Реферат по теме Права и социальная поддержка педагогических работников образовательных организаций

министерство образования и науки рф
федеральное Государственное бюджетное
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
педагогический институт

Факультет математики, физики и информатики
Направление: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль: Физика-Информатика
Форма обучения Заочная




РЕФЕРАТ

Права и социальная поддержка педагогических работников образовательных организаций







Выполнила: Шипнякова А.В.

Преподаватель: Неклюдова А.В.











ИРКУТСК-2016
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc449032070" 14Введение 13 PAGEREF _Toc449032070 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc449032071" 141. Правовой статус и особенности трудовых отношений педагогических работников 13 PAGEREF _Toc449032071 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc449032072" 142. Система мер социальной поддержки педагогических работников 13 PAGEREF _Toc449032072 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc449032073" 143. Пенсионные права педагогических работников 13 PAGEREF _Toc449032073 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc449032074" 144. Социальная поддержка педагогических работников в области жилищного обеспечения и предоставления коммунальных услуг 13 PAGEREF _Toc449032074 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc449032075" 145. Социальная поддержка педагогических работников в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации 13 PAGEREF _Toc449032075 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc449032076" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc449032076 \h 14211515
15 Введение

Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности. Проблема прав, обязанностей педагогических работников становится наиболее актуальной на сегодняшний день, т. к. в современном обществе возрастает роль качественного образования, что напрямую затрагивает вопрос о профессиональной компетенции, обязанностях и правах педагогических работников, которые непосредственно осуществляют образовательный процесс. Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профессиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории.
Осуществляемые в России реформы, становление рыночной экономики привели к кардинальным изменениям в жизни общества. В значительной степени эти процессы охватили и социально-культурную сферу, включая образование. Появилась реальная возможность выбора места работы и предпочтительных форм обучения в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Существенным для работников является, насколько эффективно осуществляется в этих образовательных учреждениях социальная поддержка. К решениям в области социальной поддержки относятся федеральные и региональные законы, а также нормативные акты органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзных и других общественных организаций. Они имеют целью повышение уровня жизни обучающихся и работающих в образовательных учреждениях как членов общества, объектов государственной социальной политики.
1. Правовой статус и особенности трудовых отношений педагогических работников
Одно из направлений правового регулирования общественных отношений в сфере образования традиционно связано с определением особенностей правового положения педагогических работников. Педагогический работник является одной из центральных фигур в системе образования. Эффективность системы образования, качество деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, во многом предопределяются качеством труда педагогических работников. Соответственно в законодательстве вводятся меры, направленные на поощрение стимулирование труда педагогических работников как лиц, выполняющих общественно полезную функцию.
На педагогических работников согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагаются следующие обязанности – обучение, воспитание обучающихся и (или) организация образовательной деятельности.
Признание особого статуса педагогических работников и обеспечение условий для осуществления ими профессиональной деятельности является одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования. Необходимость закрепления особых прав и свобод педагогических работников, предоставление им специальных мер социальной поддержки направлено на обеспечение высокого профессионального уровня педагогических работников, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 47).
Как видно из приведенного положения структурными элементами статуса педагогического работника являются:
- права и свободы педагогических работников;
- трудовые права педагогических работников;
- социальные гарантии и компенсации педагогическим работникам;
- ограничения, налагаемые на педагогических работников;
- ответственность педагогических работников.
Приобретение специального правового статуса педагогического работника связано с осуществлением педагогической деятельности. Занятие педагогической деятельностью возможно, если лицо состоит в трудовых (служебных) отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Центральное место в правовом статусе педагогических работников занимают права и свободы. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» выделяются академические права и свободы, трудовые права и свободы педагогических работников.
За педагогическими работниками закрепляются следующие права и свободы:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Отдельно законодателем выделяются трудовые права педагогических работников. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации к трудовым правам педагогических работников относятся: право на сокращенную продолжительность рабочего времени; право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», закрепляя право на сокращенную продолжительность рабочего времени, не оговаривает пределов такого сокращения. Такие пределы установлены Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 333 указанного Кодекса для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся нормы, структурирующие рабочее время педагогических работников. Так, рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включает:
- учебная (преподавательская),
- воспитательная работа,
- индивидуальная работа с обучающимися,
- научная, творческая и исследовательская работа,
- педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися).
Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.
Педагогические работники в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности, При этом, если Закон Российской Федерации «Об образовании» периодичность повышения квалификации устанавливал не реже чем один раз в пять лет, то Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – не реже, чем в три года.
Изменение правового регулирования в сфере образования не сказалось на правах педагогических работников на отдых. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сохраняется право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации, а также право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Что касается прав на длительный отпуск сроком до одного года, то такие отпуска предоставляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Кроме закрепления прав, предусматривающих особенности трудовых отношений с участием педагогических работников, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся и иные положения, характеризующие особенности регулирования труда педагогических работников. В частности, предусматривается, что режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сохраняются положения Закона Российской Федерации «Об образовании», предусматривающие особенности регулирования труда педагогических работников, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
На педагогических работников возлагаются следующие обязанности в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
- проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
- проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» включены также нормы, характеризующие такой элемент правового статуса педагогических работников, как ограничения. В частности, предусматривается ограничения на оказание платных образовательных услуг, ограничения пользования академическими правами и свободами.
Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Под конфликтом интересов педагогического работника понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Кроме того, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» сохраняет требование о не недопустимости злоупотребления педагогическими работниками должностным положением. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
В части регулирования такого элемента правового статуса педагогических работников как ответственность Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит отсылочную норму к иным федеральным законам. Особенности дисциплинарной ответственности педагогических работников устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации. В частности предусмотрены дополнительные основания основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником. Такими основаниями являются: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности, если такие ограничения установлены; неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу.
Что касается мер дисциплинарного воздействия в виде прекращения трудового договора по инициативе администрации в отношении педагогических работников, допустивших конфликт интересов, то возникновение такого конфликта интересов не отнесено законодательством к основаниям применения указанной дисциплинарной санкции.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», учитывается при прохождении ими аттестации.
2. Система мер социальной поддержки педагогических работников
На педагогических работников, как и на иных граждан, распространяются меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации в целях реализации конституционного положения, провозглашающего Российскую Федерацию социальным государством.
Кроме того, отраслевым законодательством, т.е. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», предусматриваются дополнительные меры социальной поддержки педагогических работников. Таким образом, можно говорить о специальном статусе педагогических работников, как получателей социальной поддержки.
Специальные, дополнительные меры социальной поддержки могут закрепляться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
Предоставляемые педагогическим работникам меры социальной поддержки можно разделить на две группы.
К первой относятся меры социальной поддержки компенсационного характера. В первую очередь это дополнительные пенсионные права педагогических работников, в частности право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Меры подобного рода призваны компенсировать негативные последствия труда педагогических работников.
Вторую группу составляют меры социальной поддержки, направленные на стимулирование педагогической деятельности. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусматриваются определенные льготы в области жилищного и коммунального обеспечения педагогических работников (предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди, компенсация расходов на коммунальные услуги). С помощью данных мер стимулируется привлечение специалистов для педагогической работы в населенные пункты сельского типа.
Что касается значения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в области социальной поддержки педагогических работников то следует отметить, что принципиальных изменений в данной части не произошло, и законодатель сохранил в основе те меры, социальной поддержки, которые предусматривались Законом Российской Федерации «Об образовании».
3. Пенсионные права педагогических работников
Как социальные гарантии педагогическим работникам в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 47). Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не устанавливает право на назначение трудовой пенсии.
Закрепление и реализации данной гарантии зависят от иного законодательного акта, а именно, Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с указанным Федеральным законом трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подп. 19 ч. 1 ст. 27).
Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. № 921-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трофимовой Альбины Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе – выполняющих норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, или работающих на соответствующих должностях на условиях неполного рабочего времени.
В самом Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержится правило для преодоления отмеченного разночтения. В соответствии с ч. 2 ст. 27 указанного Федерального закона в случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций) при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Социальная поддержка педагогических работников в области жилищного обеспечения и предоставления коммунальных услуг
В области жилищного обеспечения и предоставления коммунальных услуг педагогическим работникам в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предоставляются следующие социальные гарантии.
Во-первых, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данная мера социальной поддержки содержалась и в Законе Российской Федерации «Об образовании».
Во-вторых, педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма. Кроме того, педагогические работники имеют право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Следует отметить, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» конкретизированы условия получения педагогическими работниками жилых помещений. В соответствии с новыми правилами жилые помещения предоставляются на условиях социального найма и только тем педагогическим работникам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися. Таким образом, законодательство в сфере образования было приведено в это части в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусматривается, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным 13LINK consultantplus://offline/ref=64BF6A8AB7A20C33051DDEB73B7CF0388B6BD201B68E45C94C66D7305502A5200F381930C4444350y6KDK 14Кодексом15 основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях Жилищного кодекса Российской Федерации являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Кроме того, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным 13LINK consultantplus://offline/ref=64BF6A8AB7A20C33051DDEB73B7CF0388B6BD201B68E45C94C66D7305502A5200F381930C4444350y6KDK 14Кодексом15 и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
При этом в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники не указаны как лица, относящие к иным категориям граждан. Таким образом, норму Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует рассматривать как предоставляющую право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в рамках общей очереди. Нуждающимися в данном случае будут признаны педагогические работники с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
5. Социальная поддержка педагогических работников в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 72). Соответственно, субъекты Российской Федерации по данным вопросам могут принимать свои законодательные и иные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В области социальной поддержки педагогических работников субъекты Российской Федерации обладают значительными полномочиями. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» применительно к сфере образования уточняется, что социальная поддержка может оказываться как на основании федеральных законов, так и на основании законов субъектов Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации могут принимать не только нормативные правовые акты по вопросам социальной поддержки педагогических работников в развитие положений федерального законодательства, т.е. акты, уточняющие и конкретизирующие меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодателем, но и самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки педагогических работников.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не устанавливает требования к условиям, размеру и порядку возмещения указанных выше расходов. Поэтому именно субъекты Российской Федерации определяют, например, стаж педагогической работы, необходимый для получения мер социальной поддержки в области жилищного и коммунального обеспечения, требования к такому стажу, включается в ли в него период педагогической работы во всех образовательных организациях или только в образовательных организациях, расположенных в сельской местности.
Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе распространить меры в области жилищного и коммунального обеспечения, и на иных педагогических работников, а нет только на тех, кто работает в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Субъекты Российской Федерации могут по своему усмотрению расширять и льготы для педагогических работников в части жилищного обеспечения. Например, Жилищный кодекс Российской Федерации позволяет на основании законов субъектов Российской Федерации признавать педагогических работников отдельной категорией лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом могут быть установлены иные, чем в Жилищном кодексе Российской Федерации, критерии отнесения педагогических работников к категории нуждающихся в жилых помещениях, т.е. не на основании дохода педагогического работника.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые предусмотрено, что дополнительные меры социальной поддержки для молодых специалистов могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. В данном случае следует отметить, что это не обязанность субъектов Российской Федерации, вытекающая из положений федерального законодательства. Соответственно установление и реализация таких мер социальной поддержки осуществляется субъектом Российской Федерации по своему усмотрению и за счет собственных бюджетов. В этом отношении Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» отличается от Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым предусматривается федеральное финансирование программ по привлечению молодых специалистов в сельскую местность.
Заключение
Педагогические работники - это физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательными организациями и выполняющие на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса. Педагогические работники, осуществляя свою профессиональную деятельность, имеют ряд определённых прав, обязанностей, мер социальной поддержки определённых действующим законодательством.
Законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и одновременно гарантирует вариативность, множественность в образовании. Проводимая в Российской Федерации реформа системы образования, курс на вхождение нашей страны в единое европейское пространство высшего образования, а также существенные изменения, вносимые в «смежные» отрасли законодательства, предопределяют активное развитие образовательного права. Нормы образовательного права динамично изменяются в соответствии с сиюминутными потребностями, как самой системы образования, так и ее внешней среды, затрагивая вопросы престижности педагогической деятельности, условий её осуществления, а также прав, свобод и обязанностей работников педагогической системы.
Список литературы
Буслов, Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности [Текст]: Учебное пособие.- М., 2010.- 468 с
Закон 273-ФЗ «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 21.04.2016)
Комментарий Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 21.04.2016)
Меры социальной поддержки работников педагогической сферы [Электронный ресурс]. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 21.04.2016)











13PAGE 15


13PAGE 142215




Заголовок 115