Интегрированное коррекционно – развивающее занятие с воспитанниками подготовительной группы Тема «Общение»
Управление образования администрации муниципального
образования городского округа «Усинск»
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшын муниципальнőй юкőнлőн администрациясайőзőс велőдőмőн веськőдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 24» г. Усинска
(МБДОУ «ДСОВ № 24» г. Усинска)
«Челядьöс сöвмöдан 24 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск карса
муниципальнőй сьöмкуд учреждение
(«ЧС 24 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)
Интегрированное
коррекционно – развивающее занятие
с воспитанниками подготовительной группы
Тема «Общение»
Автор – составитель:
Гребнева Э.А.,
педагог – психолог
Мурзахметова И.Н.,
учитель – логопед
Усинск
2015г.
Тема: Общение.
Цель: закрепление умений, необходимых для развития коммуникативных навыков.
Задачи:
развивать умение контролировать свое эмоциональное состояние, снимать телесное и эмоциональное напряжение;
развивать мелкую и общую моторику, двигательную активность;
развивать внимание, память, воображение, мышление;
развивать фонематический слух;
совершенствовать навыки автоматизации поставленных звуков в диалогической и спонтанной речи;
совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
совершенствовать навыки артикуляторной деятельности.
совершенствовать навыки вербального и невербального общения: умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свой выбор;
закрепить понятие «общение», «настроение», «виды настроения»;
закрепить главные признаки эмоциональных состояний человека и совершенствовать умение определять эмоциональное состояние человека по главным признакам.
Развивающая среда:
альбом с комплексами артикуляционной гимнастики (комплекс № 3 – динамические упражнения для языка и губ 17 упражнений), кольцевые массажные пружинки – 10 шт., поднос – 1 шт., массажные шарики 3х цветов: красных – 4 шт., желтых – 4 шт., зеленых – 4 шт., картинка – символ на звук «л», Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», карточки с цифрами 1, 2, 3, коробка с предметами для упражнения «Доброе тепло»: камень, ватный диск, фломастеры, палочка феи, мячик ватный, мячик резиновый, мячик разноцветный поролоновый, палочка – мишура, ободок из цветов, магниты: смайлик, улыбка, цветок, кубик разноцветный поролоновый, ложка деревянная, машинка, собачка; бубен, ноутбук с музыкой для релаксации, звуками моря, вырезанные лица – 10 шт., фломастеры, магнитная доска, магниты.
Ход:
Вводная часть
Дети с педагогами встают в линию.
Психолог: мы начинаем занятие, давайте поздороваемся.
Упражнение «Здравствуй, солнце, золотое». Повторяют слова по одной строчке и движения.
Здравствуй, солнце, золотое, (руки вверх круг)
Здравствуй, небо, голубое, (руки вверх, в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок, (руки покачивая)
Здравствуй, маленький дружок (руки вниз)
Я живу в родном краю, (руки за щеки)
Всех я вас приветствую (руки в стороны).
Сели на стульчики.
Основная часть
Психолог: ребята, а как вы думаете, что такое задача?
Задача – это вопрос, на который нужно найти ответ, а чтобы найти ответ – необходимо выполнить какое – то действие. Где мы встречаемся с задачами? На занятиях. На каждом занятии мы встречаемся с задачами, которые выполняем.
Ребята, как вы считаете, необходимо уметь задавать вопросы и уметь отвечать на них? А мы учимся этому умению на занятиях? (Да). Значит, мы сегодня продолжаем работать над умением задавать вопросы и отвечать на вопросы – это наша 1 задача – показ карточки с цифрой 1.
Ребята, как вы считаете, важно уметь настраивать организм перед выполнением трудного задания и уметь расслаблять после выполнения трудного задания. А мы учимся этому умению на занятиях? (Да). Значит, мы сегодня продолжаем работать над умением настраивать и расслаблять свой организм – это наша 2 задача – показ карточки с цифрой 2.
Ребята, как вы считаете, важно уметь правильно общаться, грамотно и четко говорить? А мы работали над понятием «общение» и над главными правилами общения? А на занятиях с учителем – логопедом вы работали над грамотной и четкой речью? (Да). Мы сегодня с вами повторим понятие «общение».
Учитель – логопед: и закрепим умение четко и грамотно говорить.
Психолог: это наша 3 задача – показ карточки с номером 3.
Учитель – логопед: мы знаем, что нашему язычку помогают пальчики. Массаж пальчиков, рук (кольцевые массажные пружинки, массажные шарики).
Психолог: вы сделали массаж пальчиков, рук. Я потрогаю, какие они у вас добрые, теплые (психолог у каждого трогает ладошки, говорит ручки теплые, добрые). Ребята, а что такое доброе тепло? Под музыку. Предлагаю вам взять из коробки с предметами, тот предмет, который по вашему «доброе тепло». Почему вы выбрали именно этот предмет, как «доброе тепло». Учитель – логопед выбирает камень. Психолог обращается с вопросом, что у нее сомнения по поводу этого предмета как «доброе тепло». Учитель – логопед объясняет свой выбор.
Вывод: Ребята и взрослые, мы желаем вам, чтобы на вашем пути, вокруг вас и рядом с вами всегда было добро и тепло.
Учитель – логопед: а сейчас мы подготовим наш язычок, чтобы он помогал нам четко говорить. Артикуляционная гимнастика - альбом с комплексами артикуляционной гимнастики, комплекс № 3 – динамические упражнения для языка и губ, 17 упражнений. Упражнения показывать, называть и контролировать будут (называет Ф.И. ребенка). Дети выполняют упражнения. После выполнения упражнений учитель – логопед обращается к контролеру. Как ты считаешь, все ребята правильно выполняли упражнения?
Учитель – логопед: молодцы, ребята, все 17 упражнений вы выполнили правильно.
Психолог: ребята, а как вы считаете, важна ли артикуляционная гимнастика для общения? Что такое общение?
Общение – это взаимодействие двух и более людей.
Как вы считаете, настроение важно для общения? Какое необходимо настроение для хорошего общения? Хорошее. Упражнением «Кактус и солнце» мы покажем хорошее и плохое настроение. Выходят в круг.
Что такое кактус? (растение). Какой главный отличительный признак кактуса от других растений? Листья в виде колючек. С каким настроением можно сравнить кактус, с плохим или хорошим? Плохим настроением. Если у человека плохое настроение, он колючий как кактус. С каким настроением можно сравнить солнце, с плохим или хорошим? Хорошим настроением. Хорошее нестроение – светлое, яркое, теплое, веселое как солнце. Выполняем упражнение: под звук бубна двигаемся по кругу, как только звук не звучит, психолог говорит: кактус – дети показывают кактус, солнце – дети показывают солнце. Проигрывается 3 раза.
Сели за столы.
Мы с вами знаем 2 вида настроения. Какие? Хорошее и плохое. Также мы с вами знаем виды хорошего настроения и виды плохого настроения. А как мы узнаем, какое у человека настроение? По внешним признакам. Психолог показывает признак настроения, а дети называют настроение: улыбка – радость, слезы – плаксивость, злость – губы, лоб, руки, губы кругом – испуг, ехидная улыбка – самодовольство. Продуктивная деятельность. Нарисуем главный признак радостного настроения – улыбку. Рисуют фломастерами на вырезанных лицах, глаза, нос, уши, волосы нарисованы, акцент на цвет не ставится, детям предлагается выбрать любой цвет фломастера и нарисовать улыбку. Психолог выбирает синий фломастер, рисует синюю улыбку и задает вопрос, повлияло на ваше настроение то, что я нарисовала синюю улыбку. Нет. Ребята, можно позволить себе сделать то, что тебе хочется, если это не вредит вам и окружающим тебя людям. Вывешиваем работы на магнитную доску. Посмотрим какие у нас получились улыбки. Ребята, мы с учителем – логопедом желаем вам, чтобы радостное, хорошее настроение всегда было у вас и рядом с вами.
Релаксация. Психолог включает релаксационную музыку. Вытяните ножки, опустите руки, наклоните голову вперед, закройте глаза, ваш организм расслабляется. Психолог подходит к каждому, гладит по голове, проверяет расслабленность рук. Откройте глаза, поднимите голову, встряхните руки, поставьте ноги на место.
Учитель – логопед: ребята, мы помассажировали пальчики, ручки, подготовили наши язычки, а сейчас подготовим ушки и разработаем голосок.
1 задание: из 4х слов выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка—сетка
Каток-дом-моток-поток
2 задание:
Повтори за мной! На кого смотрю, тот и повторяет. Губы учителя – логопеда прикрыты карточкой.
Та-то-ту
Ты-та-то
Му-мы-маМо-ма-мы
Ва-ву-во
Ну-ны-на
Но-на-ну
Да-ды-до
Ду-ды-да
Бо-ба-бы
3 задание:
А сейчас задание посложнее. Приготовились! На кого смотрю, тот и повторяет. Губы учителя – логопеда прикрыты карточкой.
Пта-пто-пту-птыКта-кто-кту-ктыФта-фто-фту-фтыТпа-тпо-тпу-тпыТма-тмо-тму-тмыКна-кно-кну-кныФка-фко-фку-фкыПна-пно-пну-пныВывод: молодцы, ребята. Справились достойно и с 3им трудным заданием.
4 задание: я буду называть вам слова, внимательно слушайте!
Назовите первый звук в слове: жук, акула, забор, окно, рак, утка, лошадь, иголка, шуба.Вывод: молодцы, ребята. Справились все дружно, без ошибок.
5 задание: учитель – логопед показывает карточку - символ с изображением самолета. Ребята, посмотрите, чья эта песенка? Спойте песенку. Дети произносят звук л-л-л-л. Будьте внимательны, я буду называть слова со звуком -л-. А вы должны будете определить, где находится звук: в начале слова, в середине слова или в конце слова: лопата, молоко, пол, лодка, дятел, колокол, мел, лужа.
Вывод: молодцы, ребята, вы очень старались. Практически не было ошибок, хотя задания были очень сложные. В дальнейшем вы будете выполнять такие задания в школе.
Психолог: включает звуки моря. Ребята, какие звуки вы услышали? Психолог приглашает ребят в круг. Упражнение «Море»: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри. Психолог рассматривает фигуры и комментирует. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, добрая фигура на месте замри. Психолог рассматривает фигуры и комментирует. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, круг дружбы на месте замри. Дети и педагоги берутся за руки и делают большой круг.
Рефлексия
Психолог:
Мы с вами задавали вопросы и отвечали на них? Да.
Мы настраивали и расслабляли организм? Да.
Мы говорили грамотно, четко и правильно.
Итак, мы выполнили все 3 задачи.
Ребята, я считаю, что у меня все получилось. А у вас И.О. учителя – логопеда (обращается к учителю - логопеду). А у вас, ребята, если все получилось, подойдите к столу с зелеными шариками, если все получилось, но были трудности, подойдите к столу с желтыми шариками, если не получилось, подойдите к столу с красными шариками. Педагоги комментируют выбор ребят.
Список использованных источников
Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».- СП «Детство - Пресс», 1998г.
Н.Ю. Куражева «Цветик – семицветик. Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников». - СП-М «Речь», 2014г.
Г.А. Широкова «Практикум для детского психолога». - Ростов - на – Дону «Феникс», 2012г.
Н.В. Алексеева «Развитие одаренных детей». - Волгоград, изд. «Учитель», 2013г.
Д.Г. Кайль «Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально – игровой деятельности». - Волгоград, изд. «Учитель», 2015г.
О.А. Степанова «Подготовка детей к школе. Развивающие игры и упражнения». – М, изд. «Творческий центр», 2008г.