Конспект открытого логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группы, воспитывающихся в условиях детского дома.
Конспект открытого логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группы, воспитывающихся в условиях детского дома.
« В гостях у сказки»
Аннотация: занятие разработано для детей, воспитывающихся в условиях детского дома, в ходе занятия используются элементы психогимнастики, метод сказкотерапии, здоровьесберегающие технологии, что способствует регулированию эмоционального состояния воспитанников. Занятие насыщенно разнообразными играми, что делает его для воспитанников ярким и интересным.
Задачи:
- закреплять знание детьми пройденных звуков и букв, первоначальные навыки чтения открытых и закрытых слогов, формировать умение делить слова на слоги, учить образовывать притяжательные прилагательные;
- обучать умению определять первый и последний звуки в слове, находить предметы, названия которых начинаются с определённого заданного звука;
- развивать навыки звукобуквенного анализа, речевые навыки детей (дыхательную функцию, мимическую мускулатуру), общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, зрительное внимание;
- с использованием метода сказкотерапии побуждать детей к активности, самостоятельности, творчеству, регулированию своего эмоционального состояния;
- воспитывать чувство товарищества, желание приходить на помощь другим.
Предполагаемый результат: дети знают названия изученных букв, умеют их называть, составляют и читают прямые и обратные слоги, выполняют звуковой анализ односложных слов, делят двусложные и трёхсложные слова на слоги.
Оборудование: аудиозапись спокойной музыки, большой рисунок теремка, цветные фигурки животных, изученные буквы в цветных домиках, «волшебная» палочка, вырезанные фигурки овощей, тарелочки с зелёными прищепками, удочки с магнитами, фигурки рыбок, с написанными на них слогами, тренажёр для глаз «Бабочка», рисунки с изображением ёлки и выглядывающих из-за неё животных, пособия для развития звукового анализа, картинки с изображением сумочек, картинки, в названии которых два и три слога, сундучок, предметы, названия которых начинаются со звука [К].
Ход занятия
Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети входят в логопедический кабинет, здороваются.
Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по сказке, а какой, узнаете позже. Путешествие у нас не только интересное, но и очень трудное, поэтому нам необходимо серьезно подготовиться.
Психогимнастика
Логопед. Покажите, какие щечки у медведя.
Дети надувают щеки.
Логопед. А теперь изобразите сначала грустного медвежонка, а потом веселого.
Дети выполняют мимические упражнения.
Логопед. А теперь плавно вдохните носиками воздух, надуйте животик, чтобы он был таким же круглым, как у медвежонка.
Дети выполняют дыхательные упражнения.
Логопед. Теперь можно отправляться в путь.
Развитие зрительного восприятия и узнавания
Логопед. Посмотрите внимательно на контуры животных и назовите их.
Дети. Лягушка, мышка, волк, лиса, заяц, медведь.
Логопед. Из какой сказки все эти герои?
Дети. Теремок.
Логопед вывешивает картину теремка на доску.
Логопед. Стоит в поле теремок, он не низок не высок. Бежала по полю мышка Норушка, увидела теремок и спрашивает: «Кто, кто в теремочке живёт, кто - кто в невысоком живет?». В ответ - тишина. Забежала мышка в теремок и поселилась в нём. День живёт, другой живёт, скучно ей одной. Решила она познакомиться со своими соседями. Живут соседи за лесом, каждый в своём домике. Давайте поможем нашей мышке познакомиться с ними.
Обучение грамоте
На доске изученные буквы, каждая в своём домике.
Логопед. Кто живёт в красных домиках?
Дети. Гласные буквы.
Логопед. Давайте их назовём. Кто живёт в синих домиках?
Дети. Согласные буквы.
Логопед. Назовите их. Почему у одних синих домиков на крышах есть звоночки, а у других нет?
Дети. Со звоночками - звонкие согласные, без звоночка - глухие.
Логопед. Гласные и согласные буквы дружат между собой, и умеют составлять слоги. Давайте покажем, как они это делают. Возьмите себе по одной букве. Я буду называть слог, а ваша задача встать в таком порядке, чтобы получился названный мною слог.
Логопед проговаривает, какой слог составить, дети становятся в этом порядке.
Логопед. Вдруг из-за ёлки показалась чья-то лапка, чья она? (показывает картинку).
Дети. Лягушачья.
Логопед. Прыгнула лягушка к теремку и спрашивает. Что спрашивает лягушка?
Дети. Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?
Логопед. Я мышка Норушка, а я лягушка Квакушка, давай вместе жить. Я интересную игру знаю.
Развитие тактильных ощущений
Логопед. У лягушки есть волшебная палочка, с помощью которой она пишет буквы. Сегодня она будет писать буквы не на бумаге, а на ваших спинках, а вы попробуете отгадать.
Дети отгадывают «написанные» волшебной палочкой на спине буквы.
Логопед. Вот живут они вдвоём, дружно живут. Вдруг из-за ёлки показались чьи-то уши, чьи это уши? (показывает картинку).
Дети. Заячьи.
Логопед. Подбежал зайка к теремку и спросил, кто там живёт, жители ему ответили. Просится заяц к ним пожить, да говорит, что пришел он не с пустыми лапками, а урожай с собой принес.
Урожай я убирал
И ботву всю оборвал.
Вы, ребята, помогите,
Листики скорее прикрепите.
Логопед раздает контуры овощей, вырезанные из цветного картона, тарелочки с зелеными прищепками.
Логопед. Какие это овощи?
Дети. Свёкла, морковь, репа, редька.
Развитие мелкой моторики
Дети берут из корзинки по одному овощу, вырезанному и
·з картона, называют его, и прикрепляют по три листочка - зеленой прищепке.
Логопед. А заяц еще одну интересную игру знает, давайте поиграем.
Упражнение «Овощи»
Как - то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре сидит на корточках водящий с завязанными глазами.
Останавливаются, крутят водящего.
Разбегаются, приседают, водящий их ищет.
Логопед. Вот живут они втроём. Вдруг из-за ёлки показался чей-то хвост, чей это хвост? (показывает картинку).
Дети. Лисий.
Логопед. Подошла лиса к теремку и спрашивает, кто там живёт, жители теремка ей ответили. Просится лиса к ним жить, боятся животные её пускать. А лиса и говорит им: «Пустите меня, я вас рыбкой угощу». Просит вас, ребята, лиса о помощи, помогите ей рыбку поймать.
Закрепление начального навыка чтения открытых и закрытых слогов
Дети выходят по двое, берут удочки, на концах у каждой - магнит, на полу разложены бумажные рыбки со скрепками, на каждой написаны слоги, прямые и обратные. Дети «ловят» рыбку, читают слоги.
Логопед. Молодцы! Хорошие рыбаки. Только лягушка вот обиделась, рыбу-то она не ест. Чем, ребята, питается лягушка?
Дети. Насекомыми.
Логопед. Давайте тогда для лягушки поймаем бабочку.
Упражнение для расслабления глазодвигательных мышц «Бабочка»
Логопед одевает две черные рукавички, на каждой ярко-розовые бабочки, одна рука сжимается в кулак, вторая открыта, затем руки меняются, получается, что бабочка как бы «перелетает» с одной рукавицы на другую, дети следят за передвижением бабочки глазами, сначала из стороны в сторону, затем вверх- вниз, потом - по диагонали.
Логопед. Молодцы! Лягушка говорит вам спасибо. Вот живут они вчетвером, жили бы и дальше, если бы из-за ёлки не показалась чья-то зубастая пасть, чья это пасть? (показывает картинку).
Дети. Волчья.
Логопед. Подбежал волк рысцой к теремку и спрашивает, кто в теремочке живёт, жители ему ответили. Просится волк пожить, а лиса ему отвечает: «Мы согласны, только наши соседи, Звуковички, боятся тебя, тебе надо с ними подружиться». Побежал волк знакомиться с соседями, давайте и ему поможем.
Развитие навыка звукового анализа
Детям выдаются звуковые линейки, сделанные из горлышек пластиковых бутылок, перед каждым коробочка со звуками (крышки от бутылок красного, синего и зеленого цвета). Каждый ребёнок, последовательно выделяя звуки в слове ВОЛК, закручивает на горлышке крышку, соответствующего цвета.
Логопед. Вот наши соседи и подружились с волком. Стали в теремке жить впятером. У каждого были свои обязанности. Мышка с лягушкой часто ходили на рынок за продуктами, вот и сегодня они отправились за покупками.
Формирование умения делить слова на слоги
На доску вывешиваются две сумочки, вырезанные из цветной бумаги, на каждой - схема слова, поделенная на слоги, одна схема двусложного слова, вторая трёхсложного.
Логопед. Взяли соседки с собой сумки, как вы думаете, где - чья сумка?
Дети. В слове мышка, 2 слога, значит ее сумка в горошек, а в слове лягушка - 3 слога, ее сумка в полоску.
Логопед. Лягушка и мышка купили много продуктов, давайте разложим их по сумкам. Картинки, в названии которых 2 слога, положим мышке в сумку, а где 3 слога - лягушке.
Дети выбирают себе картинку, делят слово на слоги, подходят к доске, прикрепляют к соответствующей сумке.
Логопед. Лягушка и мышка говорят вам спасибо, они отправляются готовить обед. А тем временем из-за ёлки показалась чья-то большая, мохнатая лапа. Чья это лапа? (показывает картинку).
Дети. Медвежья.
Логопед. Подошёл медведь к теремку, осторожно стучит в дверь, спрашивает, кто в теремочке живёт. Жители теремка ему ответили. Просится медведь к ним жить, испугались звери: «Что ты, что ты, ты нам теремок разрушишь». «Пустите»- просится медведь - «Я буду очень аккуратным, меня Косолапкой зовут, я вам подарки принёс в сундучке».
Логопед. Жители теремка снова просят вас о помощи, ребята. Надо выбрать такие подарки, которые начинаются с любимого звука Косолапки, а любимый звук тот, с которого начинается его имя. С какого звука начинается имя Косолапки?
Дети. Со звука [К].
Дети открывают сундучок, выбирают только те предметы, которые начинаются со звука [К] (краски, карандаши, книга, конфета и др.).
Логопед. Пустили звери Косолапку к себе, дружно жили, и никогда не ругались.
Итог занятия
Логопед. Вот наше с вами путешествие и закончилось, вы сегодня хорошо потрудились. Если вам понравилось наше путешествие, возьмите красный цветочек и посадите его возле теремка, если вас что-то огорчило - прикрепите синий. Спасибо за работу, до свидания.
Дети спускаются в группу.
Список используемой и рекомендуемой литературы
Баньчукова Н. В., Ковалев В. А. Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения у слабовидящих учащихся. Красноярск, 2008.
Зырянова Л. Н. Занятия по развитию речи в ДОУ. Ростов н/Д., 2012.
Фадеева Ю.А, Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. М., 2011.