Использование технологий критического мышления на уроках изобразительного искусства
Использование технологии развития критического мышления на уроках искусства.
Шуба М.М. учитель музыки
МБОУ «Средняя школа №11 им. В.Д. Бубенина»
г. Петропавловск - Камчатский
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей, его значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня три года назад. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Важнейшим условием для развития критического мышления является создание проблемных ситуаций в процессе обучения. Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, которые требуют тщательного обдумывания и оценки. Характерной особенностью этого типа мышления является то, что процесс рассуждения нестандартный, нешаблонный, отсутствует готовый образец решения. Проблемность обеспечивает внутреннюю мотивацию учебной деятельности учащихся, побуждает преподавателя ознакомить учащихся с правилами критического мышления; требует использования проблемных методов обучения и интерактивных занятий, а также ориентирует на письменное изложение решений задач и организацию осмысления этих решений. А это значит, что результатом обучения через критическое мышление выступают личностные изменения учащихся, то есть их развитие: они перестраивают свой опыт, получают новые знания и способы решения проблемных задач.
Течение процесса критического мышления при решении проблемной задачи происходит следующим образом:
I этап — порождение или столкновение с проблемой (требует рефлексивного и личностного уровней мышления), результативным завершением этого этапа является осознание задачи;
II этап — происходит попытка преодолеть затруднения с помощью имеющихся предметных способов действий и знаний, которых не хватает (мыслительный процесс разворачивается на операционном и предметном уровнях);
III этап — переструктурирование способов действий и знаний, выработка нового взгляда, новых диспозиций, завершается озарением (процесс мышления осуществляется на рефлексивном и личностном уровнях);
IV этап — обоснование найденного решения и представление результатов исследования, требует развертывания мысли на всех уровнях.
Решающим этапом в процессе критического мышления является третий этап, когда происходит переструктурирование знаний, способов действий, собственных установок и опыта и, в конце концов, находится идея правильного решения. Завершается этот этап озарением, то есть выходом из блокады на правильный путь.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Стадия вызова: пробуждение интереса к предмету. Задачи:
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла: осмысление материала во время работы над ним. Задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии: обобщение материала, подведение итогов. Задачи:
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее (см. рис.№1).
Рисунок № 1 Прием «Составление кластера»
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Приведу пример кластера по теме «Песня – верный спутник человека» в 5 классе (рис. №2).
Рисунок №2
SHAPE \* MERGEFORMAT
песнянароднаяколыбельнаякомпозиторскаятанцевальнаялирическаячастушкикалендарно-обрядовая
Данный кластер дополняется категориями на стадии осмысления и расширяется на стадии рефлексии.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали... было ли... согласны ли вы... верно...
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы.
Приведу пример использования этого приема на уроке музыки в 5 классе по теме «Хоровая музыка». Прием использовался на стадии вызова, учащиеся работали в малых группах.
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Сколько человек в хоре?
На сколько голосов делится женский хор?
Можно ли песню исполнять хором?
Можно ли романс исполнять хором? Почему появилась хоровая музыка?
В чем особенность хоровой музыки?
Предположите, что будет, если люди перестанут петь хором?
Приём «Синквейн»
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.
Приведу пример синквейна на уроке в 7 классе по теме «Музыкальный образ».
Образ
лирический пленительный
завораживает восхищает вдохновляет
мне нравятся лирические образы
любовьТаблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
Знаю Хочу узнать Узнал
В колонку «Знаю» вносится известная информация по изучаемой теме. В колонку «Хочу узнать» необходимо внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Колонка «Узнал» заполняется после изучения нового материала. Необходимо расположить ответы напротив поставленных вопросов. Далее предлагается сравнить, что знали раньше, с новой информацией. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами.
Ниже представлен пример таблицы «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) на уроке в 8 классе по теме «Современна ли музыка И.С.Баха». По этой таблице учащиеся работали на протяжении всех стадий урока.
Знаю Хочу узнать Узнал
И.С.Бах – немецкий композитор.
Годы жизни Баха.
Сочинял музыку для органа.
Мастер полифонии… Семейное положение Баха (сколько было жен, детей…)
Имел ли популярность при жизни.
Много ли зарабатывал денег.
Долго ли Бах учился играть на органе.
Почему до сих пор слушают музыку Баха…
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках музыки:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.