Программа Воспитание основ поликультурной компетентности у старших дошкольников
Программа воспитания основ поликультурной компетентности сторших дошкольников "Я и мир вокруг"
Цель программы: Формирование основ поликульторной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
·формировать представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и индивидуальности других детей;
воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим, терпимости к непохожести – толерантности;
формировать у детей навыки социальной ответственности;
развивать понимание таких нравственно обусловленных ценностей как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание;
обеспечить воспитание достойного гражданина России;
знакомить с другими странами и народами, особенностями их культуры;
воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;
способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом.
Первый блок «Моя семья»
Цель: осознание родственных связей и отношений в семье; игровое освоение традиций общения в семье; знакомство с основами генеалогии.
Второй блок «Я и другие»
Цель: осознание себя как личности и своего места в окружающем мире, формирование поло-ролевой идентификации, осознание назначения роли мальчика будущего мужчины – защитника мамы и Родины, воспитание в детях мужества и смелости (в мальчиках – желание подражать богатырям) умения дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях.
Третий блок «Мой город, моя страна».
Цель: обогащение понятия “город” историко-культурным и экологическим содержанием; гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие; осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.
Четвёртый блок «Планета людей
Цель данного цикла – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.
Пятый блок «Дружат дети на планете»
Цель: сформировать некоторые представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов, об использовании свободного времени. Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов (избавить людей от болезней, войн, голода). Развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите мира; воспитывать интерес к детям других национальностей.
Шестой блок «Воспитание сказкой»
Цель: решение проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; сочинение сказок и историй самими детьми.
«Моя семья» (4 занятия)
Программное содержание Название темы Количество занятий Название методического пособия
Подвести детей к осознанию слова «семья» в его широком значении, то есть семья – это род, к которому они принадлежат; помочь ориентироваться в родственных связях; своей родословной.
Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, чувство семейной сплочённости, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением к ним. Дать представления о способах поддержания родственных связей.
«Семья – 7 Я»
1занятие
С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр. 113.
О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка».стр.46
Учить детей понимать, что недопустимо проявление грубости, чёрствости к своим близким, к воспитателю, к другим людям. Раскрыть значение вежливых слов «Право на любовь и заботу» 1 занятие
С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр. 131.
С.А. Козлова «Мой мир»стр.42
Познакомить детей с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки. «Принимаем гостей» 1 занятие
О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.65-69
Дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близким людям. «Все профессии нужны – все профессии важны» 1 занятие
О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.85 – 89
«Я и другие» (10 занятий).
Программное содержание Название темы Количество
занятий
Название методического пособия
Формировать у ребёнка положительное отношение к своему «Я», познакомить с правами на имя, отчество, фамилию. Дать детям возможность почувствовать собственную значимость и радость дружбы.
Воспитывать уважительное отношение к людям, потребность называть их по имени. «Что в имени тебе моём»?
1занятие
С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр. 81, 85, 91.
О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка», стр.58
Развивать умение рассказывать о себе, о своих мечтах, желаниях, планах.
Развивать интерес к своему детству, к своему будущему. «Мои мечты» 1занятие
С.И. Семенака «Уроки добра», стр.74
Воспитывать чувство собственного достоинства,
самоуважения, стремление не повторять действия
или поступки, которые вызывают отрицательное
отношение окружающих.
«Учимся анализировать поведение, управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации» 1 занятие
С.И. Семенака «Уроки добра», стр. 55-62
О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка», стр.37
Развивать способность понимать эмоциональное состояние сверстников; формировать социальное доверие; развивать внутреннюю активность, коммуникативные навыки. «Самый сказочный и небывалый, самый волшебный цветок» 1 занятие
Е.Н. Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников»
Обратить внимание детей на особенности характера и поведения сверстников в группе. Учить детей понимать необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость, выразить восхищение). «Учимся понимать чувства других людей» 1занятие
С.И. Семенака «Уроки добра», 46
О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка», стр.40
Побуждать детей проявлять интерес к событиям жизни детей разного возраста. Дать знания о том, в чём конкретно может проявляться внимание и забота старших детей о малышах (в помощи, в обучении, в положительных примерах). «Присматривай за малышами» 1занятие
О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.29
Содействовать освоению культуры общения со сверстниками.
«Ласковое словечко - доброе сердечко 1 занятие
Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»
Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям, чувство взаимопомощи. «Добрые и злые поступки» 1 занятие
С.И. Семенака «Уроки добра «
О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка», стр.31
Формировать у детей представления о сходствах и различиях между мальчиками и девочками. Дать представление о том, что внешность является и показателем воспитанности человека. Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек. «Леди и джентльмены» или
«Мальчик и девочка»
1 занятие
З.С. Дыникова «Сейте разумное, доброе, вечное», стр.31
Л.М. Шипицына «Азбука общения», стр. 367-376
Иметь представление о школе, жизни школьников. Проявлять стремление к школьному обучению.
«Учиться – всегда пригодиться» 1 занятие
С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр.144
А.В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной к школе группе», стр.84
«Мой город, моя страна» (5 занятий)
Программное содержание Название темы Количество занятий,
время
проведения
Название методического пособия
Развивать интерес к городу, в котором живёт. Формировать
представления о его истории, достопримечательностях «Это город мой, это город твой, это город наш родной» 1 занятие
В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие), стр.107
Содействовать возникновению желания узнать о
стране, в которой живёт. «Наша страна – Россия» 1занятие
Н.Г. Зеленова «Мы живём в России» (подготовительная группа), стр. 24
Содействовать возникновению желания узнать о
некоторых фактах истории страны. «Как жили славяне» 1занятие
Н.Г. Зеленова «Мы живём в России» (подготовительная группа), стр. 26
С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр.116
О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка». стр.71
Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. «Какие народы живут в России» 1 занятие
Н.Г. Зеленова «Мы живём в России» (подготовительная группа), стр. 47
Сформировать понимание, что все народы чтят своих предков, великих людей, прославивших страну и своё имя. «О людях, прославивших своё имя» 1 занятие
С.А. Козлова «Мы имеем право», стр.86
С.А. Козлова «Мой мир», стр.106
«Планета людей» (7 занятий)
Программное содержание Название темы Количество
занятий
Название методического пособия
Сформировать представление о прошлом, настоящем и будущем людей на земле. «Как появился человек на земле» 1 занятие
С.А. Козлова «Мой мир», стр. 132
Формировать интерес к самобытности и неповторимости других народов; развивать навыки работы в группе; воспитывать уважение, толерантное отношение ко всем людям, чувство гражданственности, патриотизма. «Наши соседи» 1 занятие
Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр. 26
Познакомить с потребностью людей разных стран в жилье, систематизировать знания детей о жарких странах, о том, как могут выглядеть дома в зависимости от климата; развивать интерес к другим культурам; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. «У каждого человека есть свой дом» 1 занятие
Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.34
Вызвать у детей желание узнавать о традициях народов разных стран.
«О праздниках народов мира» 1 занятие
С.А. Козлова «Мы имеем право!». Стр.156
Познакомить детей с особенностями национальных костюмов некоторых народов; показать сходство и различие в облике разных народов;
развивать интерес к другим народам, их быту, традициям;
воспитывать патриотические чувства. «Как Мальчик с пальчик покупал себе наряд» 1 занятие
Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр. 38
Сформировать понимание, что все люди стремятся к миру, выступают против войны.
«Мир на всей планете» 1занятие
В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» (познавательное развитие), стр.127
Сформировать понимание, что все люди на земле охраняют природу;
Как люди на земле природу охраняют 1занятие
Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр.135
.
«Дружат дети на планете» (6 занятий)
Программное содержание Название темы Количество
занятий
Название методического пособия
Сформировать некоторые представления о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов, об использовании свободного времени. «Дети мира»
1занятие
С.А. Козлова «Мы имеем право!», стр.169,149
С.А. Козлова «Мой мир», стр.135
О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка». стр. 25
Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр. 46
Сформировать у детей представление о том, как можно выразить всем детям на земле свои дружеские чувства, как можно помочь голодающим или бедным детям. «Что такое милосердие» 1занятие
С.А. Козлова «Мой мир», стр.49
Развивать стремление детей совершать добрые поступки для всех народов (избавить людей от болезней, войн, голода) Пусть добро навеки побеждает зло 1 занятие
О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка». стр.14,17,32
Сформировать понятие о том, что дети всех стран оберегают всё живое на Земле. «Береги всё живое на земле» 1 занятие
О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда», стр.34-40
Развивать умение детей рассуждать, воображать себя в разных ролях (путешественник, космонавт, вождь племени). «Новогодние
приключения» 1занятие
Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.28
Продолжить знакомить детей с Днём защиты детей;
развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите мира; воспитывать интерес к детям других национальностей. «В чистом небе голубом» 1 занятие
Н.Е. Ефремчина «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стр.50
«Воспитание сказкой» 8 занятий
Программное содержание Название темы Количество
занятий
Название методического пособия
Показать, что толерантность – одна из основных мотивов действий главных героев.
Воспитывать у детей уважительное, почтительное отношение к другому существу.Учить проявлять терпеливое отношение к внутреннему состоянию другого человека. Чтение «Аленький цветочек»
Аксакова 1 занятие
Воспитывать умение помогать малышам, развлекать их, учить добру, умению идти на компромиссы, развивать искусство уживаться с взрослыми и сверстниками. Чтение датской сказки «Белоснежка и семь гномов» 1 занятие
Показать на примере сына царя Салтана образец толерантного отношения к отцу, проявление мудрого терпения. Чтение «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина 1 занятие
Воспитывать у детей национальную терпимость. Чтение «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена 1 занятие
Способствовать восприятию образа голубки как образца внимания и доброты к окружающим.
Способствовать развитию милосердного внимательного отношения к людям.
Воспитывать желание детей подражать герою сказки в добродетелях взаимопомощи и благодарности. Чтение
«Муравей и голубка» 1 занятие
Воспитывать дружелюбное отношение ко всем людям. Чтение «Винни Пух и все, все, все…» Алана Александр Милна 1 занятие
Воспитывать чувство взаимопомощи, умение приходить людям на помощь «Дюймовочка» 1 занятие
Воспитывать уважительное отношение к родителям, настоящей дружбе и преданности.Учить мириться с маленькими слабостями друзей. Чтение «Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен 1 занятие
Воспитывать у детей терпение, умение прислушиваться к мнению других людей, проявлять верность и преданность друзьям. Чтение Ш. Перро «Кот в сапогах» 1 занятие