Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»


Рассмотрено на заседании
ШМО учителей
начальных классов
Руководитель ШМО
_________ И.Д.Агеева
Протокол №___
от «___»_________20___г. Согласовано
Заместитель директора
по ВР МБОУСОШ №65
______Н.В.Фролова«___»____________20__г. Утверждена
Директор МБОУСОШ №65
_______ С.А.ТруноваПриказ №____-а
от «___»____________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
для учащихся 2-в класса
(на 2015-2016 учебный год).
Срок реализации: 1 год.
Разработана:
Зеленюк Мариной Александровной, учителем начальных классов, молодым специалистом.
Принята на педагогическом совете.
Протокол № __
от «___»_________20___г.
Тула, 2015г.
Пояснительная записка.
Кружок «Этика: азбука добра» реализует нравственное направление внеурочной деятельности учащихся.
Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие нравственного сознания как основы морального поведения;
- развитие эмоциональной отзывчивости к окружающим;
- формирование умения, осуществлять нравственный выбор.
Общая характеристика курса.
Курс «Этика: азбука добра» позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Объектом изучения является нравственное развитие личности учащегося.
Основной акцент в содержании курса сделан на принцип гуманизма, который лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Что проявляется в многообразии методов взаимодействия с детьми:
- личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребенка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.
Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников личностно значимого поведения на примере эмоционально-образной формы народных произведений и художественной детской литературы.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
Кружок «Этика: азбука добра» реализует социальное направление внеурочной деятельности учащихся, занятия кружка проводятся из расчёта 1ч в неделю, 35ч в год.
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
- развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
- осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению;
- оценка нравственных поступков;
- внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения;
- стремление к выполнению норм;
- переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю;
- формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса.
Личностные результаты:
- приращение знания о характере взаимоотношений с другими людьми;
- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности;
- формирование нравственного сознания младшего школьника.
- осознание базовых гуманистических ценностей, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
- воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации);
- развитие эмоционального восприятия.
Метапредметные результаты:
- овладение базовыми логическими операциями анализа, синтеза, установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям;
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты освоения курса.
- в ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений об этикете как потребности воспитанного человека;
- в коммуникативной сфере – ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения;
- в информационной сфере – умение работать с информацией: использовать художественную литературу и различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете.
- в эстетической сфере – умение выбирать модель поведения в разных жизненных ситуациях.
Содержание курса.
Школьный этикет (5ч.)(понятие об основных правилах поведения в школе).
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
- Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
- Правила поведения в гардеробе.
- Правила поведения на школьном дворе.
Универсальные учебные действия
- Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (8ч.)(взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Советы по самовоспитанию для неизвестного человека.
- Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).
- «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Игровые этюды «Правильное решение», «Деньги на мороженое», «Так будет справедливо».
- Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Методика незаконченный рассказ.
- Об уважительном отношении к старшим. Ситуация – проба «Гнев учителя».
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим. Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Ситуация – проба «Вас ругают родители».
- Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.
- Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
- Использовать в речи слова вежливости.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
- Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии. (7ч.)
- Значение труда в жизни людей.
- Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Упражнение «Башня самовоспитания».
- Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.
- Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Просмотр мультфильма Ю. Бутырина «Нехочуха»; «Заповедь» Р. Киплинга.
- Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
- Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
- Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида. (7ч.)
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Внешкольный этикет. (8ч.)
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
- Использовать доброжелательный тон в общении.
- Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

п/п Название раздела,
темы Количество часов Основные виды деятельности
1. Школьный этикет. 5 - применять правила поведения во время учебных занятий и в повседневной жизни;
- знать и понимать функцию школьного звонка;
- иметь представление о понятии « готовность к уроку»;
- понимать и применять на практике правила поведения на переменах, знать функцию перемен;
- знать в какие игры возможно играть во время школьных перемен;
- введение понятия « режим дня школьника». Знать, чем должен заниматься ученик в школе и дома.
- знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра.
- понимание и применение понятий: «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.
2. Правила общения. 8 - выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;
- вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для взаимно уважительного общения (внимательность, толерантность, точность, сотрудничество);
- понимание и применение понятий: «доброжелательность», «вежливость». 
- понимание важности и особенности отношения человека к окружающим его людям. Проводить наблюдения за манерой общения других людей;
- понимание и применение понятий: «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
- определение содержания понятий: «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование 
«мой друг».
- знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем.
- изучение поступков сказочных героев. Моделирование поведения сказочных героев в реальной жизни.
- развитие умений вести диалог, спор.
- знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
3. О трудолюбии. 7 - понимание и применение понятия « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.
- понимание и применение понятия « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда.
- знание и умение применять способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- знание путей и способов преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.
4. Культура внешнего вида. 7 - формирование представления о культуре внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик.
- использовать правила ухода за своим внешним видом дома и в школе;
- составлять описание внешнего вида человека на основе предложенного алгоритма;
- ухаживать за школьной формой, обувью.
- знание и применение правил закаливания, профилактика простудных заболеваний.
- введение понятия « гигиена». Знание правил личной гигиены.
5. Внешкольный этикет. 8 - знание правил общения с незнакомыми людьми.
- знание и применение правил поведения в городе. Моделирование ситуаций.
- знание и соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «велодорожка».
- понимание понятия « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте.
- знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.
- распределение ролей, стихотворений, разучивание песен о правилах этикета.
ИТОГО: 35 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием рабочей программы). Необходимое для фронтальной и индивидуальной работы.
Детская справочная литература (справочники, толковые словари, словари фразеологизмов). Печатные пособия.
Плакаты, фотографии к основным разделам программы. По 1 каждого вида.
Иллюстративные материалы (репродукции картин, альбомы и др.). Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. 1
Персональный компьютер. 1
Экспозиционный экран. 1
Мультимедийный проектор. 1
ЖК-панель. 1
Экранно-звуковые пособия.
Аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике рабочей программы. Необходимое для выполнения программы.
Игры и игрушки.
Наборы карандашей, красок, альбомов, пластилин, цветная бумага и др. По количеству учащихся.
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование.

п/п Содержание Дата
проведения занятия
1. I четверть
Школьный этикет.
Дисциплина в школе и классе. 2. В библиотеке люби книгу. 3. Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. 4. Правила поведения в гардеробе. 5. Правила поведения в школьном дворе. 1. Правила общения.
Сопереживание, помощь друзьям. 2. Дал слово – держи его. 3. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие.  4. Об уважительном отношении к старшим. 5. II четверть
Диалоги со сверстниками. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. 6. «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. 7. Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. 8. Игра «Давайте познакомимся». 1. О трудолюбии.
Учусь все делать сам. 2. Взаимопомощь дома и в школе. 3. Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. 4. III четверть
Беречь результаты труда. 5. Умейте ценить своё и чужое время. 6. Бережливость: каждой вещи своё место. Наведение порядка в дневнике, портфеле. 7. Бережливость: каждой вещи своё место. Наведение порядка в кабинете. 1. Культура внешнего вида.
Правила личной гигиены. 2. Бережное отношение к своей одежде. 3. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия 4. Учимся не болеть. 5. Основные правила Мойдодыра. Подготовка праздника «В гостях у Мойдодыра» 6. Основные правила Мойдодыра. Проведение праздника «В гостях у Мойдодыра» 7. IV четверть
Критерии оценки внешнего вида: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. 1. Внешкольный этикет.
Правила поведения в общественных местах. 2. Бережное отношение к природе. 3. Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. 4. Поведение в гостях. Как дарить подарки. 5. Общение по телефону 6. Думай о других: сочувствие – как его выразить? 7. Правила поведения на улице. Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу. 8. Обзор курса этики за год.