Рабочая программа по окружающему миру 4 класс к учебнику А.А.Плешакова Школа России
Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» 4 класс
Плешаков А.А. «Школа России» - 68 часов
№
п/пДата Тема урока Тип урока
Раздел «Земля и человечество» (9 часов)
1 Мир глазами астронома.
Изучение схемы строения Солнечной системы.
Урок введения в новую тему
2 Планеты Солнечной системы.
Анализирование схем вращения Земли.
Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» Урок-исследование
3 Звёздное небо – Великая книга Природы.
Формирование представлений о звездах, созвездиях.
Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» Урок-исследование
4 Мир глазами географа.
Формирование представлений о географической карте и глобусе.
Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» Комбинированный урок
5 Мир глазами историка
Формирование представления об истории как науке. Комбинированный урок
6 Когда и где?
Ознакомление с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчесление».
Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» Урок развития умений и навыков
7 Мир глазами эколога
Формирование представления о взаимосвязи человека и окружающей среды. Комбинированный урок
8 Сокровища Земли под охраной человечества.
Ознакомление с объектами Всемирного природного и культурного наследия.
Комбинированный урок
9 Сокровища Земли под охраной человечества.
Международная Красная книга.
Урок-исследование
10 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»Равнины и горы России.
Характеристика земной поверхности.
Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» Комбинированный урок
11 Моря, озёра и реки России.
Формирование умения характеризовать водные объекты.
Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» Урок развития умений и навыков
12 Природные зоны России.
Знакомство с закономерным чередованием природных зон.
Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» Урок-исследование
13 Зона арктических пустынь.
Знакомство с особенностями природы, ее использованием.
Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» Урок-исследование
14 Тундра.
Знакомство с особенностями природы, ее использованием.
Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» Урок-исследование
15 Леса России.
Знакомство с особенностями природы, ее использованием.
Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» Урок-исследование
16 Лес и человек.
Формирование представления о роли леса в жизни человека и природы.
17 Зона степей.
Знакомство с особенностями природы, ее использованием.
Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» Урок-исследование
18 Пустыни.
Знакомство с особенностями природы, ее использованием.
Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» Урок-исследование
19 У Чёрного моря.
Знакомство с особенностями природы, ее использованием
Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Урок-исследование
20 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» 21 Наш край.
Знакомство с особенностями природы своего края. Урок-экскурсия
22 Поверхность нашего края.
Формирование представления о поверхности родного края.
Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» Комбинированный урок
23 Поверхность нашего края
Совершенствование умения работать с компасом.
Экскурсия Комбинированный урок
24 Водные богатства нашего края
Формирование представления о водоемах своего края. Урок-исследование
25 Наши подземные богатства.
формирование представления о подземных богатствах.
Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» Урок-практика
26 Земля - кормилица
Ознакомление с видами почв и их составом. Урок изучения нового материала
27 Экскурсия в лес и на луг.
Ознакомление с разнообразием растений. 28 Жизнь леса.
Формирование представления о лесе как природном сообществе.
Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» Урок-исследование
29 Жизнь луга.
Формирование представления о луге как природном сообществе.
Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» Комбинированный урок
30 Жизнь в пресных водах.
Формирование представления о жизни пресноводного водоема.
Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» Урок-исследование
31 Экскурсия к водоему.
Знакомство с обитателями водоема. 32 Растениеводство в нашем крае.
Формирование представления о растениеводстве своего края.
Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» Урок-исследование
33 Животноводство в нашем крае
формирование представления о животноводстве своего края. 34 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»
Презентация проектов. Урок-проект
35 Начало истории человечества.
формирование представления о жизни первобытных людей. Урок изучения нового материала
36 Мир древности: далёкий и близкий
Знакомство с Древним Египтом, Грецией и Римом Урок изучения нового материала
37 Средние века: время рыцарей и замков
Формирование представления о средневековье. Урок изучения нового материала
38 Новое время: встреча Европы и Америки
Формирование умения различать эпоху Нового времени от других эпох. Урок изучения нового материала
39 Новейшее время: история продолжается сегодня.
Ознакомление с достижениями в данный период.
Урок изучения нового материала
40 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» Жизнь древних славян Урок изучения нового материала
41 Во времена Древней Руси
Формирование представления о Древней Руси. Урок изучения нового материала
42 Страна городов
Формирование представления о городах Х-ХI вв. Урок формирования умений и навыков
43 Из книжной сокровищницы Древней Руси
Формирование представления о возникновении славянской письменности на Руси. Урок изучения нового материала
44 Трудные времена на Русской земле.
Формирование представления о военном деле на Руси. Урок изучения нового материала
45 Русь расправляет крылья.
Формирование представления о возрождении Руси. Урок формирования умений и навыков
46 Куликовская битва.
Формирование представления о подвигах защитников Руси. Урок изучения нового материала
47 Иван Третий.
Формирование представления о Москве времен Ивана III. Урок изучения нового материала
48 Мастера печатных дел.
Формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси. Урок-исследование
49 Патриоты России .
Формирование представления о народном ополчении. Урок изучения нового материала
50 Пётр Великий.
Формирование представления о времени правления Петра I, его реформах. Урок-исследование
51 Михаил Васильевич Ломоносов.
Формирование представления о его жизни и деятельности. Комбинированный урок
52 Екатерина Великая.
Формирование представления о жизни России во времена правления Екатерины II. Комбинированный урок
53 Отечественная война 1812 года.
Ознакомление с историческим периодом. Комбинированный урок
54 Страницы истории XIX века.
Формирование представления о жизни в ХIХ веке. Комбинированный урок
55 Россия вступает в XX век.
Формирование представления в важнейших событиях в начале ХХ века Комбинированный
56 Страницы истории 1920 – 1930-х годов.
Формирование представления о жизни страны в данный период. Комбинированный
57 Великая война и великая Победа .
Формирование представления о Великой Отечественной войне. Урок изучения нового материала
58 Великая война и великая Победа .
Знакомство с героями ВОВ. Урок-исследование
59 Страна, открывшая путь в космос.
Формирование представления о жизни страны в послевоенное время.
Урок изучения нового материала
60 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».
Основной закон России и права человека. Урок изучения нового материала
61 Мы – граждане России .
Формирование представления о понятиях «Президент», «Правительство», «Федеральное собрание». Урок изучения нового материала
62 Славные символы России.
Формирование представления о символах России Урок развития умений и навыков
63 Такие разные праздники .
Формирование представления о праздниках в России, их особенностях.
Урок-исследование
64 Путешествие по России
(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири).
Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.
Урок-путешествие
65 Путешествие по России
(по Уралу, по северу европейской России) .
Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.
Урок-путешествие
66 Путешествие по России
(по Волге, по югу России) .
Формирование представления о народах России, их культуре и обычаях.
Урок-путешествие
67 Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение. Контрольно-обобщающий урок
68 Презентация проектов
Представление результатов проектной деятельности. Урок-конференция