Рабочая программа по Новейшей истории ИКС УМК Сергеев Е.Ю.
Департамент образования
г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы
Россия 115563 Москва, Шипиловская улица, д. 40, корп.2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: school@premier.edu.ru«Рассмотрено»
на заседании ШМО
председатель методического объединения
__________/_____________
Протокол № ____
от «____» _______2015 г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР
____________________
/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /
«____»_________2015 г. «Утверждаю»
директор школы
____________________
/Ю.В. Андросова/
Приказ № _____
от «____» ___ 2015 г.
Рабочая программа
по Новейшей истории
для 9 класса
2 часа в неделю/ 34 учебных часа
на 2015 – 2016 учебный год
Педагог - составитель:
Бычкова С.А.
учитель математики
АНО «Школа «Премьер»
ЮАО г. Москвы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по истории Новейшего времени (XX в.) предназначена для учащихся 9-го класса школы «Премьер» города Москвы.
Рабочая программа была составлена на основе программы Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений (В.И. Уколова, В.А. Ведешкин, Д.Ю. Бовыкин и др.) – М. : Просвещение, 2012 г.
Предполагаемая программа ориентирована на учебник Сергеева Е.Ю. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Ю.Сергеев; под редакцией А.О.Чубарьяна; Рос.акад. образования. – 4-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011 г. 2010 г.
Программа включает материал по истории Новейшего времени с общих тенденций развития стран Европы и Америки в начале XX века и до мировых событий конца XX – начала XXI века и рассчитана на 34 часа.
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе делается акцент на сохранении традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 9 класса в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им отвечать на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие девятиклассниками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Цели и задачи изучения курса
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в 9 классе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование у учащихся целостного представления об истории Новейшего времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
освещение экономического, социального, политического и культурного развития основных регионов Европы и мира, их общих черт и различий;
знакомство с возникновением и развитием идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); акцентирование внимания на истории мировой религии – христианства и ислама;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Система оценивания достижений учащихся
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность и критериальное оценивание (Приложение № 1).
Система оценивания достижений учащихся – критериальная. Критериальное оценивание предполагает сравнение достижений учащихся с целью обучения и описывается критериями оценивания.
Высший балл по каждому критерию отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту изучения темы. Оценивание тематической работы производится в соответствии с рубрикой, которая показывает ученику, чему он должен научиться в результате изучения данной темы, и на что ему следует обратить внимание в процессе изучения темы. Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по соответствующей шкале.
Приложение 1. Критерии оценивания
Приложение 2. Планирование
Требования к результатам изучения предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 9 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 9 классе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая явления и события; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.)
готовность к сотрудничеству с соучениками, участию в обсуждении; способность формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Предметные результаты изучения истории учащимися 9 класса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение составлять характеристику (исторический портрет) исторических деятелей;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 9 класса по истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 9 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать даты важнейших событий зарубежной истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, тестовых, изобразительных и др.).
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Место учебного предмета «История Новейшего времени» в Базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «История Новейшего времени» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 9 классе в общем объёме 34 часа, т.е. 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ» В 9 КЛАССЕ
Введение (2 часа)
Мир в начале XX века: понятие и хронологические рамки. Общие тенденции развития стран Европы и Америки.
Раздел I. Период мировых войн и революций (1914 – 1945) (10часов)
Первая мировая война. Блицкриг. Позиционная война. Антанта. Тройственный и Четвертной союзы. Основные этапы Первой мировой войны. Общественное движение в годы войны. Нейтральные, колониальные и зависимые страны. Революционные процессы в Европе. Демократическая революция в Германии. Возникновение независимых государств на Балтике. Создание Коминтерна. Версальско – Вашингтонская система международных отношений. Создание Лиги Наций. Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг. Значение Версальско – Вашингтонской системы. На пути ко Второй мировой войне. Вторая мировая война. Антигитлеровская коалиция. «Зимняя война». «Странная война». Пакт трех держав. Движение сопротивления. ООН.
Раздел III. Развитие науки, культуры и искусства первой половины XX века (2 часа)
Новые направления научных исследований. Теория относительности. Геополитика. Кибернетика. ЭВМ. Экзистенциализм. Интуитивизм. Массовое искусство. Элитарное искусство. Абстракционизм. Сюрреализм.
Раздел IV. Период расцвета индустриальной цивилизации (1946 – 1980) (10 часов)
Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Индустриально развитые страны. Утверждение коммунистических режимов в странах Европы, Азии и Центральной Америки. Распад колониальных империй. Международные отношения в период «холодной войны». НТР и возникновение глобальных проблем.
Раздел V. Мир в конце XX – начале XXI в. (1980 – 2007) (8 часов)
Окончание «холодной войны». Особенности развития ведущих государств мира в 80 – 90 – е гг. Социально – политические изменения в странах Центральной и Восточной Европы в конце XX в. Страны Азии и Африки в последней четверти XX – начале XXI в.
Раздел VI. Наука. Культура и искусство первой половины XX в. (2 часа) Клонирование. Нанотехнологии. Технология «Двойного назначения». Демографический взрыв. Глобализация. Концептуальное искусство. Постмодернизм. Виртуальная реальность
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
1. Дополнительная литература
Антонов В.М., Данилов Д.Д., Давыдова С.М. Российская и Всеобщая история. 9 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013 г.
Дорожкина Р.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2010 гКапица Ф.С.,Григорьев В.А. и др.. Всеобщая история. Новейший справочник школьника /Ф.С.Капица, В.А.Григорьев, Е.П.Новикова, Г.П.Долгова. – М.: Филол. о – во «Слово», Изд –во Эксмо, 2011 г.
Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история: XX в.: - М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2012 г.
Несмелова М.Л. Методические рекомендации к учебнику «Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс» Е.Ю.Сергеева / М.Л.Несмелова. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2013 г.
Симонова Е.В. Поурочные разработки по Всеобщей истории: 9 класс. XX – начало XXI в. /Е.В.Симонова. – М. : Издательство «Экзамен», 2010 г.
Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (20- начало 21 века): 9 класс. – М.: ВАКО, 2010 г.
Тайкова Е.В., Степанова Л.А., Мельников А..Ю., Касаткина Я.Ю. История. 5 – 11 классы: Инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно – историчекие вечера / Е.В.Тайкова и др. – Волгоград: учитель, 2010 г.
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 9 класс. – М.:ТЦ Сфера 2009 г.
2. Интернет-ресурсы
Я иду на урок истории (методические разработки). – Режим доступа: www.festival.1september.ruУроки, конспекты. – Режим доступа: www.pedsovet.ru3. Информационно-коммуникативные средства
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «История Новейшего времени 9 класс» (CD).
4. Наглядные пособия
Настенные карты по темам:
«Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Общий ход военных действий»
«Сражения Первой мировой войны»
«Октябрьская революция и установление советской власти в России. Начало гражданской войны и иностранной интервенции»
«Политическая карта мира после Первой мировой войны»
«Европа в 1918 – 1923 гг.»
«Нарастание международной напряженности в Европе накануне Второй мировой войны»
«Начало Второй мировой войны. Военные действия в Европе. 1 сентября 1939 г. – 21 июня 1941 г.
«Великая Отечественная война Советского Союза. 1941 – 1945 гг.»
«Вторая мировая война. Военные действия в Западной Европе.»«Европа после Второй мировой войны»
«Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI в.»
«Африка во второй половине XX – начале XXI в.»
2. Атласы
5. Технические средства обучения
DVD-плеер
Телевизор
Компьютер
Список литературы, использованной при составлении программы:
А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012.
Приложение №1
Критерии оценивания различных видов работ
Оценка «5» - 1) материал усвоен в полном объеме, изложен логично, не требуется дополнительных вопросов
2) выводы опираются на теоретические знания, доказательны
3) применяются умения, необходимые для ответа
4) грамотная речь
Оценка «4» - 1) в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки
2) изложение, недостаточно систематизированное и последовательное
3) выводы доказательны, но содержат отдельные неточности
4) применяются не все требуемые теоретические знания и умения
Оценка «3» - 1) в усвоении материала имеются существенные пробелы
2) изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки, в т.ч. в выводах
3) слабая аргументация
4) речь бедная
Оценка «2» - главное содержание не раскрыто