Методический материал для руководителей и педагогических работников образовательных организаций : Законодательная и нормативно — правовая база по организации борьбы с терроризмом
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
по теме : «Законодательная и нормативно правовая база по организации борьбы с терроризмом».
I . Международный терроризм – угроза национальной безопасности России
1. Что такое терроризм. Происхождение термина терроризм и террорист
2. Какие цели преследуют террористы.
3. Виды террористической деятельности и террористических актов.
4. Причины терроризма.
II . Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
1. Что составляет правовую основу борьбы с терроризмом.
2. Основные направления противодействия терроризму в РФ.
3. Какие задачи ставят перед собой Министерство обороны по противодействию терроризму.
Общий вывод по теме.
I . Международный терроризм – угроза национальной безопасности России
1. Что такое терроризм.
Происхождение термина терроризм и террорист.
Для начала нужно разобраться, что такое терроризм и как он возник.
И так, терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия.
Нужно отметить, что терроризм по своим масштабам, последствиям, интенсивности, разрушающей силе, по своей бесчеловечности и жестокости, проблеме превратился ныне в одну из самых страшных проблем всего человечества.
Но как возник это термин возник? Для того ,чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к французскому словарю. Понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце 18-го века, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком.
Однако уже в ходе Великой французской революции слово "террорист" стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово "терроризм", употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия.
К 70-м годам 20 века этот термин наконец приобрел универсальное значение и сейчас используется для обозначения мотивированного насилия со стороны "слабого", оппозиции - и с политическими целями.
Терроризм сопровождает человечество на протяжении всей его истории. В 21 веке людям приходится жить в условиях постоянной угрозы террористических акций, которые могут произойти в любой момент и любом месте.
2. Какие цели преследуют террористы.
Носителями современного терроризма выступают политические организации, экстремистские группировки, отдельные лица, отрицающие легальную оппозиционную деятельность, а также криминальные структуры и лица, борющиеся за раздел и предел сфер влияния.
Многих людей может возникнуть вопрос, но зачем люди идут на убийство, угрозы? Для каких целей это нужно?
Ответ на этот вопрос современные психологи нашли давно. Цель, которую ставят перед собой террористы - достичь изменения политики, оказывая устрашающее воздействие на власти, группы населения, представителей иностранных государств и международных организаций. Террористическую деятельность могут вести террористы-одиночки, террористические группы и организации (в т.ч. международные при поддержке определенных государств и их спецслужб). Терроризм осуществляется как борьба подпольная, насильственная, целенаправленная, управляемая, идеологизированная. Жертвы терроризма могут быть случайными или выборочными (представляя собой символы каких-либо институтов). Террористический акт выполняет функции устрашения определенной категории лиц, либо пропагандирует идеи террористов. Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения политических проблем. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий. К террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого характера...
Терроризм - многообъектное преступление, но можно выделить главные объекты на которые посягаются террористы:
жизнь и здоровье граждан;
объекты критической инфраструктуры;
природную среду;
информационную среду;
органы государственного управления;
государственных и общественных деятелей.
3. Виды террористической деятельности и террористических актов
По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:
неорганизованный или индивидуальный.
В этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершают один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация. Индивидуальный терроризм наиболее редкое явление в современном мире. Примером может служить выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Трепова (январь 1878);
организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется специальной организацией. Организованный терроризм – самый распространенный в современном мире.
По своим целям терроризм делится на:
* националистический – преследует сепаратистские или национально освободительные цели;
* религиозный – связан либо с борьбой приверженцев одной религии с приверженцами другой, либо преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;
* идеологически заданный, социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат – анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.
Однако преследуемые цели могут переплетаться. Так, использующая методы терроризма «Курдская рабочая партия» преследует цели создания национального государства и одновременно – социального преобразования общества в духе марксизма. Помимо этого, существуют движения, не укладывающиеся в предложенные классификации. К примеру, террористическая группировка «Мы, кто строили Швецию», протестовавшая против проведения в Швеции Олимпийских игр, провела ряд взрывов на спортивных объектах в 1997.
Вспомним террористический акт в Беслане в совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях.
Этот террористических актов был одним из самых страшных и жестоких. Огромное число людей погибло
Группа Погибло
Дети от 1 до 17 лет 186
Учителя / сотрудники школы 17
Сотрудники ЦСН ФСБ 10
Сотрудники МЧС 2
Родственники, гости и друзья учащихся 118
Сотрудники МВД 1
Всего 334
В таблице мы видим число погибших.
Но в чем же была причина эти действий террористов ?
22 сентября 2004 года к работе приступила Парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств совершения теракта в Беслане под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — Александра Торшина. Работа комиссии длилась до 22 декабря 2006 года, когда был опубликован окончательный текст доклада. Итоговый доклад примерно на четверть состоит из хронологического описания обстоятельств с 1 по 3 сентября, тогда как остальная часть уделена описанию действий оперативного штаба, МВД, военных, МЧС и прокуратуры, как во время, так и после теракта. По мнению комиссии:
Целью боевиков являлось убийство как можно большего числа мирных жителей, чтобы создать максимальный общественный резонанс от теракта.
Операция по спасению заложников закончилась трагедией во многом потому, что сами боевики не рассчитывали на мирный исход и не собирались вести реальные переговоры. При этом утверждается, что оперативный штаб был настроен вести переговоры на любых условиях.
Примерно до 16 часов 3 сентября террористы поддерживали связь с сообщниками, которые находились вне пределов школы и оказывали террористам моральную поддержку.
Приказ оперативного штаба начать силовую операцию по освобождению заложников был отдан лишь после того, как боевики привели в действие взрывные устройства и начали расстреливать убегавших заложников.
Огнемёты «РПО-А» и танки использовались для стрельбы по школе уже после 18 часов, когда «было установлено, что в местах нахождения боевиков заложники отсутствуют». В связи с тем, что тел заложников в местах уничтожения террористов с применением огнемётов и танка обнаружено не было, комиссия признала их применение «обоснованным и не противоречащим действующему законодательству».
Помимо танка в операции также участвовали 8 единиц БТР-80, из них производили выстрелы из ПКТ лишь два, под номерами 832 и 824, тогда как стрельба из КПВТ не производилась.
Полностью опровергнута проверяемая с первых дней расследования версия о заблаговременной подготовке школы к захвату террористами (складирование оружия, боеприпасов).
Специалисты Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени С. К. Тимошенко, проводившие криминалистическую экспертизу в связи с предположениями общественности о возгорании школы от выстрелов РПО-А «Шмель», пришли к выводу, что обрушение потолка и возникновение пожара выстрелом из «РПО-А» невозможно. Экспертами производились выстрелы из РПО-А по деревянному строению, после которых сама постройка была разрушена, но возгорания не произошло. Это же подтвердил следственный эксперимент от 13 октября 2005 года с участием в присутствии представителей потерпевших и СМИ.
Оперативный штаб не готовил операцию по силовому освобождению заложников, а установленные в спортзале самодельные взрывные устройства привёл в действие «один из членов банды, действуя в соответствии с ранее разработанным планом».
Действия руководителей федеральных органов госвласти были адекватны сложившейся ситуации.
Руководство МВД Северной Осетии Алания не приняло исчерпывающих мер для того, чтобы не допустить беспрепятственного проникновения группы террористов на территорию средней школы № 1 г. Беслана и захвата заложников.
Действия следственной группы по расследованию причин и обстоятельств совершения теракта проводились согласно действующему законодательству.
Применение сил и средств МЧС России при проведении операции по освобождению заложников происходило согласно действующему законодательству.
Отмечены недостатки при проведении лечебно-эвакуационных мероприятий, в ходе которых возник ряд организационных и технических трудностей, прежде всего из-за отсутствия достоверной информации о количестве заложников, характере и сроках планируемых Оперативным штабом мероприятий. Также отмечены недостатки при проведении судебно-медицинской экспертизы, в связи с трудностями в организации надлежащего хранения тел погибших и не полным задействованием специального автотранспорта Минобороны России, в том числе — авиационного[71].
4. Причины терроризма
Террористические акты совершаются, к сожалению, настолько часто, что их невозможно пересчитать по пальцам. Вспомним взрыв поезда «Невский экспресс», который произошел 27 ноября 2009 года.
В результате погибли, по предварительным данным, 25 человек, судьба 26 остается неизвестной. Всего в поезде в момент аварии находились 682 человека. Когда видишь в новостях или слышишь по радио сообщения о таких терактах, задаешься вопросом: а зачем? Какую цель преследуют те люди, которые изготавливают бомбы и подкладывают их на рельсы? Зачем взрывать себя с сотней других? В чем смысл убивать людей, которых даже не знаешь?
Основные причины возникновения терроризма можно разделить на несколько групп:
политические;
социально-экономические;
экономические;
религиозные;
духовные.
Политические
Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов. Также важными политическими причинами возникновения терроризма можно считать: недостаток мер ,принимаемых во всем мире по обеспечению безопасности населения (нередко производящиеся с вопиющими нарушениями законодательства), которые буквально провоцируют террористов; влияние на общественное сознание тоталитарных, диктаторских правовых режимов (например, режим талибов в Афганистане); извечный конфликт Запада и Востока, в котором терроризм является наиболее эффективным и действенным способом ведения борьбы (прежде всего это относится к Востоку).
Социально-экономические
Если рассматривать социально-экономические причины, то основной причиной можно считать низкий уровень жизни в стране. Человеку легче решиться на совершение террористического акта, если он свободен от чувства собственности. Терроризм дает возможность человеку заработать деньги, причем деньги немалые.
В условиях современной жизни в России, массового закрытия промышленных предприятий, постоянного роста цен, инфляции и безработицы, терроризм становится подчас единственным способом заработать себе денег на достойное существование. Каждый идущий на теракт человек знает, что в случае смерти о его семье позаботятся.
Экономические
Терроризм сегодня - это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход, который может быть сравним с доходами от нефтебизнеса. Торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли. Для примера возьмем финансирование чеченских боевиков. К ним в основном деньги поступают из Саудовской Аравии или ОАЭ. Там абсолютно легально в магазинах и на рынках установлены урны для пожертвований, предназначенных борющимся за свободу чеченским "мусульманам". По телевидению регулярно демонстрируются видеозаписи, на которых боевики, переодетые в форму российских солдат, убивают и грабят мирных жителей. После этого идут призывы активнее сдавать пожертвования для того, чтобы боевики (они преподносятся как борцы за свободу) смогли изгнать ненавистные российские войска. Ежегодно удается собрать приблизительно 40 миллионов долларов. Из них до Чечни доходит только 5-6 миллионов. Остальные оседают по дороге в различных организациях и фондах.
Религиозные
В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама), который берет свое начало в 18 веке в Саудовской Аравии. Основателем является Ибн Абдаль Вахаб. Именно он определил главных врагов настоящих мусульман - это иудеи и христиане. С ними следует вести войну, т.к. все, кто не следуют шариату (это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление) заслуживают смерти. Также есть ещё одна интересная мысль: ислам моложе христианства на 8 веков. Значит, у мусульман сейчас идет приблизительно 13 век. Если провести параллель с Европой, то в 13 веке там царили инквизиция, а по сути это та же борьба с неверными. Коран отрицает насилие. Заповедь "не убий" есть и в исламе. В большинстве случаев террористы лишь прикрывают свои истинные намерения религиозными лозунгами.
Духовные
Важными духовными причинами возникновения терроризма являются: кризис современного общества, искажение правовых и общечеловеческих ценностей. Например, в некоторых странах Востока детей воспитывают под лозунгами терроризма, с детства воспитывают у человека, а значит и общества, преклонение перед физической, а не духовной силой.
II . Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Что составляет правовую основу борьбы с терроризмом
Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.
Правовую основу борьбы с терроризмом составляют:
Конституция РФ
Уголовный кодекс РФ
Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие Федеральные законы,
общепризнанные принципы и нормы международного права
международные договоры РФ
указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" Министерство обороны Российской Федерации, являясь субъектом, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, организует взаимодействие с иными субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, при решении следующих задач:
защиты находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
защиты объектов Министерства обороны Российской Федерации;
обеспечения безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации;
проведения контртеррористических операций.
При выполнении перечисленных задач функциями органов военного управления являются:
- Генеральный штаб ВС РФ .
Он отвечает за:
Планирование и организацию антитеррористической деятельности в ВС РФ.
Координацию планирования антитеррористической деятельности в видах ВС, родах войск.
Поддержание постоянного взаимодействия с федеральными органами власти, осуществляющими борьбу с терроризмом.
Работу представителей ВС РФ в Федеральной антитеррористической комиссии.
- Главнокомандующие видами ВС, командующие родов войск.
Они отвечают за:
планирование и организацию антитеррористической деятельности в видах ВС, родах войск, подготовку войск (сил) к борьбе с терроризмом.
- Командующие войсками военных округов (флотами).
Они отвечают за:
планирование, организацию и поддержание войск (сил) в постоянной готовности к борьбе с терроризмом,
за поддержание постоянного взаимодействия с федеральными органами власти, осуществляющими борьбу с терроризмом, организацию работы в Региональных антитеррористических комиссиях.
- Командиры соединений (воинских частей, учреждений), начальники гарнизонов.
Они непосредственно отвечают за:
*планирование, организацию и проведение антитеррористических действий в соединениях (воинских частях, учреждениях) и гарнизонах, их * постоянную готовность к борьбе с терроризмом;
* поддержание на высоком уровне караульной, гарнизонной служб, службы внутреннего наряда;
*поддержание постоянного взаимодействия с органами федеральной власти и местными органами исполнительной власти.
Взаимодействие с субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, осуществляется в целях защиты личности, общества и государства от терроризма, предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий, выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, координации их деятельности для достижения согласованности их действий.
Основные направления противодействия терроризму в РФ.
В соответствии с Законом основными направлениями деятельности в сфере противодействия проявлениям экстремизма являются:
противодействие криминогенным процессам в обществе, возникающим на почве экстремизма, профилактика правонарушений экстремистской направленности;
выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений экстремистской направленности, принятие мер по их устранению;
установление и пресечение фактов приготовления и покушения на преступление, совершаемых на почве экстремизма, а также принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
установление лиц, противоправные действия которых не содержат признаков преступления экстремистской направленности, но дают основания для принятия к ним мер профилактического воздействия;
привлечение к работе по противодействию проявлениям экстремизма общественных организаций и отдельных граждан.
Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:
законность - строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ, ратифицированных Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных нормативных актов;
комплексность - объединение усилий основных субъектов предупредительной деятельности в противодействии проявлениям экстремизма;
оптимальность - достижение при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах наибольших результатов в деятельности по противодействию экстремизму;
оперативность - осуществление предупредительных мер, адекватных криминологической ситуации.
Противодействие экстремистской деятельности (в том числе ) , деятельности неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ), преступлениям экстремистской направленности должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. Поэтому предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений является одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» заложено принципиально новое определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма;
единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
недопустимость политических уступок террористам;
минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Какие задачи ставят перед собой Министерство обороны по противодействию терроризму.
Основными стратегическими задачами, возложенными на Министерство обороны Российской Федерации по противодействию международному терроризму являются:
анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма;
выработка предложений о направлениях развития сотрудничества в данном направлении;
участие в формировании и развитии эффективной системы выявления, предупреждения и пресечения террористических акций, соответствующей оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма;
координация совместной деятельности по недопущению совершения террористических актов на ядерных объектах, а также терактов с использованием средств массового поражения;
участие в организации мероприятий по ликвидации существующих террористических организации и незаконных вооруженных формирований, перехвату и закрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов;
проведение согласованных мероприятий по информационному и организационному противодействию формирования у граждан террористических намерений и настроений.
Выводы. Терроризм и международный терроризм как преступления и преступные явления, как часть организованной преступности, угрожают стать в XXI веке серьезными препятствиями на пути решения национальных, региональных и мировых проблем. Исследование показало, что контроль над терроризмом – это научное и официальное понимание данных деяний, определение сил и обстоятельств, порождающих их, а также принятие политических, правовых и других мер по предупреждению и пресечению террористической деятельности. Террористические действия могут быть разнообразны, но всех их объединяет два общих элемента. Во-первых, они направлены на подрыв государственной власти и, во-вторых, создают у населения чувство страха и беспомощности, возникающих под влиянием организованного и жестокого насилия террористов. Терроризм относиться к числу общечеловеческих проблем. Поэтому подход к решению этих проблем должен отражать данное обстоятельство. Это относиться к согласованному пониманию терроризма, созданию более эффективных международных правовых актов и особенно комплексных программ борьбы с таким злом, совместное планирование и осуществление предупредительных, оперативно- розыскных, политических, экономических и иных мероприятий, задержание и предание суду террористов. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать ему распространяться и вовремя выявлять террористическую угрозу.