СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
автор: методист 1 категории высшего уровня квалификации
КГКП «Ясли-сад №4 «Дельфинчик» города Темиртау
Ильичёва Анна Александровна
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать
вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств,
тем большую устойчивость они приобретут».
Э. К. Суслова
В нашей стране - Республике Казахстан каждый гражданин может говорить
на своём родном языке, соблюдать традиции своего народа. Поэтому в стране, где все нации живут в мире и согласии, велико желание людей знать и уважать язык, традиции и обычаи народов разных национальностей.
При разработке Программы развития КГКП «Ясли-сад №4 «Дельфинчик» на2012 -2020 годы, коллегиально было выбрано и принято приоритетное направление работы: «Формирование основ поликультурной личности детей дошкольного возраста», которое включает в себя:
приобщение детей дошкольного возраста к культуре разных народов, как компонент дошкольного образования;
билингвизм в системе приобщения детей дошкольного возраста к культуре разных народов;
приобщение детей к национальной культуре в условиях современной дошкольной организации.
Поэтому в 2013-2014 учебном году основная годовая задача яслей - сада «Формирование социально - коммуникативных и творческих качеств личности детей в процессе ознакомления с культурой разных народов средствами театрализации».
Одними из ведущих приоритетов являются:
коммуникативная направленность учебного процесса;
социализация детей.
Под коммуникативной компетентностью у детей дошкольного возраста подразумеваются:
умение общаться с взрослыми, сверстниками, вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них;
умение рассуждать и анализировать;
навыки монологической речи.
Под социально-личностной компетентностью у дошкольников подразумеваются:
способность организовать игру, поручение;
проявление инициативы;
совместное вырабатывание решения и участия в его реализации;
толерантность к сверстникам, людям разных национальностей, людям, имеющим разные точки зрения;
установление контактов с различными группами людей;
проявление творчества в деятельности.
Для того чтобы ознакомление детей с культурой и традициями разных стран было эффективным, педагогами ясли-сада поставлены следующие цели:
Формировать у детей представление о культуре народов, проживающих в Казахстане;
Учить детей уважать, соблюдать национальные традиции и обычаи народов Казахстана;
Систематизировать театрализованную деятельность детей;
При этом компонентами педагогического образования в условиях поликультурного общества должны стать:
знание основных понятий поликультурного образования и воспитания.
умение донести до детей знания, отражающие культурное многообразие страны, этнической группы.
умение организовать театрализованную деятельность, как диалог разных культур.
Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:
основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
одежда (национальный костюм), украшения;
национальные блюда;
транспортные средства;
орудия труда;
народные обычаи, обряды, праздники;
язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
искусство (песни, танцы, музыкальные инструменты, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);
общечеловеческие нравственные качества;
правила общения между людьми.
Опираясь на ГОСО РК и адаптированные к нему Программы «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз» (Астана 2009), и учитывая, возрастные и физиологические особенности детей мы планировали следующее:
Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры, к явлениям других культур;
Развивать представления о людях разных национальностей и народностей;
Воспитывать у ребенка уважение к другим народам, населяющим Казахстан; воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности, содействовать овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений;
Формировать представления о том, что люди на земле могут жить в мире и дружбе.
Педагоги яслей - сада в своей работе используют ведущие средства поликультурного образования, предоставляемые разными видами культуры и искусства. Наиболее доступными из них для дошкольников являются:
народная игровая культура;
устное народное творчество разных видов;
декоративно - прикладное искусство;
поликультурное пространство музея и других культурных учреждений.
В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей, поэтому научить детей понимать и принимать друг друга становится главной задачей, которую нам приходится решать постоянно. В связи с этим мы прогнозировали следующие результаты:
Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей с культурно-историческими ценностями, традициями и обычаями народов разных национальностей;
Усвоение детьми эстетических норм и ценностей своего и других народов, проявление эмпатии и толерантности;
Передача образа национальных героев в театрализованной деятельности.
Опыт нашей работы с детьми показывает, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта как между взрослым и ребенком, так и между детьми, в то время как именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
Для формирования социально-коммуникативных и творческих качеств личности детей необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказывать театрализованные представления. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
А именно, театрализованная деятельность позволяет открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основывается на таких естественных способностях человека как:
способность к подражанию;
потребность в общении;
природная предрасположенность человека к игре;
реализация воображаемых ситуаций;
свобода выбора и свобода действий и др.
Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой и традициями разных народов является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности, его социализации. Нас привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, мы стараемся всегда сохранить их и в доступной форме передаем детям свои знания, делимся профессиональным опытом с коллегами –Кубеева Р.Ж. и Кириченко И.Н. принимали участие в областном семинаре по использованию билингвального компонента в учебно-образовательном процессе, выступали с докладом на тему: «Развитие свободной казахской речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, поэтому при ознакомлении детей с культурой народов разных национальностей мы считаем, что необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, кукол в разных национальных костюмах, а лучше создавать различные воображаемые ситуации в театрализации.
Наши педагоги рассматривают ознакомление детей с культурой и традициями разных народов как часть учебно-воспитательной работы с детьми. Для этого используются разнообразные средства, позволяющие включить ребенка в разные виды деятельности:
дидактические и настольные игры, игры - драматизации;
художественная литература, пословицы, поговорки, составление рассказов;
подвижные игры разных народов;
беседы (устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости: наличие людей с разным цветом кожи, почему важно изучать разные языки, почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов, почему человек любит свою родину);
на занятиях по физической культуре совместно с инструкторами знакомим детей с подвижными играми разных народов;
через театрализованную и музыкальную деятельность приобщаем детей к культуре разных народов: знакомим с литературными произведениями (с авторами произведений), знакомим с музыкальными произведениями (с композиторами произведений), рассказываем и показываем разные виды театра, дети активно участвуют в показе сказок, сценок, спектаклей, инсценировок.
Работа по ознакомлению детей с культурой и традициями разных народов проводиться через ознакомление с художественной литературой. У каждого народа свои сказки, рассказы стихи, пословицы и поговорки. Мы считаем, что все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Выбор материала для изучения национальностей иногда носит случайный характер, часто детей знакомим с отдаленными странами, игнорируя более близкий и понятный материал. Большое внимание уделяем ознакомлению детей с народами, проживающими на территории Казахстана или по соседству. Проживающие у нас народы должны предстать перед детьми не только как народы-братья, а как, например, создатели и творцы искусства. С русскими и украинцами дети знакомятся через сказки, фольклор, песни; греками - легенды и мифы; с турками - рассматривая их предметы декоративно-прикладного искусства, с немцами - читая и слушая известные на весь мир сказки. И так можно сказать о каждом народе.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы продолжаем знакомить детей с родной страной - Казахстан, с символами государства: гербом, флагом, гимном; столицей - Астаной; городами Республики Казахстан; традиционным казахским национальным костюмом; дастарханом; народными праздниками; фольклором; промыслами казахского народа. В изодеятельности дети передают в рисунках орнаменты казахского народа (кость, топорик, костыль, бараний рог).
На игровой площадке, на занятиях физкультуры и музыки мы предлагали детям разучить и поиграть в народные игры разных народов: «Белая кость» (казахская), «Коршун», (русская), «Лови за хвост» (украинская), «Чай-чай» (узбекская), «Пастух и козы» (киргизская), «Зайка, где был?» (белорусская), «Продаем цветы» (татарская), «Олени» (французская) и др. Эти игры вызывают наибольший интерес у детей, ведь в них требуется не только исполнять движения, но и проговаривать интересный и необычный по звучанию текст. Участвуя в играх, дети подражают взрослым, учатся жизни, совершенствуются, взаимодействуют друг с другом.
Играя в дидактические игры познавательного характера, дети закрепляют полученные знания и умения: «Какого народа костюм?», «Отгадай, как зовут?», «Кому, что нужно для работы?», «Чье национальное блюдо?».
Чтобы объединить детей разных национальностей и развивать толерантные отношения педагоги подбирают сказки разных народов, так как сказка многогранна, очень доступна для восприятия детьми и востребована обществом. В этом большую роль в ознакомлении детей с культурой и традициями разных народов сыграло то, что педагогами всех возрастных групп нашего детского сада были разработаны программы вариативного компонента «Дружба разных народов». В данных программах большое внимание уделяется использованию сказок разных народов, разнообразных видов деятельности (игра, театрализация, этюды, упражнения, творческие задания и др.), необходимых для глубокого и разностороннего усвоения материала. Новизна вариативного компонента заключается в значимости театрализованной деятельности для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста: речевой деятельности, эмоциональной сферы, психологических процессов. Реализуемая работа предполагает включение ребенка в театрализацию через «погружение» его в народное творчество разных народов: сказки, традиции, обычаи, обряды, народные игры. Вся деятельность строится на взаимосвязи творческих мастерских, и событий, позволяющих включиться ребенку в творческий процесс: ознакомление с народной сказкой, обыгрывание понравившихся эпизодов сказки, изготовление реквизитов, декораций к сказке и драматизация сказки.
Развитие творческих качеств личности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — трудоемкая работа работников детского сада, которая требует, безусловно, и участия родителей. Очень интересной и совместной формой работы (родителей с детьми и работниками детского сада) были постановки спектаклей всех возрастных групп. Спектакли в исполнении «артистов» групп способствовали раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогатили исполнителей и зрителей спектакля. Это форма работы потребовала большой подготовки: специальная драматизация с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей, подбор музыки национального колорита, репетиции - выполнять действия соответственно логике сценария, перевод текста на казахский язык в стихотворной форме, изготовление костюмов и декораций.
Считаем, что именно с помощью средств театрализации можно развить способность к сотрудничеству педагогов и родителей. Активизации интереса родителей способствуют: тематические утренники, родительские собрания с актуальной темой и театрализацией.
Во время дня открытых дверей яслей-сада состоялось общее родительское собрание с показом представлений - лучших народных сказок: «Хвастливый заяц» (узбекская народная сказка) и «Как человек подружился с кошкой и собакой» (казахская народная сказка). Родители были в восторге и после мероприятия выражали свои впечатления о нестандартной и интересной организации повестки дня общеродительского собрания, что сподвигнуло их на позитивный настрой к сотрудничеству с детским садом. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
ДАННЫЕ МОНИТОРИНГА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ И ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРАВНЕНИИ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В связи с чем, основная годовая задача яслей-сада на 2014-2015 учебный год: «Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи по формированию основ поликультурной личности детей дошкольного возраста средствами театрализации»
Воспитательный процесс, организованный педагогами яслей-сада средствами театрализации, а также постановки сказок, просмотр спектаклей, со стороны ТЮЗ, Карагандинской филармонии и других театральных коллективов обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарный запас, а также способствует социализации ребенка. Все это оказывает комплексное влияние на формирование социально-коммуникативных и творческих качеств личности детей в процессе ознакомления с культурой разных народов средствами театрализации.