Доклад на районном семинаре учителей по теме: Составление рабочей программы по ИЗО с учетом личностных метапредметных компетенций (общая структура программы)
Отдел образования администрации Шпаковского муниципального района
Районный семинар преподавателей по предмету « Изобразительное искусство»
224790145859500Составление рабочей программы с учетом личностных метапредметных компетенций (общая структура программы)
Докладчик:
Учитель «ИЗО» МКОУ СОШ №4
Корнилов Олег Петрович
г. Михайловск; 26.08. 2015
В современном мире происходит объединение (глоболизация) во всех областях человеческих знаний и человеческой деятельности: политической, культурной, экономической и информационной. Можно сделать неутешительный вывод о том, что дробление общей картины мира, слабая связь между школьными предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Следовательно, что все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям.Система образования России старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Такого роста развития технологий общество не знало никогда.Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё и не имеет представления.
Новизна стандарта (ФГОС) современного поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования. А именно приобретенные знания и навыки на уроке «Изобразительное искусство» могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей… Ведь уважаемые коллеги, посудите сами… можно ли сказать математика может быть: русской, французской, японской… или биология бывает – китайская, голландская, американская??? Подавляющее число школьных предметов имеют как раз интегрированную (общую) с миром функциональность… Но наша дисциплина уникальна по своей сути. По моему мнению лишь только предмет «ИЗО» и «Литература» (частично «История»), могут воспитывать в ребенке - Настоящего гражданина своей Родины… Например, на личном опыте работы с детьми по теме «День Великой Победы в войне 1941-45 гг.», я столкнулся с проблемой поверхностного знания этой темы у учеников. Здесь на помощь мне как учителю, пришлось звать свою эрудированность в данном вопросе, и современные ТСО. Мной была создана презентация «Великая Отечественная Война глазами советских и российских художников». Там были собраны работы художников, начиная с периода военных лет (40-е) Герасимов, Пластов… до современных авторов: Присекин, Васильев … Когда дети на уроках истории слышат о ужасах войны, жестокости врага и подвиге народа - вербально (устно) это одно восприятие. Когда они видят это визуально (зрительно) в картинах: Пластова «Фашист пролетел», Герасимова «Мать партизана» или Присекина «Лихолетье»; - это совсем уже другое восприятие темы. Я часто на своих уроках, использую материалы из СБОРНИКА: «Зернышки» - добрые истории для малых ребят», которые я использовал и при работе в Воскресной школе. А так же материалы пособий по «Основам Православной Культуры»… Например в той же теме о ВОВ, я привожу пример рассказа о том, как одинокая, пожилая женщина отдала свой дом (избу), нашим солдатам для постройки быстрой переправы через реку.
Общеобразовательные программы старой формации построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Здесь- то на помощь учителю и приходит - Метапредметный подход, который предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире. Например: выраженном в числах (математика), словах (литература), веществах(химия), творчестве (изо), и т.д. Конечно, такой подход делает восприятие школьных предметов на первый взгляд довольно примитивным, но он имеет место быть. Вот какие рекомендации, я могу ВАМ дать, при составлении рабочей программы по ИЗО, в соответствии с внедрением ФГОС ООО. Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа, в отличие от Примерной, конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению. Также описывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.
Таким образом, рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается педагогом на основе примерных (авторских) программ и допускает изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с ФГОС и особенностями условий образовательного учреждения.
Это возможно при полной реализации Рабочей программы, где основным условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания.
Именно поэтому, Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом:
требований ФГОС;
требований к уровню подготовки выпускников;
объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
познавательных интересов учащихся;
целей и задач основной образовательной программы образовательного учреждения;
выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. К ним относятся:
титульный лист;
пояснительная записка;
результаты обучения;
учебно-тематический план;
содержание программы учебного курса;
средства контроля;
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Титульный лист содержит:
наименование образовательного учреждения;
гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль);
год составления программы.
В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии ФГОС и с учетом условий данного образовательного учреждения);
изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;
учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Министерства Образования и науки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с основной образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);
количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
Результаты обучения представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).
В рабочей программе результаты обучения должны быть классифицированы одновременно по двум основаниям:
по обобщенности результатов (личностные, метапредметные, предметные)
по виду деятельности человека в коммуникативной, нравственной, познавательной, трудовой, эстетической сферах.Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения.
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Структурный элемент Рабочей программы средства контроля включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
При разработке рабочей программы необходимо учитывать перечень имеющегося в кабинете (образовательном учреждении) учебного оборудования.
С учетом этого описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в рабочих программах должно соответствовать содержанию обучения и даваться в следующей последовательности.
1. Средства обучения на печатной основе (программы, учебники, дидактические материалы, литература для учащихся и учителя, карты подготовки к уроку).
2. Натуральные объекты (коллекции, лабораторное оборудование, приборы).
3. Отображения натуральных объектов (муляжи).
4. Изображение натуральных объектов (модели, картины, демонстрационные таблицы, таблицы, аудиовизуальные средства).
5. Технические средства обучения (графопроекторы, видеопроекторы, компьютерная техника и т.д.).
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
И напоследок о требованиях к составлению рабочей программы с учетом личностных метапредметных компетенций.
Личностные, метапредметные и компетенционные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Уважаемые коллеги, Спасибо за Ваше внимание!