Проект по теме: Фенологические наблюдения. 6 класс
ПРОЕКТ
«ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ»
« Сезонные изменения в жизни растений и животных»
Из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 137
г. Нижнего Новгорода.
Учитель биологии, высшей квалификационной категории: Репина Н.К.
Проектная технология: коммуникативная – сформировать умение общаться, вести диалог и совместный поиск решения
Образовательный потенциал: повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний
Воспитательный потенциал: формирование чувства ответственности способности к самоорганизации при выполнении работы
Развивающий потенциал: развивать умение работать с текстами, умение представить результат своей работы
По содержанию: краеведческий
По продолжительности выполнения: минипроект для учащихся 6 классов (используется два урока: биологическое краеведение и география). На подготовку дополнительного материала учащимся дается одна неделя
По использованию средств обучения: классический (используются традиционные средства: наглядные, печатные, технические)
По уровню интеграции: межпредметный (география и биологическое краеведение)
По способу преобладающей деятельности: практико-ориентированный
По включаемости в тематический план: текущий (в соответствии с календарно-тематическим планом)
Тема проекта:
«ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ»
« Сезонные изменения в жизни растений и животных»
Актуальность проекта
Основные принципы проекта Проблема
Самостоятельное построение учащимися индивидуальной образовательной траектории в рамках урока, умение взаимодействовать с одноклассниками, объединять усилия в достижении общей цели. 1. Принцип компетентностного подхода: приобретение учащимися личного опыта, приложение усилий для решения учебной задачи.
2. Принцип деятельностного подхода: добровольное включение всех учащихся в решение учебной задачи, Каждый решает посильную для него часть общей задачи.
3. Принцип личностного подхода: направлен на личность учащегося, его индивидуальные особенности, возможности, интересы.
Сомнение учащихся в правильности выбора необходимой учебной информации.
Отсутствие у учащихся четкого плана выполнения работы и равномерного распределения ее между членами группы.
Неудовлетворенность ряда учащихся отметками по предмету (получение оценки ниже ожидаемой) вызывает сомнение в личной успешности.
Цель и задачи проекта Цель Задачи
Развить познавательный интерес к предмету, творческие и коммуникативные способности учащихся, способность к самостоятельной жизнедеятельности в информационном пространстве, умению ясно представлять свои ресурсные возможности, и умению реализовать их. 1. Работая с текстом учебника, с текстовым материалом дополнительной литературы, интернет ресурсами, подобрать материал, характеризующий явления в природе в тот или иной сезон года
2. Работая в группе, создать красочный информационный плакат, иллюстрирующий сезонные изменения в природе в рамках выбранной тематики. Подготовить устный рассказ – характеристику сезона.
3. Презентовать мини-проект «Сезонные явления в жизни растений и животных»
Форма организации деятельности Ожидаемый результат (Продукт) Критерии оценки деятельности учащихся Возможные риски
На реализацию проекта отводится два учебных часа (объединить 2 урока: биологическое краеведение и география и др. варианты) Проводится занятие в учебном кабинете. Организуется работа детей в группах (четыре группы), внутри групп не исключена работа в парах. Предусматривается индивидуальная работа по поиску необходимой, недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете (предварительно дома). 1. Активизация интереса к предмету;
2. Развитие представлений о межпредметных связях (биологии, краеведении, географии и т.д.);
3. Развитие коммуникативной направленности;
4. Развитие творческого подхода к собственной деятельности;
5. Освоение новой информации, развитие научного мышления; 1. Соответствие содержания теоретической и практической частей проекта поставленной цели и задачам
2. Лаконичности и информативность выступления при защите;
3. Четкости ответов на поставленные вопросы;
4. Использование различных источников
5. Качество оформления работы;
6. Самостоятельность при выполнении работы в целом.
1. Низкая мотивация у некоторых обучающихся, желание «отсидеться», использовать результаты труда других.
2. Сильная загруженность наиболее мотивированных учащихся.
План работы над проектом
Этап реализации проекта Деятельность учителя Деятельность учащегося
Мотивационно-целевой 1. Определение темы, цели и задачи проекта и ознакомление с ними обучающихся;
2. Обсуждение задач проекта;
3. Разработка плана мероприятий, путей их реализации;
4. Определение критериев оценивания работы. 1. Определение состава групп обучающихся для реализации поставленной цели;
2. Определение приоритетности выбора характера работы для каждого обучающегося в группе в соответствии с интересами и способностями каждого.
Исследовательский
1. Организовать и направлять обсуждения в группах при выборе методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.;
2. Давать необходимые консультации, как отдельным учащимся, так и всей группе в целом (по методу убывающих подсказок).
1. Выдвигают предположения о направлении своей деятельности для достижения желаемого результата;
2. Представление макета будущего проекта.
Проектировочный
1. Косвенно, ненавязчиво направлять интеллектуальные умения и навыки учащихся для успешной реализации учебной, познавательной и практической деятельности. Найти задание для каждого, предотвратить желание отсидеться;
2. Направлять, корректировать групповую, парную и индивидуальную работу каждого в каждый период времени. 1. Проявлять умение самостоятельно конструировать свои знания;
2. Ориентироваться в информационном пространстве;
3. А также увидеть, сформулировать и решить проблему.
Технологический
1. Помогает подбирать оптимальную систему действий, направленных на решение каждой из поставленных задач;
2. Помогает прописать в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемого результата. 1. Обсуждение проблемы в группах намечается план сбора информации;
2. Распределение направлений поиска информации между всеми членами группы;
3. Поиск необходимой информации в различных источниках.
Практический
1. Корректирует деятельность учащихся;
2. Регламентирует их работу;
3. Обучает школьников приемам самоуправления, и саморефлексии. 1. Наполнение темы мини-проекта содержанием;
2. Размещение текстового и иллюстративного материала на плакате;
3. Публикация самоотчетов обучающихся по итогам практической деятельности.
Контрольно – корректирующий
1. Работа педагога направлена на повышение личностной самооценки каждого ученика в процессе выполнения работы;
2. Обращает внимание учащихся на то, что они знают, умеют, а над чем нужно подумать и поработать;
3. Осуществляет текущий контроль за деятельностью школьников, анализирует результаты их поисковой работы.
1. Учащиеся оценивают свою деятельность;
2. Дополняют и исправляют недочеты в работе в случае необходимости.
Презентационный 1. Организует работу экспертной группы из числа учеников, учителей, по оцениванию представленных проектов;
2. Словесное поощрение самых активных участников проекта. 1. Презентация и защита проекта в классе в форме коллективного выступления;
2. Отвечают на вопросы одноклассников по теме презентации, отстаивают свою позицию.
Аналетико - рефлексивный
1. Оценивает адекватность рассматриваемых вопросов изучаемой тематике;
2. Оценивает корректность используемого дополнительного материала и методы обработки получаемых результатов;
3.Оценивает коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
4.Оценивае доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
5.Оценивает эстетику оформления результатов проведенного проекта;
6. Оценивает умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. 1. Оценивают значимость полученных знаний и практических умений;
2. Оценивают результаты совместной деятельности, характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
3. Оценивают активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Этапы проектирования
I этап. Исходный.
Индивидуальные задания группам
1. Класс разбивается на четыре основные группы, в соответствии с изучаемыми сезонами года (весна, лето, осень, зима)
2. Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по теме:
КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ
Используя текст § 8 и 20 учебника « Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс: учебное пособие» НИРО Н.Новгород 2007.
Дополнительно отсканированный текст со стр. 53 и 143
« Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс. Поурочные планы» НИРО Н.Новгород 2007.
Любые интернет источники.
1. Найдите ответы на следующие вопросы:
а) какие изменения в природе наблюдаются в изучаемый сезон года?
б) какие изменения в жизни растений происходят в рассматриваемый сезон?
в) меняется ли ритм жизни животных со сменой сезона года?
2. Подберите необходимый иллюстративный, текстовый материал, характеризующий изменения в природе и жизни растений и животных в различные сезоны года.
3. Подготовьте материал для презентации в классе в виде: плакатов, буклетов, докладов, сообщений или любой другой форме.
II этап. Разработка.
Распределение обязанностей. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям. Коррекция со стороны педагога.
III этап. Реализация проекта
Оценка и корректировка промежуточных результатов Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.
IV этап. Презентация проектов
Представление и защита проекта в классе. Подведение итогов, итоговая оценка работы. Обсуждение результатов проекта (какие познавательные и нравственные находки были сделаны).
Лист самооценки и взаимооценки обучающегося
Ф.И. учащегося ________________________________ класс __________
Тема урока:___________________________________________________________________
Вопросы для самоанализа Дай словесную оценку уроку Дай оценку в баллах
от 1до 5
Какие ключевые понятия и процессы вы усвоили на уроке Что вызвало трудности при работе над проектом, и вероятные причины этого Дай личную оценку качества усвоения учебного материала Дай личную оценку своей активности и вклада в создание проекта Кого из одноклассников хотел бы отметить и почему? Продолжи предложение: «Для меня было интересным…» ___
Продолжи предложение: «Самым трудным оказалось…» ___
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? . – М. : Первое сентября, 2010.
2. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
3. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.