Урок на тему: Есенин…Это имя в сердце носим…








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТЕМЕ:
«ЕСЕНИНЭТО ИМЯ В СЕРДЦЕ НОСИМ »















УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
ЧЕСТНЫХ ВАЛЕНТИНА ЮРЬЕВНА




















































МИЧУРИНСК



1 Учитель. Как вы уже поняли, урок у нас сегодня несколько необычный. Он посвящается Сергею Есенину, и сегодняшний наш урок, урок - памяти, урок-концерт.
К уроку я даю задание. По ходу урока у вас должен родиться план, по которому можно написать сочинение-миниатюру, а поскольку мы говорим о поэзии, то пункты плана могут быть строчками стихов.
2 На другой части доски записаны слова “В словарь”.
Здесь даны слова, которые встретятся вам по ходу урока и правописание и значение которых надо запомнить.
В словарь: Русь, Россия, Родина, "страна березового ситца", "поэт золотой бревенчатой избы", метафора.
Метафора - художественный прием, основанный на сходстве явлений действительности.
3 Учитель. Две даты:3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая дата - дата рождения, вторая - смерти поэта. 30 прожитых поэтом лет... много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал , в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 -путешествовать и 30 - писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается, всеми цветами радуги /обращает внимание учащихся на выставку книг поэта/.
То, что создал поэт - это целый мир, это задушевная песнь о великом и вечном - о России.
Чтец: Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой
кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленый лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю!"-
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
Учитель. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драгуном и ходил всегда в царапинах, вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Чтец: Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с развитым носом
Приходил я к себе домой ...
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Неспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Учитель. Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-1? годам Дальше поэт рассказывает о его встрече с А.Блоком. "Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта”. А.Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал:"9 марта 1915 года ДНЁМ У меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые голосистые...'*

Чтец:
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем

Учитель. Родина, Россия была, для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: "Россия... Какое хорошее слово... и «роса, и сила", и синее что-то»...
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку...
Это им сказано: "Нет поэта без Родины” для нее берег в заветные эпитеты. Слово "Русь" было для него любимой
Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатый, Звериных стихов моих грусть Я кормил резедой и мятой.
О пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть, На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь...

Учитель. Есенин - поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».
Чтец: Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И,пожалуй , всякого спроси - Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы...
Учитель. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой - ризою
Выструги стропил,
Вечер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль

Учитель. В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось...
и тогда, когда она превращается в
Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное -Дышит запахом меда и роз...

4 Учитель. С Годиной связана лучшая метафора Есенина - "страна березового ситца”. Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее. Спит черемуха в белой накидке,"Словно белою косынкой, подвязалася сосна”, "Отговорила роща золотая березовым, веселым языком". Песня «Отговорила роща золотая»
Ведущий. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.
Чтец: Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил.
Распевал им песни под метель о лете
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
Учитель. По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен ощущением нерасторжимой связи с родной природой и с тем жизненным укладом деревни, который нашел отражение в произведениях русского фольклора.
ПЕСНЯ". "Не жалею, не зову, не плачу...”

Учитель. О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирическая повесть о себе и своем времени предельно искренна и правдива. К себе он был беспощаден: «себя вынимал наиспод". Деревенский мальчик, желтоволосый, с голубыми глазами, который впервые "схлестнулся" с рифмой и сказал себе:"Всю душу выплесну в слова". Кудрявый и веселый юноша бросающий со сцены упругие и размашистые слова:"Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир". Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: ...Куда несет нас рок событий..." Зрелый мастер, ясно сознающий свое призвание: "Хочу я быть певцом и гражданином". Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новые черты. Не случайно его заметка "О себе", помеченная октябрем 25 года, заканчивается словами: "Что касается остальных биографических сведений - они в моих стихах"."...Я наверно, навеки имею нежность грустную русской души”, - сказал он однажды. Прочитайте его стихотворения разных лет и вы не сможете не согласиться с поэтом, многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью:

...Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружишь,
Слушай - под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь,,.
Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и тол г ко, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери. О первом чтении Есениным стихотворения "Письмо к матери” вспоминает писатель Иван Евдокимов". Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:
Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта...
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Дальше мои впечатления пропадают,- заканчивал Евдокимов,- потому что зажало мне крепко и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал...
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, при в е т! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то же: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся, Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад Не буди того, что отмечалось, Но волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Учитель. Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанский раздолий Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Учитель. О животных, о "братьях наших меньших" поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: "Корова11, "Песнь о собаке", "Лисица", "Лебедушка" "'Поет зима, аукает..." В этих стихах Есенин признается:» Для зверея приятель я хороший","Каждый стих мой душу зверя лечит","Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать".Есть у Есенина стихотворение - "Собаке Качалова*'. Придя в гости к великому артисту , поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминает сам артист Василий Иванович Качалов:"и отыграл спектакль, прихожу домой. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима...Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима - они уже познакомились и сидели на диване вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: "Что это за лапа, я сроду не видал такой1". Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо... Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятней.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и не всяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Учитель. Время Есенина - время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением," . самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом "Европы". Поэт пытался разобраться в происходящем: "Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь". Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни:
...Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песней лай.
Уж сколько лет наш тихий быт
Утратил мирные глаголы
Как оспой, ямами копыт
Изрыты пастбища и долы, Немолчный топот, громкий стон, Визжат тачанки и телеги Ужель я сплю и вижу сон, Что с копьями со всех сторон Нас окружают печенеги?
Учитель. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, нож не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий,
Чтец: Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою,
Учитель. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют "зимним", так как в нем преобладает
зимним ландшафт, но это только внешний, чисто зрительный признак.
Главное же здесь - воспоминания поэта о своей жизни.
Чтец: Снежная равнина, белая луна
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Учитель. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти.
Чтец: Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Сердцу приятно с тихою болью Что-нибудь вспомнить из ранних лет
Учитель. "Тихая боль'* с такой силой вонзилась в сердце поэта, что при чтении этих стихов он едва сдерживал слезы. «Начал читать» Синий туман Снеговое раздолье...,»- рассказывает Грузинов. - Вдруг остановился - никак не мог прочесть заключительные восемь строк этого вещего стихотворения... Его охватило волнение. Он не мог произнести ни слова.. Его душили слезы. Прервал чтение. Через несколько мгновений овладел собой. С трудом дочитал до конца последние строки»..
Чтец: Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей, -
Вот почему так тянусь я к людям,
вот почему так люблю людей.
Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас, -
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.
Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею и я не печален.
Мне все равно та жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.
...

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

Учитель. «Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем не много.
Чтец: Мне осталась одна забава:
Пальцы - в рот - и веселый свист,
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога, не верил
Горько мне,- что не верю теперь.
Золотые далекие дали
Вее сжигает житейская мреть
И похабничал я и скандалил, Для того, чтобы ярче гореть.
Учитель. На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо Александру Борисовичу Кумкову, поэту, знакомому Есенину по имажинистскому кружку. Вот выдержки из письма, ярко иллюстрирующие состояние поэта: "... тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным а. как вспомню Россию, вспомню, что таи ждет меня, так и возвращаться не хочется."Помню, мне законному сыну российскому в своем государстве пасынком быть. А теперь злое уныние находит на меня".
Много передумал и перечувствовал Есенин в то время. Уже началась травля крестьянских поэтов, которая привела к вычеркиванию из жизни сначала Алексея Ганина, позже - Сергея Клычкова, Николая Клюева... Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице. "Англетер", ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство?- Нет пока точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение.


Чтец: До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей. Чтец: В маленькой мертвецкой у окна Золотая голова на плахе; Полоса на шее не видна - Только кровь чернеет на рубахе. Вкруг, на лавках, в полутемноте, Простынями снежными белея,- 19 неподвижных тел - Ледяных товарищей Сергея. Я присел на чей-то грубый гроб. И гляжу туманными глазами, Подавляя слезы и озноб, Застывая и давясь слезами. За окном пустынный белый двор. Город спит. Но спят ли те, кого Эта весть по сердцу полоснула,- Что не стало более его, Что свирель ремнем перехлестнула? Нет, не спят...Пускай темны дома, Пусть закрыты на задвижки двери, Там, за ними - мечутся впотьмах Раненные ужасом потери... Там не знают, где бесценный труп, Тело ненаглядное, родное; И несчетность воспаленных губ Хрипло шепчет имя дорогое,.. В ледяной мертвецкой у окна Золотая голова на плахе; Полоса на шее не видна; Кровь, и - лист, приколотый к рубахе.
Учитель. 31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину.
Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге - почти полвека - Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!
Чтец: Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит? Да кто ж 'так Русь свою поймет И сгоряча бел свет оставит? Уже водица мерзнет в сенях. Опять октябрь...Грусть деревень... Вспахали зябь...Сергеев день... Хоть годы - счастливы, быстры, Есенин... Это имя в сердце носим, В помин его летят листы Со всех, берез русоволосых! Заплакав, гуси даль пронзают. Звенит осинник в синь дождей. И в честь его себя сжигают Рябины по России всей!
Чтец: Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы - сестры русского рассвета -
Сбежались у околицы села.
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло - он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже -
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села!
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала...
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его - Россия -
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
.
Сергей Есенин-то не просто имя,-
России стихотворная душа. Учитель. Вот и прошел урок. Конечно, за один урок невозможно полно охватить творчество поэта, но мне хочется сказать огромное спасибо всем, кто сегодня помогает мне в проведении этого урока, кто душой и сердцем окунулся в те годы.
И в заключении послушайте отрывок из рассказа В.Астафьева «Есенина поют»/если останется время./
4 Подведение итога: 1. Объявление оценок за чтение стихов.
2.Проверка составленного плана по материалу урока \2-3обучающихся читают свои планы ,преподаватель проверяет эти планы
3. Проецируется на доске "возможный вариант плана , записанный на кадоскопе /если потребуется/.
1. "Нет поэта без Родины".
2. "Чувство Родины - основное в моем творчестве".
3. "Письмо матери".
4. "Персидские мотивы".
5. "Время крутых поворотов в истории России»
6. "Сергей Есенин-то не просто имя...»
5 Домашнее задание.
1. Написать сочинение – миниатюру “Что я знаю о Сергее Есенине? ”
2. Наизусть стихотворение С. Есенина.
3. стр. 203-221 В. Журавлев. Литература, использованная на уроке:

Избранные стихи С.Есенина, В.Князева, Т.Смертиной, Т. Зубковой.
Материалы журнала «Литература в школе»
«Затеси» В.Астафьева\. – М, 2000
К.Воронцовой «Мой край, задумчивый и нежный!», - М, 2005
Ю.Прокушев «Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха», - М, 2008






















15