Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Этика: азбука добра

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил нравственного сознания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по научно – познавательному направлению «Этика: азбука добра» является формирование следующих умений:
Получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомство с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

Вопросы и задания, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например: «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

Научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям ( определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к другим.)

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по научно – познавательному направлению «Этика: азбука добра» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Структура изложения занятий курса позволяет строить занятия с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и организовывать занятия так, что дети получают возможность учиться:
Принимать и сохранять информационные знания; планировать своё действие в соответствии с ними;
Осуществлять внутренний контроль по результату;
Различать способ и результат действия;
Оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.
2. Познавательные УУД.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).

Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.




2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.  Поведение в столовой, правила поведения за столом.


Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые  и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к  родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.


О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).  Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.


Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.



Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях  (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким  и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.


1 класс. 33 ч.
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
Школьный этикет (6 часов)
Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене. (1 ч)
Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе. (1 ч)
Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке. (1 ч)
Правила поведения в общественных местах. (1 час)
Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой. ( 1 ч)
Правила поведения на школьном дворе. (1 час)

Правила общения (7 часов)
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? (1 ч)
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. (2 ч)
Мой учитель. (1 ч)
Думай о других: сочувствие, как его выразить? (2 ч)
Моя семья. (1 ч)
О трудолюбии (6 часов)
Что помогает учиться лучше (старательность)? (2 ч)
Как мы трудимся: в школе и дома. (2 ч)
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). (2 ч)
Культура внешнего вида (6 часов)
Основные правила Мойдодыра. (3 часа)
Каждой вещи своё место.(2 ч)
Умейте ценить своё и чужое время. (1 ч)
Внешкольный этикет (9 часов)
Правила поведения на улице, в транспорте. (3 ч)
Экскурсия. (1 ч)
«Спасибо» и «пожалуйста». (3 ч)
Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности? (1 ч)


2 класс. 35 ч.
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
Школьный этикет (13 часов)
Этика – наука о морали. (1 ч)
Как я выгляжу. (3 ч)
Школьный этикет. (1 ч)
Зачем быть вежливым. ( (1 ч)
Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций) (3 ч)
Что мы умеем: делаем новогодние игрушки. (2 ч)
Добро и зло в сказках. ( Конкурсная программа). (2 ч)
Правила общения (5 часов)
Твои поступки и твои родители. (1 ч)
Обязанности ученика в школе и дома. (1 ч)
Правила поведения, отраженные в народных сказках. (2 ч)
Чем богат человек. (1 ч)
О трудолюбии (7 часов)
О трудолюбии. (1 ч)
Учусь всё делать сам. (2 ч)
Взаимопомощь дома и в школе. (2 ч)
Беречь результаты труда. (2 ч)
Культура внешнего вида (5 часов)
Культура внешнего вида. (1 ч)
Правила личной гигиены. (2 ч)
Бережное отношение к своей одежде. ( 2 ч)
Внешкольный этикет (5 часов)
Внешкольный этикет. «Моя семья: традиции и праздники». (1 ч)
Правила поведения в общественных местах. (2 ч)
Бережное отношение к природе. Обобщающее занятие. (2 ч)




3 класс. 35 ч.
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

Школьный этикет (6 часов)
Школьный этикет. (1 ч)
Взаимопомощь: учёба и труд. (3 ч)
Школьное имущество надо беречь. (2 ч)
Правила общения (7 часов)
Время надо беречь. (2 ч)
Слово лечит, слово ранит. (2 ч)
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). (3 ч)
О трудолюбии (6 часов)
Труд кормит, а лень портит. ,(3 ч)
Как организовать свой труд. (3 ч)
Культура внешнего вида (6 часов)
Уход за своими вещами. (3ч)
Одежда будничная и праздничная. (3 ч)
Внешкольный этикет (10 часов)
Разговор по телефону. (2 ч)
Поведение в гостях. (2 ч)
Я пишу письмо. (2 ч)
Поведение на природе. (2 ч)
Обобщающий урок. (2 ч)



4 класс. 35 ч.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

Школьный этикет (6 часов)
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. (2 ч)
Забота о младших. (2 ч)
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. (2 ч)
Правила общения (7 часов)
Игра «Город вежливости». (3 ч)
Вежливый ли я дома? (3 ч)
Конкурс стихов о вежливости. (1 ч)
О трудолюбии (6 ч)
Культура физического и умственного труда. (2 ч)
Золотые руки.(2 ч)
Герои труда.(2 ч)
Культура внешнего вида (6 часов)
Что такое культура внешнего вида? (2 ч)
Одежда и осанка. (2 ч)
Вежливость и внешний вид. (2 ч)
Внешкольный этикет(10 часов)
Готовимся к празднику. (4 ч)
Осваиваем правило «так нельзя». (3 ч)
Экскурсия. (2 ч)
Обобщающий урок. (1 ч)

Тематическое планирование


Наименование разделов
Общее количество учебных часов
Теоретические
Практические


1 класс
33 часа



1
Школьный этикет
6
3
3

2
Правила общения
7
3
4

3
О трудолюбии
6
3
3

4
Культура внешнего вида
6
3
3

5
Внешкольный этикет
9
4
5


2 класс
35 часов



1
Школьный этикет
13
5
8

2
Правила общения
5
2
3

3
О трудолюбии
7
3
4

4
Культура внешнего вида
5
2
3

5
Внешкольный этикет
5
2
3


3 класс
35 часов



1
Школьный этикет
6
3
3

2
Правила общения
7
3
4

3
О трудолюбии
6
3
3

4
Культура внешнего вида
6
3
3

5
Внешкольный этикет
10
5
5


4 класс
35 часов



1
Школьный этикет
6
3
3

2
Правила общения
7
3
4

3
О трудолюбии
6
3
3

4
Культура внешнего вида
6
3
3

5
Внешкольный этикет
9
4
5














Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
3 класс

№ п/п
Тема урока
(с указанием темы раздела и количества часов)
Дата проведения урока
Дата фактического проведения урока
Причина корректировки тематического планирования
«Согласовано»
заместитель директора
(дата, подпись)


Школьный этикет (6 часов)

1.
Школьный этикет. (теория)
05.09




2.
Взаимопомощь: учёба и труд. (теория)
12.09




3.
Взаимопомощь: учёба и труд. (практика)
19.09




4.
Взаимопомощь: учёба и труд. (практика)
26.09




5.
Школьное имущество надо беречь. (теория)
03.10




6.
Школьное имущество надо беречь. (практика)
10.10




Правила общения (7 часов)

7.
Время надо беречь. (теория)
17.10




8.
Время надо беречь. (практика)
24.10




9.
Слово лечит, слово ранит. (теория)





10.
Слово лечит, слово ранит. (практика)





11.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). (теория)





12.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). (практика)





13.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). (практика)





О трудолюбии (6 часов)

14.
Труд кормит, а лень портит. (теория)





15.
Труд кормит, а лень портит. (теория)





16.
Труд кормит, а лень портит. (практика)





17.
Как организовать свой труд. (теория)





18.
Как организовать свой труд. (практика)





19.
Как организовать свой труд. (практика)





Культура внешнего вида (6 часов)

20.
Уход за своими вещами. (теория)





21.
Уход за своими вещами. (практика)





22.
Уход за своими вещами. (практика)





23.
Одежда будничная и праздничная. (теория)





24.
Одежда будничная и праздничная. (теория)





25.
Одежда будничная и праздничная. (практика)





Внешкольный этикет (10 часов)

26.
Разговор по телефону. (теория)





27.
Разговор по телефону. (практика)





28.
Поведение в гостях. (теория)





29.
Поведение в гостях. (практика)





30.
Я пишу письмо. (теория)





31.
Я пишу письмо. (практика)





32.
Поведение на природе. (теория)





33.
Поведение на природе. (практика)





34.
Обобщающий урок. (теория)





35.
Обобщающий урок. (практика)







































Управление программой.



Приложение 1.
Диагностика сформированности уровня культуры поведения.
( входная диагностика)
Для диагностики нравственного развития можно использовать методики «Закончи историю», «Сюжетные картинки». Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у школьников.
Методика «Закончи историю».
Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:
- доброта – злость;
- щедрость – жадность;
- трудолюбие – лень;
- правдивость – лживость.
Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.
Проведение диагностики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал
Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила
Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?


Обработка результатов.
1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Результаты диагностики по методике «Закончи историю».

Уровень
Количество детей
Проценты

Низкий



Средний



Высокий




Методика «Сюжетные картинки».

Цель. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам (доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость).

Предварительные замечания. Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный.
Проведение диагностики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Обработка результатов.
1 балл – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
4 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
На основе применения данных методик мы оценили уровень культуры поведения, развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения детей.
Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки».

Уровень
Количество детей
Проценты

Низкий



Средний



Высокий




Приложение 2.


Методика «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна)
(промежуточная диагностика)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 79 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».
Критерии оценивания:
1. Дифференцированность количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).
2. Обобщенность степень обобщенности суждений и характеристик «Я».
3. Самоотношение соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.
Уровни оценивания:
Дифференцированность
1. 12 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.
2. 35 определений, преимущественно относящихся ко
2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).
3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,
в том числе характеристику личностных свойств.
Обобщенность
1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.
3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).
Самоотношение
1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).
2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).
3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).


Методика «Какой Я?»
(модификация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:
А Б
аккуратный драчливый
вежливый злой
честный ленивый
добрый упрямый
любознательный невнимательный
отзывчивый неаккуратный
справедливый грубый
трудолюбивый жадный
старательный завистливый
верный нечестный
Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:
К1 =
КА
,


10


где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А.
К2 =
КБ
,


10


где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.
Если К1
· 0,6, К2
· 0,3, то самооценка завышена,
К1
· 0,3, К2
· 0,6, то самооценка занижена,
К1
· К2
· 0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.
Приложение 3.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД
1. Методика «Как поступить?»
Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (итоговая диагностика).
Учитель знакомит учащихся с ситуацией и предлагает написать свое решение с кратким объяснением, почему именно так поступишь. Обращается внимание детей на честность, принципиальность при решении ситуации.
Ситуация 1
Идет контрольная работа. Ты выполнил все задания. Твой товарищ не знает решения задачи и просит тебя дать ему списать. Как ты поступишь и почему?
Ситуация 2
Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает списать у него. Как поступишь?
Ситуация 3
Ты получил плохую отметку и знаешь, что если родители узнают об этом, то они тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям о плохой отметке?
Обработка данных.
I уровень – устойчиво-положительное отношение к нравственным категориям;
II уровень – неустойчиво-ситуативное отношение к нравственным категориям в зависимости от условий ситуации. Например: «Если он мне даст, тогда и я ему дам»);
III уровень – устойчиво-отрицательное отношение к нравственным ситуациям.
Уровень определяется по каждой ситуации. Общий уровень отношения учащегося к нравственным нормам определяется следующим образом:
1. Если все ситуации решены на I уровне (II или III), то общий уровень, соответственно, - I (II или III).
2. Если две ситуации имеют решение одинакового уровня, а третья уровнем выше или ниже, то общий уровень – II.
3. Если при решении ситуации у одного ребенка выявлен I, II и III уровни, то общий уровень - II.
Подсчитать количество (%) учащихся по группам I, II, III уровня.

2. «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина)
Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (итоговая диагностика).
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.
Считаешься ли ты с мнениями других ребят?
а) да; б) иногда; в) никогда.
Обижаешь ли ты своих одноклассников?
а) никогда не обижаю; б) иногда обижаю; в) часто обижаю.
Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?
а) да; б) иногда; в) никогда.
Как ты относишься к делам класса?
а) ответственно, с желанием выполняю поручение;
б) заставляю себя его выполнить;
в) не всегда довожу начатое дело до конца.
Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?
а) да, б) не всегда, в) нет.
Сочувствуешь ли ты другим людям?
а) всегда пытаюсь утешить, помочь;
б) иногда сочувствую, иногда нет;
в) никогда не сочувствую.
Обработка данных.
Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.
Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу условным знаком (+):


Ф.И.
учащегося
Наличие устойчивых качеств
Уровень развития качеств
личности



1
2
3
4
5
6
Высокий
Средний
Низкий



















Коммуникативные УУД
1. Методика “Ковёр”
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Проводится коллективно на уроке художественного труда. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определённого задания.
Учитель делит детей на 4 произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые набором всевозможных фигур, выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.
Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:
а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках математики.)
Инструкция: “Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры, надо работать дружно и слаженно.”
Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.
По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

2. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики
«Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня сформированности действия по
передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Возраст: 79 лет.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив
друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию дорогу к дому по его инструкции.
Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается
по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на
образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или
формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство
узоров с образцами; указания отражают часть необходимых
ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и
позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и
обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.



Список литературы рекомендуемой для педагогов
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Список рекомендуемой литературы для родителей
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана – граф». 2002.- 205с.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.


Интернет-ресурсы:

www.openworld.ru/school - Официальный сайт журнала «Начальная школа».
www.1 september.ru - Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей». «Начальная школа» методическая газета для учителя начальной школы.
www.4stupeni.ru - Конспекты уроков для начальной школы.
www.100zatey.ru - Детские праздники, выпускные в начальной школе.
http://future4you.ru/ - Всероссийские очные и заочные дистанционные конкурсы и олимпиады.






























13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715




15