Конспект НОД по формированию элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №4 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
на тему «В гостях у Весны»
для воспитанников 1 старшей группы
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Романцова О.А.
ЗАТО Светлый
2016 г.
Примерная программа. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Возрастная группа – старшая.
Тема календарно-тематического планирования. «Весна: Растения и животные весной».
Непрерывная образовательная деятельность. Формированию элементарных математических представлений.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Тема. «В гостях у Весны».
Формы организации НОД - занятие-игра.
Цель: Пробуждать у дошкольников интерес к математическим знаниям в процессе игровой деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
Уточнить знания о времени года - весна, о последовательности дней недели.
Закрепить знание цифр, прямой и обратный счет в пределах 10.
Закрепить знания детей о составе числа 5 из единиц.
Закрепить умение соотносить предметы быта с геометрической формой.
Совершенствовать навыки построения от самого высокого до самого низкого.
Закрепить понятие, что предмет можно разделить на несколько равных частей, называть эти части, сравнивать целое и части
2. Развивающие:
Развивать смекалку, наблюдательность.
Способствовать формированию мыслительных операций.
Развивать речь детей; умение аргументировать свои высказывания.
3. Воспитательные:
Побуждать к поисковой деятельности детей;
Формировать умение и желание активно участвовать в ходе НОД.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: создание проблемной ситуации, общение, решение проблемной ситуации, познавательно-исследовательская деятельность, игровая ситуация
Предварительная работа:
Беседа о весне.
Наблюдение за признаками весны на прогулках.
Дидактические и развивающие игры на математические темы.
Чтение стихов о весне.
Оборудование и наглядный материал: Элемент костюма Весны; мяч, бревнышки с цифрами для строительства моста, кукла Маша с набором предметов (косынка, зеркало, расческа); матрешки (раздаточный материал), подносы, каравай (раздаточный материал), ножницы, лепестки для цветов (разные по размеру форме цвету); фонограмма с пением птиц в лесу и петушка. Ход НОД:
Организационный момент: Дети сидят на паласе по кругу и изображают "спящих" (раздается пение петушка) дети «просыпаются».
Воспитатель:
Ночь прошла, настало … (утро).
Все «проснулись» потянулись,
ко мне спинкой повернулись.
Я вам загадку загадаю, а вы, попробуйте ее отгадать:
Она раскроет почки в зеленые листочки.
Деревья все оденет посевы все польет.
Движения полна, зовут ее (весна).
Давайте ребята позовем весну.
Игра с пальчиками «Весна»:
Иди весна, иди, красна (пальчики «идут» по паласу).
Принеси ржаной колосок (загибают пальцы, начиная с мизинца),
Овсяной снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(одеваю веночек, дети поворачиваются.)
Весна: Кто меня зовет? Я Весна – красна. А кто скажет, какой сейчас месяц?
Какие еще весенние месяцы вы знаете? Молодцы! Я сейчас вам загадку загадаю, а вы попробуйте ее отгадать:
Нас семь братьев, летами все равны, а имена разные (дни недели).
А какой сегодня день? Давайте встанем в круг и поиграем в игру.
Игра: «Дни недели» (бросаю мяч, прошу назвать день недели поочередно то порядковый номер, то название; можно «соседей» названного дня).
Какой день недели по счету идет второй? Какой день недели будет перед понедельником? Какой день недели следует за средой? И т.д.
Весна: Ребята что происходит весной, когда тает снег (Бегут ручьи). И у нас бежит ручеек…только как же нам его перейти, не замочив ноги? (ответы)
Игра «Построй мост через ручеек»
Весна: Мост мы построим не простой, на бревнах написаны цифры. Возьмите по одному бревну, посмотрите на цифру и постройтесь по порядку. По очереди выкладываем каждый свое бревно. Вы так быстро построили мост. Давайте посчитаем наши бревна в обратном порядке. Назовите соседей числа 5, какое число стоит после 7, перед числом 3? Молодцы, ребята! Давайте пройдем по мостику вон на тот лужок. (Обращаю внимание на поляну с разными цветами.)
Релаксация:
Солнце светит ярко детям стало жарко. Я вам предлагаю присесть на лужок подуть друг на друга, прикрыть глазки и послушать пение птиц. (Включаю фонограмму и разбрасываю лепестки от цветов оставляя по одному у каждого цветка.)
Весна: Ребята вы так дружно дули, что поднялся сильный ветер, и улетели лепесточки. Что же делать (Дети приносят по одному лепестку составляем цветы, обращая внимание на размер, форму, цвет.)
Кто догадался, какое число мы составили? Как мы это сделали? Зависит ли число от формы размера, цвета?
Физкультминутка.
Весна: А теперь мы встанем вокруг красивой полянки в хоровод и будем повторять за мной.
Солнце ясное взошло (руки вверх)
Принесло на луг тепло (руки опустить через стороны)
Раз, два, три – мы теперь опять цветы (шагаем.)
К солнцу потянулись все цветы (руки вверх)
Стало нам приятно и тепло! (обхватить руками за плечи.)
Ветерок пролетал,
Стебелечки качал (покачивание)
Цветы влево качнулись (наклон влево)
Низко пригнулись.
Цветы вправо качнулись (наклон вправо)
И низко прогнулись.
Весна: Ребята, я к вам пришла не одна. Со мной моя подруга-помощница кукла Маша. У нее очень красивый сарафан. А в кармашке много разных предметов. Угадайте, первый из них?
Любим мы вставать в рядок
Первым встанет, кто высок,
А потом кто ниже - ниже,
А последняя – малышка.
(Матрешки, показываю)
Матрешка: Мы матрешки, очень любим строиться по росту, от самой…. (высокой) до самой (низкой). Ну- ка я сейчас проверю, а вы сможете построить нас по росту? Ребята, садитесь за столы. У вас на тарелочках лежат матрешки разной высоты. Расставьте их по росту, от самой высокой до самой низкой. Маша проверила с матрешкой.
( Дети выходят из-за столов)
Весна: Посмотрите, ребята, какая красивая косынка у куклы Маши. На какую геометрическую фигуру похожа косынка? Почему? Здесь еще что то есть. А это что? (Зеркало) На какую фигуру похоже? Почему? Ой, здесь еще что то есть? (Расческа). На что оно похоже? (Прямоугольник). И зачем это все Маша взяла? (Высказывание детей, подвести к заботе о здоровье и что бы следить за своим внешним видом).
Маша: Я принесла для каждого из вас по караваю. Предлагаю вам помочь разделить его на части, чтобы можно было угостить маму, папу, бабушку и дедушку. На сколько частей мы должны разделить каравай? (на 4)
Садятся за столы.
-Как мы это сделаем? (сначала разрезать каравай пополам.) (Активизация детей). Что для этого надо сделать? (сложить пополам, на две равные части и разрезать) Правильно. (Работа с раздаточным материалом). Что вы сделали? (Сложили каравай пополам и разрезали точно по линии сгиба). (Активизация детей). Как можно назвать эти части каравая? (Половинками). Почему их можно назвать половинками? (Потому что сложили каравай пополам и разрезали по линии сгиба). Покажите одну из половин! (Дети показывают). А нам нужно разделить на четыре части. Как нам это сделать? (Каждую половинку разделить еще пополам) Что вы сделали? (Половинку сложили пополам). Что у вас получилось? (Четвертая часть). Что больше (меньше) одна из половинок или целый каравай? (Больше – целый каравай, меньше - четвертинка). Покажите одну четвертую части каравая, две четвертых части. Молодцы! Справились с заданием.
Для родителей угощение готово, а вот Маша вам приготовили свое. Выходим на ковер.
Весна: А давайте ребята расскажем Маше, что у нас было вначале, чем мы занимались до ее прихода.
Дети: Мы отгадывали загадки.
Маша: Зачем?
Дети: повторили времена года, дни недели.
Дети: строили мост через ручей
Маша: Для чего?
Дети: Чтобы правильно уметь считать и перейти через ручей.
Дети: А еще мы собирали цветы.
Маша: А это для чего?
Дети: А чтобы понять, как можно составить число 5 (1+1+1+1+1=5) .
Маша: И как можно его составить?
Правильно, ребята, все вспомнили.
Рефлексия:
Воспитатель: А Машины задания вам понравились? Какие именно? (матрешки, каравай)
Все ли задания были легкими или нет?
Маша: А я за ваши старания приготовила для вас вот такое угощение – бублики.