Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области художественное творчество Тема: «Подводное царство» Возрастная группа: подготовительная для детей с задержкой психического развития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области художественное творчество
Тема: «Подводное царство»
Возрастная группа: подготовительная
для детей с задержкой психического развития
Подготовила:
воспитатель высшей категории
Стрельченко Светлана Николаевна
г. Шарыпово
Цель: Коррекция и развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
* учить детей изготавливать лоскутную картину, стилизовать и обобщать форму, включая мелкие детали;
* закрепить умение группировать цвета на светлые, темные, яркие;
* закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, работая по эскизу;
* закреплять навыки работы с ножницами, клеем;
* развивать умение описывать свою поделку.
Коррекционно - развивающие:
* развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук;
* развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Коррекционно - воспитательные:
* воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
* воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
* формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля.
* закреплять навыки коллективного труда.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Музыка».
Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированная.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая.
Методические приёмы:
* игровой: использование сюрпризных моментов, расслабление (релаксация));
* наглядный: картины;
*словесный: беседа, рассказывание и слушание стихов, рассказывание о своих чувствах, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение.
Оборудование: ватман - эскиз, бумажные тарелочки, кусочки ткани, ножницы, клей ПВА, салфетки, фломастеры, картины.
Словарная работа: моренист, прибой, свод неба, морской вал, лазурное небо, безмятежно, помутилось море, дельфин.
Предварительная работа: чтение литературных произведений о море;
рассматривание иллюстраций, фотографий о море; репродукций картин
художников – моренистов; индивидуальное разучивание стихов о море;
прослушивание аудиокассет: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки
моря», «Звуки воды»; просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»;
подвижная игра «Море волнуется» с придумывание слов и движений по
желанию детей; беседа тема: «Мал лоскут, да нужен» (приложение №1); рассматривание картин лоскутная техника аппликации (приложение №2).
2
Ход НОД
Орг. момент: - в кругу
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, представьте, что все вы – это большое морское животное. Давайте покажем, как оно дышит.
- Как вы думаете, получилось у нас или нет? Почему?
2. Беседа.
Воспитатель: Дети, послушайте отрывок стихотворения Ф. И. Тютчев.
Ребёнок: Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо - тёмное,
В лунном сиянии, словно живое.
Ходит, и дышит, и блещет оно.
Воспитатель: Вот так красиво поэт описал нам море ночью.
Воспитатель: Кто может рассказать, какие же чувства возникают, когда вы слушали эти строки стихотворения?
Дети: Море ласковое, тёплоё и т. д.
Воспитатель: Какими красками можно выразить эти чувства на бумаге, какие тона вы бы использовали, если бы решили написать картину о море?
Дети: Голубой, синий цвет.
Воспитатель: А сейчас послушаем, как описали бурю в своём стихотворении «Буря», поэт Баратынский Е. А.
Ребёнок: Завыла буря; хлябь морская.
Клокочет и ревёт, и чёрные валы
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пенятся,
В прибрежные скалы.
Воспитатель: Кто может рассказать, какие же чувства возникают, когда вы слушали эти строки стихотворения?
Дети: Как будто стало темно и очень страшно, а мне стало холодно, ...
Воспитатель: Какими красками можно выразить эти чувства на бумаге, какие тона вы бы использовали, если бы решили написать картину о буре на море?
Дети: Цвет синий, тёмно синий, чёрный, фиолетовый, все тёмные и мрачные тона.
Физ.минутка.
Ребята, как живёте?
А по морю плывёте?
Как по берегу бежите?
На море глядите?
3
Ждёте обеда?
Машите вслед?
Спите?
А шалите?
Воспитатель: художник И. К. Айвазовский использовал такие же краски и тона при написании своих картин: «Буря на Ледовитом океане (1864г.) «Море» (1864г.)
Пауза - дети рассматривают картины.
4. Игра «Подбери слова»
Воспитатель: Подберите слова, которыми можно описать бушующее море. Какое оно?
Дети: Грозное, свирепое, страшное, угрожающее,
Воспитатель: Какие звуки издают: Сильный ветер? Бьющиеся о берег волны?
Дети: Ветер воет, свистит и завывает; волны грохочут, разбиваются; слышно как камни бьются друг о друга на дне.
Воспитатель: Многообразием звуков бушующего моря был поражён и русский поэт Тютчев Ф. И. . будучи на море во время шторма, «Море и утёс».
Ребёнок: Мне слышится грохот пучины морской.
И бунтует и клокочет,
Хлещет, свистит и ревёт,
Волн неистовый прибой.
Беспрерывно вал морской
С рёвом, свистом, визгом, воем,
Бьёт в утёс береговой.
Ребёнок: Снова волны лезут с воем,
Но о камень неизменный.
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушённый
И струится шумной пеной,
Обессиленный порыв.
Воспитатель: Какими словами поэт описал звуки бушующего моря?
Дети: Ветер и волны воют, свистят, гремят, лезут, ревут.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Странные звуки, откуда они?
Дети находят маленького дельфина, который в бурю отстал от мамы и потерялся.
Воспитатель: представьте себе, как чувствует себя маленький дельфин, попавший в морскую бурю, сбившийся с курса, затерявшийся в пучине вод. Что с ним происходит?
Пантомима. Звучит музыка в исполнении Ванессы М. «Шторм».
Дети: показывают пантомиму.
Воспитатель: спокойным тихим голосом, с паузами.
4
Дельфин качается на волнах.
Его бросает с одной волны на другую,
Он то пропадает в бурных водах,
То поднимается на гребень волны.
Он борется со штормом.
(музыка стихает)
Воспитатель: Что вы чувствовали в открытом, бушующем море?
Дети: Ужас, страх, беспомощность.
Воспитатель: Что же делать?
Дети: Надо помочь, спасти дельфина.
Задание «Спасатели» - за столами.
Приступают к работе за столами. Из вырезанных частей лоскута ткани, дети составляют море и приклеивают на лист ватмана, под тихо звучащую музыку.
Пальчиковая игра «Капитан».
Я плыву на лодке белой - концы пальцев направить вперед,
По волнам с жемчужной пеной - прижать руки ладонями друг к другу,
Я, отважный капитан,- слегка приоткрыв ладони,
Мне не страшен ураган. – показывать, как лодка качается на волнах,
Чайки белые кружатся, - сами волны,
Тоже ветра не боятся.- показать чайку, скрестив руки,
Лишь пугает птичий крик - соединив ладони тыльной стороной и
Стайку золотистых рыб. - помахать пальцами, сжатыми вместе.
И объездив чудо – страны, - ладони прижатыми друг к другу,
Посмотрев на океаны,- плавные движения ладоней,
Путешественник – герой, - показать, как рыбы плывут в воде.
К маме я вернусь домой.
Рефлексия.
Дети наклеивают дельфина на готовое море и рассматривают.
Воспитатель: Ребята, чем вы сегодня занимались? Какое хорошее дело сделали? Что вы сейчас чувствуете? Почему нам удалось так быстро спасти дельфина?
Дети: Нас много, дружно работали, помогали друг другу, не мешали.
Релаксация «Отдых на ночном берегу моря».
Звучит спокойная музыка. Дети ложатся на коврик.
Воспитатель: говорит тихо спокойно, с паузами.
Вот он, тёплый ещё неостывший от дневного солнца песок.
Вы чувствуете его тепло всем телом.
Слышите мягкий шелест волн.
Это приятный шум волн.
5
Свет луны рассеянный сквозь ночные облака.
Вы чувствуете, как ночной бриз, ветерок,
Мягко и нежно касается вашего лица, рук, тела.
Воздух наполнен ароматами морской воды.
Вы чувствуете этот запах.
Как хорошо, как спокойно.
А вот и первые лучи солнца прорезали тёмное небо ночи.
Послышался крик чаек, подул утренний свежий ветерок.
День наступает.
И всё просыпается.
(дети встают и музыка стихает).
Сюрпризный момент.
Появился сундук, а в нём конфеты «Морские камушки» – от дельфина.
6
Используемая литература:
1. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
2. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
3. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
5.Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
6. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
7. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
8. Богатеева. З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967
10. Ермолаева Т.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.:Изд. НПО «МОДЭК», 1998
11. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). –
Ростов–на-Дону: Феникс, 2002.
Приложение №1
Мал лоскуток, да нужен.
Нужен всем, кто может превращать маленькие обрезки тканей в необычные красивые вещи: диванные подушки, настенные панно, букеты, игрушки, куклы, аппликации, пледы, постельное белье. Да мало ли во что можно превратить «бросовые» разноцветные лоскутки!
Из лоскута ткани можно научиться создавать как небольшие изделия для домашнего пользования или для подарка близким людям, так и крупные вещи с замысловатыми узорами, достойные показа на выставках. Если вы не ленивы, терпеливы, усидчивы, аккуратны, любите работать с тканью или хотите научиться этому.
Можно использовать практически все ткани. В одной вещице соседствуют мешковина и бархат, тюль и шерсть, крепдешин и батист, атлас и сукно, драп и вязаные фрагменты. Хотя для начала удобнее взять в работу хлопчатобумажные обрезки – лен, ситец, сатин, они хорошо стираются и легко гладятся.
Вообще утюг при работе с лоскутными техниками станет главным помощником.
Перед началом работы собираем все обрезки, лоскуты из старых вещей вырезаем из швов, затем весь подготовленный материал сортируем по цвету и стираем. Мелкие лоскутики перед стиркой удобнее зашить в марлевый мешочек. Чуть недосушенные обрезки проглаживаем, слегка натягивая по долевой нити, чтобы они не деформировались.
Затем подбираем лоскуты по цвету. Существуют определенные законы цветовой гармонии, которых нужно придерживаться, чтобы избежать ошибок при создании лоскутной «живописи». Цвета условно распределяются на две группы: «теплые» и «холодные». Первые – это красный, оранжевый, желтый; вторые – зеленый, голубой, синий, фиолетовый (помните цвета радуги по известной присказке «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»?).
Приложение №2
Лоскутная техника .
Картина "Зимушка". Работа выполнена в лоскутной технике аппликация.
Картина "Валаам". Работа выполнена в лоскутной технике аппликация.
Картина "Семья". Работа выполнена в лоскутной технике аппликация.
Картина "Зимний пейзаж" . Лоскутная техника аппликация.
Картина "Ксения Петербургская "Моли Бога" . Лоскутная техника аппликация.
Рисунок 1Рисунок 7Рисунок 13Рисунок 1615