Исследовательская работа по теме: Исторический романс Нищая
Исследовательская работа
Исторический романс
«НИЩАЯ»
Содержание:
1.Вступление:
Обоснование выбора темы, актуальность, новизна, мотив выбора, цели, задачи, методы, приёмы исследования.
2. Теория по теме. Точка зрения ученых на данную проблему. Своя собственная гипотеза.
3. Основная часть работы:
Описание эксперимента, исследования.
4. Заключение.
5. Литература.
6. Приложения.
Эпиграф:
«Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение»
/Академик Д.С.Лихачёв/
1.Вступление:
Цель: Исследование воздействия творчества Д. Ленского и композитора А.Алябьева на развитие личности учащегося (на примере романса «Нищая»).
Предмет исследования: Исторический романс «Нищая», Слова Беранже (в переводе Д. Ленского, Музыка А. Алябьева.
Объект исследования: Процесс формирования восприятия творчества Д. Ленского и композитора А.Алябьева , как составляющей фактора развития культуры личности.
Приёмы исследования:
анализ биографических данных в литературных источниках;
музыкальный анализ произведения;
исследование социально-общественной значимости романса «Нищая» ;
анализ творчества Д. Ленского и А. Алябьева.
Методы исследования:
анкетирование;
опрос.
Экспериментальные задачи исследования. Исследовать:
эмоциональное воздействие романса «Нищая» на личность учащихся;
историческую значимость романса;
эстетическое воздействие романса «Нищая» на личность учащихся как фактора формирования высокого художественного вкуса;
жанр исторический «романс».
что пишут учёные о роли эмоций и о влиянии музыки на человека?
Практическая значимость:
открываются широкие возможности для внедрения в жизнь учащихся нравственных качеств : сострадания, уважения, взаимовыручки, понимания;
вырабатывается потребность к изучению как музыкального произведения, так и историко-теоретической интерпретации.
Актуальность:
В наше время так же присутствует социальная незащищённость людей искусства. Великие талантливые люди часто живут на пенсии в нищете и бедности, или их просто забывают.
«Человек ответственен за судьбу мира в той же степени, как и за свою , личную судьбу»
/Философ Н.А. Бердяев/
Мы познакомились с романсом «Нищая» на уроке музыки. Это был дополнительный материал. Романс нам очень понравился. Нам интересно было узнать: историю создания этого романса, авторов стихов и музыки, исполнителей, судьбу героини романса и что такое сам жанр «исторический романс», а так же воздействие романса на учащихся. Мы изучали материал по этой теме: читали статьи, слушали романс в исполнении разных певцов, сравнивали, сопоставляли, анализировали, искали иллюстрации к романсу. В итоге получился реферат, который мы оформили в презентацию, где отразили ключевые моменты о содержании нашей работы.
Наша гипотеза: Мы предполагаем, что этот романс и имена авторов незаслуженно забыты и его очень редко исполняют певцы.
Цель. Выяснить: какое мнение у музыковедов и искусствоведов по этому вопросу?
Что же такое жанр « романс»? Мы нашли эту информацию в теоретических источниках по музыке. Романс возник в Испании. Это вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В России название «романс» носили вокальные произведения, написанные на французский текст (хотя бы и русским композитором). Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное выразительное значение и является равноправным участником ансамбля. Жанр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сформировался на волне веяний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие.
Что же такое исторический романс? Задачей исторического романса является изображение людей в условиях конкретного исторического времени. Не пересказ крупных исторических событий, а воссоздание художественными средствами образа тех людей, которые в этих событиях участвовали.
Наше исследование продолжается. Теперь надо найти авторов слов и музыки. К нашему удивлению стихи написал известный французский поэт Беранже. Дми
·трий Ле
·нский (русский драматург, актёр) сделал перевод, а композитор Алябьев сочинил музыку. Такова история создания этого романса. Нас так же заинтересовали биографические данные этих людей, когда романс первый раз исполнялся и кто были исполнители. Мы нашли эту информацию в статье известного музыковеда А. Майкапара и отразили её ниже.
Чем же заинтересовал этот сюжет композитора и драматурга? Героиня романса - бедная старая женщина, в прошлом – знаменитая певица, в настоящем – нищенка, просящая милостыню у храма. Тема театра была близка Ленскому: ему ежедневно приходилось встречаться со старыми артистами, когда-то блиставшими на сцене, бывшими кумирами зрителей, но к старости вынужденными влачить нищенское существования. Стихотворение «Нищая» вызвало в душе композитора Алябьева отклик своей болью. Этот романс знаменует переход Алябьева от создания лирических произведений к драматическим.
Дми
·трий Ле
·нский (настоящая фамилия Воробьёв;( 18051860) перевел стихотворение П. Беранже на русский язык в 1840 году. К этому времени Д.Ленский был уже известным переводчиком, драматургом и актёром. Написал около ста драматических сочинений и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 70 водевилей: «Лев Гурыч Синичкин», «На подмостках сцены» и другие. На русских театральных сценах 19 века постоянно шли его водевили переводные, французские. Он брал за основу французский сюжет и наполнял его «русским» содержанием.
Пьер Жан де Беранже ( 17801857) известный французский поэт, сочинитель песен социальной направленности. Его детство выпало на революционные годы. С течением времени его песни приобрели романтическую окраску
Александр Алябьев (17871851) один из самых известных русских композиторов .Социальное неравенство стало темой русской литературы первой половины 19 века. В этот период Алябьев обращается к сюжетам социального значения. Когда именно он положил стихи на музыку, точно неизвестно. Некоторые исследователи называют 1844 год.
Романс «Нищая» относится к вершинным достижениям Алябьева в этой сфере. Это образ «маленьких людей» «нищей Руси»,бесправных , задавленных судьбой. В трактовке текста Алябьеву удалось найти обобщающий музыкальный образ, раскрыть трагедию униженного и обездоленного человека. Безысходность человеческого горя, в тонкой атмосфере зимней природы, метко и лаконично передан в музыке. Начальная мелодическая интонация, положенная в основу фортепианного сопровождения, далее развивается и в вокальной партии как «лейтмотив скорби». Романс стал широко известен. Повторение строки «Подайте милостыню ей!» призывает к состраданию, любви и придают сочинению глубокий общественный смысл.
Когда романс «Нищая» впервые прозвучал со сцены, точных данных нет. Но было это в Москве. Исполнителей этого, одного из самых великих русских романсов, множество. Романс входил в репертуар выдающихся певцов. Каждый по-своему передавал его трагизм: кто-то грустно подмечал философию жизни, кто-то более акцентировал внимание на общей безысходности, кто-то пел о смиренности судьбе, кто-то обличал презрение окружающих к старой жалкой нищенке, заканчивающей жизнь на паперти, кто-то поднимал романс до социальной проблематики.Среди исполнителей: Александр Ведерников, Людмила Зыкина, Людмила Гурченко, Жанна Рождественская, Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Валерия, Жанна Бичевская, Александр Малинин и другие.
В начале ХХ столетия возникло новое искусство кинематограф . Появилось несколько фильмов, созданных по сюжетам русских романсов. Не избежал судьбы экранизации и романс «Нищая». В 1916 году режиссер Яков Протазанов стал автором фильма «Нищая» («Подайте Христа ради ей»). В главных ролях: Николай Браницкий, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие.
Вывод: Романс «Нищая» - это не забытый романс, как мы думали вначале наших поисков. Это великий русский романс, который исполняли выдающиеся певцы и на сюжет этого романса (в 1916 году) был создан художественный фильм. Значит романс имеет огромное историческое значение для русской культуры.
Вторая часть нашего эксперимента. Мы считаем: Музыка тесно связана с жизнью и имеет огромное эмоциональное и нравственное влияние на личность учащегося. Нам надо выяснить:
1.Каково эмоциональное, нравственное и эстетическое воздействие романса «Нищая» на учащихся?
2.Могут ли такие произведения способствовать формированию высокого художественного вкуса учащихся.
3.Что пишут учёные о роли эмоций и о влиянии музыки на человека?
В эксперименте участвуют учащиеся 3а, 3б и 3в классов. После краткого введения учащихся в тему: ознакомлением с жанром «исторический романс», авторами слов и музыки, показом иллюстраций к романсу, чтением текста, учащимся было предложено прослушать романс и ответить на следующие вопросы письменно.
Анкета:
1.Понравился ли мне этот романс? (да, нет, не знаю, не очень)
2.Что я чувствую, слушая этот романс: гнев, сострадание, отчаяние, жалость, боль, тревогу, желание помочь, беспомощность, безразличие, страх?
3.Нужно ли слушать произведения такого плана?
4. Соответствует ли музыка стихам?
Мы предложили учащимся обсудить эту тему устно.
Опрос:
1. Чему учит этот романс? Какой вывод можно сделать?
2.Может ли в наше время произойти такая история?
3.Как я поступлю, если встречу на своём пути такого человека?
Мы обработали информацию. Приводим полученные результаты 3б класса.
В эксперименте принимало участие 24 учащихся. На первый вопрос: Понравился ли этот романс? 16 человек ответили «да», 8 –«не знаю»;
На второй вопрос: Что я чувствую? 19 человек ответили «сострадание, желание помочь», 3 человека-«жалость, страх, беспомощность», 2 человека остались безразличными»; на третий вопрос: Нужно ли слушать такие произведения? 19 человек ответили «да», 6-«не знаю»; на вопрос: Соответствует ли музыка стихам? 21 человек ответили «да», 4-«не совсем».
В устном опросе учащиеся рассказывали о том, как они и их родители поступали в таких ситуациях. Почти все помогали нуждающимся людям едой, одеждой, советами и испытывали при этом положительные эмоции. Лишь 2 человека ответили, что они прошли бы мимо и сказали нищим, что надо работать. Мы зачитаем выдержки ответов учащихся.
Вывод: Музыка оказывает огромное эмоциональное и воспитательное воздействие на души и сердца людей.
Что же пишут учёные о роли эмоций и о влиянии музыки на человека?
Мы исследовали мнения учёных на эту тему ( приводим ниже).
Известный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих двух тезисах:
1)вне эмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки;
2)восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир [18].
Он писал: «Понять художественное произведение - значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно».[19, с.55].
Один из ведущих исследователей эмоциональной сферы личности Изард К.Э. даёт следующее определение понятию: «Эмоция - особая форма психического отражения. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» [9, с.29]. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определенное русло».
Петрушин В.И (исследователь эмоциональной сферы личности) в своей книге «Психология музыкального восприятия» пишет: «Очень интересен подход, заключающийся в изучении взаимодействия и сравнении жизненных эмоций (вызванных реальными жизненными событиями) и так называемых художественных (эстетических) эмоций (вызванных в процессе восприятия произведений искусства, в частности музыкального). Жизненный компонент иногда наделен отрицательной эмоцией, а художественный (музыкальный) чаще всего положительной.
Вывод:
Наше мнение совпадает с мнением учёных по этому вопросу. Гипотеза подтвердилась. Нам интересно было так же узнать, что между жизненными и художественными эмоциями есть разница. Это значит, что если бы мы в реальной жизни встретили нищую, просящую милостыню, то у нас могла бы возникнуть отрицательная эмоция. Эстетическая эмоция от прослушивания музыки, в основном, положительная.
Заключение:
Эта тема очень актуальна. В наше время так же присутствует социальная незащищённость людей искусства. Жизнь в реальности отличается от той, что нам показывают в кино, и она очень часто заканчивается не счастливым концом, а трагедией. Великие талантливые люди, актеры, музыканты, известные нам с детства , часто живут на пенсии в нищете и бедности, или их просто забывают. Мы живем в такой богатой стране, а о любимых кумирах позаботиться не можем. Это трагично и вызывает сострадание.
Что же пишут русские философы о сострадании. Н.А. Бердяев: «Человек ответственен за судьбы мира в той же степени, как и за свою, личную судьбу». Он видел долг человека в участии во всеобщем спасении. Бердяев демонстрирует подлинное человеколюбие, с его острой любовью к человеку, верой в его возможности и стремлением изменить существующее положение вещей, преобразовать застывшие и уродливые формы отношений человека к миру, людям, к себе самому. Философ И.А.Ильин: «Жалость, сострадание, ответственность характеризуют естественное и полноценное существование личности. Добро раскрывается при помощи понятий любви, духовности, совершенства. Человек признается духовным только тогда, когда он добровольно и активно стремится к Совершенству и ко всему в жизни подходит с меркой божественности: истинности, красоты, добра.
Вывод: Слушайте классическую, красивую музыку, которая вызывает положительные эмоции, формирует наш вкус и делает нас чище и добрее.
Мы заканчиваем нашу работу словами известного французского писателя, учёного – музыковеда Ромена Роллана: «Истинно велик тот, кто велик сердцем!».
Литературные источники:
1.Бердяев Н.А. История философии - Ростов Н/Д: «Феникс», 2004
2.Библиотека русского романса. Статья Ж. В. Шануровой 1999 Болдин Б.К. 3.Статья «Нищая» на сайте «Русский огонёк» 2000г.
4.Ильин И.А. Путь к очевидности. Москва, изд. «Республика», 199
5.Кюи Ц. A., Русский романс, СПБ, 1896;
6.Pиндейзен Н., Русская художественная песня, М.-Лейпциг, [1905];
7.Петрушин В.И «Психология музыкального восприятия». 2007 №2.
8.Пьер-Жан Беранже , «Нищая» /Векипедия/
9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2001г
10.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М., 1961.
Приложения
Иллюстрации к романсу «Нищая»
Полный текст романса:
Зима. Метель. И в крупных хлопьях,
При сильном ветре, снег валит.
У входа в храм одна в лохмотьях
Старушка нищая стоит.
И милостыни ожидая,
Она все тут с клюкой своей.
И летом, и зимой босая
Подайте Христа ради ей!
(вариант: Подайте ж милостыню ей!)
Сказать ли вам Старушка эта
Как двадцать лет тому жила.
Она была мечтой поэта.
И слава ей венок плела.
Когда она на сцене пела,
Париж в восторге был от ней.
Она соперниц не имела
Подайте ж милостыню ей!
Бывало, после представленья
Ей от толпы проезда нет.
И молодежь от восхищенья
Гремела «браво» ей вослед.
Вельможи случая искали
Попасть в число её гостей;
Талант и ум в ней уважали.
Подайте ж милостыню ей!
В то время торжества и счастья
У ней был дом; не дом дворец,
И в этом доме сладострастья
Томились тысячи сердец.
Какими пышными хвалами
Кадил ей круг ее гостей -
При счастье все дружатся с нами,
При горе нету тех друзей
Святая воля провиденья
Артистка сделалась больна,
Лишилась голоса и зренья
И бродит по миру одна.
Бывало, нищий не боится
Прийти за милостыней к ней.
Она у вас просить стыдится
Подайте ж милостыню ей!
Ах, кто с такою добротою
В несчастье ближним помогал,
Как эта нищая с клюкою,
Когда амур её ласкал.
Она все в жизни потеряла!..
О! Чтобы в старости своей
Она на промысл не роптала,
Подайте ж милостыню ей!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] романса «Нищая» 1844г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Д. ЛЕНСКИЙ
А. АЛЯБЬЕВ
Романс "Нищая"Рисунок 2Романс "Нищая"