Технологическая карта по окружающий миру на тему: Великий круговорот жизни Класс: 3 УМК: «Школа России» Плешакова


Технологическая картаФ.И.О. Чужинова Вера Александровна
Методическая информация
Предмет: окружающий мир
Класс: 3, общеобразовательной школы
Тип урока: изучение нового материала.
УМК: «Школа России», окружающий мир, учебник А.А. Плешакова
Тема. Великий круговорот жизни.
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;
Научить бережно относится к природе.
Задачи: обучающая: формировать представления о взаимосвязи всего живого на Земле;
развивающая:развивать умение аргументировать свои ответы, логически излагать свои мысли;
воспитывающая: содействовать развитию познавательного интереса к предмету.
Формируемые УУД Регулятивных УУД:
закрепить знания о взаимосвязи между живой и неживой природой;
познакомить учащихся с новыми понятиями: «организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»;
обучать составлению схем, умению сравнивать, классифицировать, обобщать и формулировать самостоятельно выводы, переносить знания и умения в новую ситуацию.
Личностных УУД:
воспитывать бережное отношение к природе, умение всматриваться в красоту природы;
воспитывать культуру поведения на уроке, доброжелательность;
формирование коммуникативной компетентности в общении со взрослыми и сверстниками.
Познавательных УУД:
развивать мышление, внимание, память и устную речь учащихся;
развивать познавательную активность, положительной мотивации к предмету с помощью игровых моментов и творческих заданий;
развивать умение объективно оценивать свои знания.
Коммуникативные УУД:
учить работать в команде разного наполнения,
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Оборудование: для учителя:
мультимедийная доска, проектор, фрагмент мультфильма «Король Лев», Мультимедийная презентация Power Point « Великий круговорот жизни», КИМ (окружающий мир), таблица «Природа».
для учащихся:
текст «Круговорот жизни», таблица с характеристиками организмов, цветные карандаши, листы для рисунков.
Организация пространства Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа
Методические приемы: Проблемная ситуация, наблюдение, анализ – синтез,
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение (работа с текстом)
Характеристика этапов урока
Этапы урока Цель Содержание учебного материала Методы и приёмы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Орг. момент Создать эмоциональный
настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.
1 минута Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Садитесь. Регулятивные: организация своего рабочего места.
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку Дети приветствуют учителя
II.Актуали-
зация
знаний На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
4 минуты.
Начнём наш урок со стихотворения. Вы сейчас его услышите, а затем ответьте о чём оно?
Всё дышит утренней прохладой,Парит усталая река,Деревья кажутся преградойДля лёгких вздохов ветерка.Приятный запах от осоки, Камыш разносит тихий треск.Разбудит творческие строкиРечной воды алмазный блеск.Тобой живу, моя природа,Вдыхая запахи весны,Ведь мысли в это время годаТобою были рождены!
Что вы знаете о природе. Составьте в своих группах в течение 2 минут таблицу из карточек. Затем ее же составим вместе на доске.
center0ПРИРОДА
00ПРИРОДА

940435927100018103859271000
В чем отличие живой природы от неживой?
Как вы думаете, взаимосвязаны ли эти два вида природы между собой? Объясните ответ.
Проблемная ситуация Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Ставит проблемные вопросы.
Это стихотворение о природе.
Природа бывает живой и неживой.
(ученики вешают карточки с названиями природы на доску).
Живая природа это животные, растения, грибы, бактерии. Неживая природа – это воздух, солнце, вода, почва.
Живая природа дышит, питается, размножается, передвигается, оставляет потомство и умирает, а неживая этого не может делать.
Да они взаимосвязаны, т.к. ни одно живое существо не может существовать без света, тепла, воды, воздуха.
III.Постановка учебной задачи На основе соотнесения своих знаний с поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения, подвести к теме урока.
4 минуты. Сейчас я загадаю загадки, а вы отгадайте их и скажите, к какой природе они относятся.
Тонконоги и игривы,
А еще они пугливы.
Чуть опасность и в галоп
Стадо быстрых …
Молодцы, отгадали. Следующая загадка:
Высока и зелена
Будет скошена она
Овцы, козы и коровы
Есть её всегда готовы.
Замечательно, и последняя загадка:
У него большая грива:
И – пушиста, и – красива!
Какая миленькая киска…
Подходят дети к клетке близко
К ней тянут руки осмелев,
Но осторожно – это …
(На доске появляются поочерёдно картинки с изображениями отгадок).
Знаете ли вы, что каждое живое существо имеет своё место на нашей планете?
Посмотрите на картинки и скажите, как они взаимосвязаны:
158178583820АНТИЛОПА
00АНТИЛОПА
88773083820ЛЕВ
00ЛЕВ
4826083820ТРАВА
00ТРАВА

Правильно. Мы получили:
243522567310?
00?
188912567310ЛЕВ
00ЛЕВ
80264067310АНТИЛОПА
00АНТИЛОПА
-2794067310ТРАВА
00ТРАВА

173418533020005873753302000
Но что происходит со львом или другими живыми существами после того, как они умрут?
Проверим ваши предположения, посмотрев фрагмент из мультфильма «Король Лев». Будьте внимательны, тему урока вы услышите в мультфильме
О каком процессе говорится в мультфильме?
Назовите тему урока? Сформулируйте цель урока, продолжив предложение: цель урока – узнать, что…
Вернемся к цепи питания. Как назовём каждое звено по способу питания?
Проблемная ситуация Коммуникативные
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Выдвигает проблему. Подводит к теме урока.
Антилоп.
Это трава.
Лев
Траву поедает антилопа, антилопу поедает лев. Они образуют цепь питания.
(Дети располагают картинки, образуя цепь питания)
Они умирают и разлагаются в земле.
Дети просматривают фрагмент мультфильма.
В мультфильме говорится о круговороте жизни.
Тема урока: круговорот жизни. Цель: узнать, что такое круговорот жизни.
Первое звено – растения, второе – травоядные, третье – хищники.
IV.Откры-
тие новых знаний
V.Первич-
ное закрепление Сконструировать проект будущих учебных действий.
7 минут
Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.
5 минут
Закрепить алгоритм полученных знаний путём проговаривания
4 минуты Сейчас подробнее разберемся в великом круговороте жизни.
В науке каждое звено организмов, участвующие в великом круговороте жизни, имеют своё название, термин. Как называется каждая группа, вы узнаете, прочитав текст.
Какие 3 группы организмов составляют основу круговорота жизни?
Сейчас работаем в группах. Каждая группа составляет рассказ об организмах, участвующих в великом круговороте жизни:
1 группа – организмы-производители;
2 группа организмы потребители;
3 группа – организмы-разрушители,
Выбирая характеристики каждой группы из перечня характеристик. На данную работу вам отводится 2 минуты.
Как вы думаете, какой элемент неживой природы играет огромную роль в круговороте жизни? Почему?
Наблюдение
Анализ-синтез
Коммуникативные
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний. Предлагает проследить, что такое производители, потребители, разрушители С помощью подводящего диалога подводит к проекту будущих учебных действий. Дети каждой группы читают текст с листов.
Организмы производители – это растения, потребители – это травоядные и хищники, а разрушители – это грибы и бактерии.
Дети составляют рассказы, а затем защищают их.
1. Производители – это растения. Они производят сахар и крахмал из углекислого газа, воды и солей под воздействием энергии солнца.
2. Потребители – это травоядные и хищные животные, которые потребляют вещества, которые производят организмы – производители.
3. Разрушители – это грибы и бактерии, которые разрушают останки живых существ после их смерти, превращая их в перегной, а затем и в соли
Это почва, т.к. в ней останки животных и растений превращаются в перегной, затем в соли. Солями питаются растения, растениями питаются животные, которые умирая, разрушаются грибами и бактериями. Затем превращаются снова в перегной, соли и снова все идёт по кругу.
Физ. минутка Научить выполнять комплекс упражнений.
1 минута
Проводится учеником:
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
Над лужайкой покружилась
И на стульчик приземлилась.
Обучает комплексу упражнений на личном примере.
Выполняют комплекс упражнений
VI.Самостоятельная работа Проверить уровень приобретённых знаний.
4 минуты
Научить применять приобретённые знания в жизни. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
7 минут
А сейчас проверим полученные знания. Перед вами вопросы теста. Ответьте на них в течение 2 минут.
Проверяем ваши ответы.
Оцениваем вашу работу.
194945698503 балла – «3»;
4 балла – «4»;
5 баллов – «5».
003 балла – «3»;
4 балла – «4»;
5 баллов – «5».

Проверим, какие оценки вы получили.
Молодцы. А сейчас вы составляете круговорот жизни по заготовленным картинкам. А затем вы защищаете свои работы. самооценка
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
находить и выбирать способ решения проблемы.
Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу для самооценки.
Предлагает рассказать из чего состоит круговорот жизни
Дети решают тесты, затем проверяют выбранные ответы.
Дети читают вопросы и ответы.
Дети в группах составляют рисунок круговорота жизни, а затем рассказывают о нем.
VII.Рефлексия деятельности Подведем итог урока. Вспомните цель урока. Достигли ли мы ее?
Какова роль почвы в этом круговороте?
Спасибо за урок! Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Спрашивает, какую полезную информацию для себя учащиеся получили сегодня на уроке, что расскажут родителям, собираясь в лес.
Задает домашнее задание. Цель урока: узнать, что такое круговорот жизни? Это взаимосвязь организмов производителей, потребителей, разрушителей.
В почве разрушаются останки организмов и превращаются в неорганические вещества, необходимые растениям.
Дополнительная информация
Список учебной и дополнительной литературы Васильева Н.Ю. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс,
Плешаков А.А. «Мир вокруг нас». Учебник для 3 класса начальной школы часть 1, -М.: Просвещение, 2015. Рабочие тетради к учебникам. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Серия “Мастерская учителя”).
. А.А.Плешаков «Зелёные страницы»
. Детская  энциклопедия «Я познаю мир.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы «Активные методы обучения». Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://rina2510.ucoz.ru/load/quot_velikij_krugovorot_zhizni_quot_urok_om_3_klass/1-1-0-37http://festival.1september.ru/articles/568997/
http://www.proshkolu.ru/user/ermishina0302/file/3555501/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/10/11/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-velikiyhttp://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-po-priedmietu-okruzhaiushchii-mir-vielikii-krughovorot-zhizniДополнительная необходимая информация Уроки с использованием АМО интересны не только учащимся, но и учителям, так как позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную и другие виды деятельности. Данный урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами.