какой другой.
С любви к родному краю, «малой родине», начинается любовь к родине «большой» - России. Россия для Владимира Смирнова начинается с этого «края земли»; отсюда начинается его дорога в жизнь, в «мир большой».
6. Учитель. Ребята! У Владимира Смирнова есть замечательное стихотворение «Моё Заполярье». Владимир Попов написал музыку и это произведение считается неофициальным гимном Мурманской области. Я предлагаю вам исполнить его.
(Звучит песня «Моё Заполярье»)
IV. Чтение и комментирование стихотворения Н. Колычева «Тёплый взгляд, лучистый, томный». Слово о поэте.
Слово учителя.
1. (Слайд 12,13). Учитель: «Не сравнивайте Родину свою с иной землёй. То – Родина другого». Эти слова принадлежат поэту Николаю Колычеву. Он неоднократно бывал у нас в гостях.
Ученик: Николай Владимирович Колычев родился в Мурманске. Учился и работал долгое время в Кандалакше. Член Союза писателей России. Сейчас вновь живёт в Мурманске. Автор нескольких книг стихов, вышедших в Мурманске и в Москве, в том числе и в переводе на финский язык. В1998 году впервые выступил с рассказами в журнале «Север», лауреат Всероссийских премий «Ладога» имени А. Прокофьева, «Золотое перо России», Премии имени А. Подстаницкого (Мурманск), член союза писателей России.
2. Выразительное чтение стихотворения (ученик или учитель).
Тёплый взгляд, лучистый, томный
По-кошачьи щурит печка.
Выйду с вёдрами из дома
По певучему крылечку.
Дым растёт из крыши старой
Белым деревом высоким.
Солнышко снежинкой алой
Мне покалывает щёки.
На заборе-частоколе
Чудо-холст, парчовый иней.
И заснеженное поле
Розовым цветёт и синим.
С куполов небес берёза
Потянула чёткий лучик,
Звонким языком мороза
Тронув колокол плакучий.
Светлым тоном, чистым ладом
Осыпают звуки душу
Никуда спешить не надо,
Замерев, смотри и слушай.
Суета от веку лжива.
До покоя – не домчаться.
Лучше с вёдрами большими
Каждый день ходить за счастьем
Меж сугробов по дорожке
Там, совсем по-человечьи
Грея берегов ладошки,
Полыньёю дышит речка.
3. (Слайд 14) . Беседа по вопросам.
1) Каким настроением пронизано стихотворение? Подберите слова – существительные и прилагательные, - которые выражают чувства лирического героя, его отношение к окружающему миру и сам этот мир.
2) Какова основная мысль стихотворения? Как показаны в нём взаимоотношения человека и природы?
(Светлая, тихая радость; полная гармония между человеком и живой, одушевлённой природой; отрешённость от обыденной людской суеты; счастье – в единении с природой).
3) Какие средства речевой выразительности использует для этого поэт? Словарная работа: томный, лад, суета.
(Тропы – олицетворение, сравнение, метафора - примеры; аллитерация - примеры; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами - примеры; антитеза – «спешить», «домчаться» – «замерев», «ходить»: противопоставление суеты жизни современного человека тихой, размеренной, спокойной жизни среди природы).
4) Нужно ли человеку «покорять» природу? Как вы думаете? Обоснуйте своё мнение.
V (Слайд 15). Обобщение и закрепление. Просмотр видеофильма «Красота Заполярья». Создание синквейна: «Родина».
(Сначала выслушиваются варианты, предложенные учащимися, затем можно показать образец на слайде).
VI. (Слайд 16) Чтение стихотворения В.Семёнова «Люблю я Заполярный край».
Люблю я Заполярный край
за крайности
и за бескрайность;
за то, что чувство это
вкралось,
другого чувства
не украв.
Не заслоняя от меня
Равнины моего рожденья,
Светло,
Почти без наважденья,
Отроги Кольские манят.
Люблю взойти на самый верх,
Взглянуть на Кольский полуостров,
Где всё затем
и низкоросло,
Чтоб был высоким
человек.
ВЫВОД: У каждого человека своя родина, каждый человек любит свой родной край, для него он – самый дорогой и красивый. Нельзя утверждать, что твоя родина лучше какой-либо другой. Нельзя их сравнивать, как нельзя сравнивать матерей: чья лучше? Надо помнить, что все мы живём на одной планете, что Земля – наш общий, прекрасный дом.
VII Итоги урока. Рефлексия.
Что такое родина для тебя? С чего начинается её осознание? Что значит быть сыном своего времени, своего Отечества?
Что нового для себя ты узнал на уроке? Что больше всего понравилось и запомнилось? Над чем ты задумался? И др.
VIII Домашнее задание.
1) Выучите наизусть одно из стихотворений о Родине В. Тимофеева, В. Смирнова или Н. Колычева.
2) Выразите своё впечатление от любого стихотворения в красках (сочетании цветов, цветовых пятнах); с помощью рисунков; в технике аппликации или коллажа; используя художественные фотографии, «созвучные» изобразительному ряду стихотворения (на выбор).
Литература:
Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю. Мурманск: Кн. издательство, 1988г.
Пантелеева Л.Т., Лавданский Э. Храни любовь родного очага. Мурманск: МГПИ,1994г
Литература Кольской земли: Хрестоматия для 9 - 11 классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Л. Т. Пантелеева, Т. П. Агапова, Л. Д. Жданова, Л. Д. Шахова, О. Д. Родченко; Под общ. ред. Л. Т. Пантелеевой. – Мурманск: МОИПКРО, 2004. – 336 с., 344 с.: илл.
Утков П.Ю., Фёдоров П.В. Кольский север: история и культура. Мурманск, 2002г.
13PAGE 15
13PAGE 14715
·Заголовок 115