Урок-педагогическая мастерская по повести А. Грина Алые паруса (Школа 2100)
Педагогическая мастерская
по повести А. Грина «Алые паруса»
(Программа по литературе «Школа 2100»)
Цели:
обучающая – определить главную идею повести,
познакомиться с определением любви по Грину;
воспитывающая – показать: любовь – это труд
человеческой души, верить необходимо даже
в трудных ситуациях, смысл жизни в заботе
о других;
развитие УУД – работа с информацией:
анализировать, сравнивать, выделять главное,
формулировать выводы, соотносить
литературный материал с жизнью.
Оборудование к уроку:
изображение корабля с двойными парусами (алые закрыты белыми);
альбомные листы, фломастеры;
листы цветной бумаги;
раздаточный дидактический материал.
Этапы мастерской.
Предисловие.
1.Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству А. Грина. Какие произведения мы читали в 5, 6 классах? О чём они? («Золотая цепь», «Четырнадцать футов»)
2. Известен факт, что в 1985 году Академия наук СССР назвала планету №2786 Солнечной системы Гриневич в честь Александра Грина.
Как вы думаете, чем он то заслужил?
3. Прочитайте четверостишие Е. Огоньковой из стих. «Гриневич»
…Он пришёл на время, ненадолго,
Он пришёл, чтоб нас предупредить –
Разобьётся сердце на осколки,
Если мы разучимся любить.
Выделите ключевое слово четверостишия. (Любить)
4. О чём пойдёт речь на уроке? Какие вопросы можно поставить к уроку? Как назвать урок?
Индукция.
5. Нарисуйте «Любовь», озаглавьте рисунок словом – ассоциацией (выполняется в течение 7 минут)
Афиширование.
6.Развесить свои рисунки по мере готовности на доску. Просмотр рисунков.
Запись вопросов на доску по ходу просмотра.
- Неужели мы настолько одинаковы?
- Разве счастье не индивидуально?
Деконструкция
7. –Все люди умеют любить?
- А за что можно не любить человека?
Социоконструкция
8. Ассоль спрашивает отца: «Скажи, почему нас не любят?» Найдите в тексте объяснение, за что не любили Лонгрена и Ассоль в Каперне?
- Встречаемся ли мы с подобным в жизни?
9. Работа в парах. Обсудите и сформулируйте вопросы, которые бы стали продолжением темы урока.
Социализация.
10. Общее обсуждение вопросов.
Какие из них соответствуют теме урока?
Разрыв.
11. Лангрен – человек, способный любить?
Он положительный или отрицательный герой?
Социоконструкция
12. Работа в группе (4 человека – 2 парты). Проанализируйте поведение Лонгрена по отношению в Меннерсу в лодке, обсудив это в группе, комментируя выделенные слова. Впишите своё мнение в пустые строчки.
Карточка:
Лонгрен молчал, спокойно (______________________________________________), смотря на метавшего в лодке Меннерса(____________________________________), и только его трубка задымила ещё сильнее (_________________________________),
и он, помедлив, вынул её изо рта, чтобы лучше видеть происходящее (______________________________________________________________________).
Афиширование
13.Выступление одного из группы, остальные дополняют.
Разрыв.
14. Можно ли оправдать Лонгрена? Могла ли Ассоль так поступить? Почему?
15. Сердце Ассоль до краёв наполнено любовью… Если это так, то и исполняется мечта Ассоль. Дождалась она своего счастья, своих «алых парусов». На рассвете Ассоль, боясь, что её не заметят, кричит «Я здесь, я здесь!» - и бежит навстречу шлюпке, навстречу своей любви.
Социализация.
16. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? Подтвердите текстом. Выделите словосочетания, слова, передающие чувства, эмоции толпы.
«…Сдавленно, змеиным шипением, всхлипывали остолбеневшие женщины». «Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от неё, и она осталась одни среди пустоты знойного песка, растерянная, с лицом не менее алым, чем её чудо…»
Социоконстркуция.
17. Работа в парах. Обсуждение вопросов: Почему чудо любви стало возможным? Как это объясняет Грей? Прочитайте отрывок из произведения, выделите ключевые слова. Что же такое любовь по Грею?
Социализация
18. Выступление групп.
Афиширование.
19. Запись определения. Любовь – новая душа, пламенное растение, чудо, глубина чувства.
20.Итоговая социализация
- В чём смысл названия повести? (Олицетворение волшебной силы мечты, любви, надежды)
- Чему научил Грей жителей Каперны? (Счастье возможно, если умеешь любить по-настоящему, ждать, для этого больше отдавать)
- Чему учит Александр Грин читателей? (Помогает в трудной ситуации не падать духом, верить)
К.Г. Паустовский: «Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками вершить чудеса».
21. А какое бы вы дали определение любви? Закончить предложение глаголом: «Любить – значит…» Учитель записывает глаголы на белых парусах корабля.
Рефлексия
22. Изготовление кораблика. Возьмите бумагу того цвета, который отвечает вашему настроению, сделайте кораблик, назовите.
23. К.Г. Паустовский: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».
И если мы, прислушиваясь к предостережению поэтессы Е. Огоньковой, не разучимся любить, сохраним сердца, будем (перечисляется записанное на парусах) и свершится чудо (снимаются белые паруса): белые паруса станут алыми, исполнятся мечты. Только надо верить, надеяться, любить, своей любовью согревать другого человека, делать для него маленькие чудеса, которые сделают его счастливым, значит, и ты будешь счастлив. И бумажный кораблик станет волшебным: загадайте желание, пустите свой кораблик в весенний ручей, и всё обязательно исполнится, только надо подождать и очень к этому стремиться. Или подарить его однокласснику с пожеланием удачи.