АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Р.А. ШуматоваНаучный руководитель: А.Ф.Фазлыева, канд.пед.наук, доцент
Башкирский государственный педагогический университет, г.Уфа, Россия
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
С поступлением в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, отрыв от любимых родителей, постоянный контакт со сверстниками создают для ребенка стрессовую ситуацию, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
В воспитании и состоянии здоровья ребенка, впервые пришедшего в детский коллектив, многое зависит от периода адаптации к дошкольному учреждению. Поэтому со всей ответственностью нужно подходить к приему новичков.
Необходима такая организация жизни ребенка в ДОУ, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Воспитателю группы принадлежит едва ли не ведущая роль: учитывая органические потребности детей в период адаптации, он приучает детей к режиму и воспитанию в группе сверстников, привлекает к активному участию в режимных моментах. Совместно с педагогом-психологом воспитатели организуют проведение цикла игровых занятий в адаптационном периоде. Ведь детство – это особый период в становлении организма ребенка, а каким будет этот процесс, зависит от качества взаимодействия с окружающими.
Поэтому занятия-игры в адаптационном периоде, кроме решения задач адаптации к дошкольному учреждению, направлены и на укрепление физического и психического здоровья детей, укрепление их эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей ребенка, на формирование адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
Проведение дидактических, сюжетных, подвижных игр, при правильных подходах позволяет значительно ускорить процесс адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, способствует ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром.
К средствам и формам процесса адаптации мы относим наблюдения, разные виды игр, рассматривание картин и иллюстраций, художественно-речевую, музыкальную деятельность.
Н.Д. Ватутина отмечает, что «повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обусловливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада» [1,с. 76].
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации родителям перед поступлением ребенка в детском саду за прошедший день.
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова отмечают, что «играя, дети знакомятся с окружающей средой, расположением предметов в ней. Так, например, в игре «Найди игрушку», отыскивая, игрушку они учатся ориентироваться в групповой комнате, спальне, узнавать предметы, принадлежащие конкретному ребенку. Так же загадывать местоположение игрушки через функции и особенности помещения («там моют посуду», через действия «лежит тихо, закрыв глаза») и т.д. Затем переходят к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Педагог может провести экскурсии по саду, а потом экскурсии в кабинеты специалистов» [2,с. 61].
Кроме того, педагог может проводить игры, направленные на сближение детей друг с другом. В игре «Раздувайся пузырь!» Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все – слышали!» Ребенок называл свое имя. Воспитатель берёт ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и т.д. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь!».
Для детей 2-3-х лет проводится игра на сближение «Чьи вещи?». Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра». Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д. [2,с. 72].
Чтобы поддержать эмоциональный тонус детей, Л. Пыжьянова предлагает использовать игры-развлечения. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети умели играть и действовать самостоятельно, а взрослый как дирижер, советчик, подсказывая и показывая, обогащал игру.
Часто проводится игра «Солнышко», которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально, если в этой игре будут принимать участие родители.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
всем детям предлагаются одинаковые предметы;
инициатором игры выступает взрослый.
Для формирования у детей положительного отношение к ситуации пребывания в ДОУ, А.С. Роньжина предлагает «подобрать игры-занятия, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с окружающими взрослыми детского сада. При составлении плана игр - занятий учитывается: принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри занятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы); начало, и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия. В занятия включаются игры, которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросам каждого ребенка» [4, с. 49].
Таким образом, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Литература
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.: Просвещение, 2000. – 216 с.
Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2001. – 189 с.
Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности. Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3.1999. №20. С.74-79.
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2009. – 184 с.