Социокультурный компонент как основной фактор формирования коммуникативной иноязычной компетенции обучающихся

583 Приморского района Санкт- Петербурга
Учитель Задорова А. Ю.

Социокультурный компонент как основной фактор
формирования коммуникативной иноязычной
компетенции обучающихся.

В соответствии со ФГОС главной целью изучения иностранного языка является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а также развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Одним из компонентов коммуникативной компетенции является социокультурная компетенция, которую можно определить как знание учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях и умения осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями. Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития человека.

На слайде - определение
Социокультурный компонент – это знания в области культуры, географии, истории, музыки, с помощью которой формируются коммуникативные компетенции в различных областях знания.

При этом обучение иноязычной культуре используется не только как средство межличностного общения, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка (история, литература, музыка и т. д.), знаний о строе языка, его системе, характере, особенностях и т. д.
Английский язык изначально - из всех предметов самый межпредметный в школьной программе, так как мы изучаем темы, касающиеся природы и политического устройства стран изучаемого языка, культуру и праздники, национальные привычки в еде, манеру поведения людей англоязычных стран, литературу, животных, стихийные бедствия, и даже космос.

Современные УМК предоставляют широкий спектр деятельности в плане реализации социокультурного подхода к преподаванию иностранного языка.
Наша школа работает по таким УМК как Spotlight, Starlight, Верещагина. В своем выступлении я бы хотела сделать акцент на УМК «Spotlihght-5» авторы Эванс, Дули с точки зрения формирования социокультурной компетенции (по видам деятельности) и показать некоторые приемы работы, которые я использую на уроках английского языка. Я считаю, что они отражают межпредметные сферы, вовлекают учащихся в процесс межкультурной коммуникации в качестве представителя собственной культуры, и так же я разработала систему упражнений как репродуктивного, так и продуктивного характера на примере темы "English- speaking countries and other countries».
На данном слайде можно видеть задание из учебника по теме страноведения. Обучение языку представляет собой путешествие в чужую культуру, благодаря которому происходит осознание собственной культуры.
Детям предлагается изучить карту и ответить на вопросы и заполнить таблицу, используя личный опыт.

Слайд 5
В процессе формирования социокультурной компетенции должны быть задействованы все виды речевой деятельности
(аудирование, чтение, говорение, письмо).
Репродуктивные виды речевой деятельности
Чтение следует рассматривать как способ обогащения языковых средств учащихся, и как источник информации для общения. Важное место отводится чтению текстов страноведческого содержания.
Эти тексты не только познавательные, но имеют большой воспитательный потенциал по таким аспектам как патриотизм, толерантность, этикет.
На слайде можно видеть один из таких текстов. Перед чтением текста учитель обращает внимание детей на фото достопримечательности, опрашивает – что изображено? Задает вопросы: Где находится это здание? Может кто-то знает какую-то информацию о нем. Просит детей поразмышлять, о чем будет говориться в тексте. После прочтения текста детям предлагаются задания на понимания текста, такие как закончить предложения, используя текст, ответить на вопросы, заполнить таблицу, составить по три вопроса партнеру.
Для развития умений восприятия речи на слух (аудирования)
используются диски, в которых тексты различных жанров начитаны носителями английского языка и содержат различные звуковые эффекты. Имеются фонетические упражнения, тексты различных жанров, специальные аудитивные упражнения.

Продуктивные виды речевой деятельности
Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения,
а общение – это всегда взаимодействие с другими людьми.
Школьники учатся общаться в различных ситуациях: социально-бытовых, учебно трудовых и социально-культурных, используя необходимые речевые клише,
знакомясь с этикетом англоязычных стран. При этом развиваются умения диалогической и монологической речи.
Задания – составление диалогов, если даже вернуться к тексту про Биг Бен, задание может быть представить, что вы гид в Лондоне, и вам нужно рассказать туристам про это здание.

Обучение письму так же происходит в русле решения коммуникативных задач: написать письмо или поздравление зарубежному сверстнику, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка, заполнить анкету,
составлять вопросник для проведения интервью, написать заметку в газету и т.д.

задание – мы проводили такое задание, нужно было написать письмо другу по переписке, который живет в другой стране, и рассказать о себе. Написать было нужно по образцу и ответить на все вопросы.

Формирования социокультурной компетенции в процессе развития различных видов речевой деятельности

1.1 Мотивация обучения поддерживается наличием интеркультурного компонента и вопросами учителя, направленными на сравнение культур
cвоей и чужой страны.
1.2 Усвоение учебного материала:
подготовительные упражнения, снимающие некоторые языковые
трудности:
задания на определение названий стран по национальностям
или языкам;
работа с географической картой;
краткая характеристика стран, о которых идёт речь в тексте
составление и тренировка мини-диалогов;
1.3 Отработка учебного материала:
а) задания, направленные на проверку понимания прочитанного:
задания на завершение предложений,
задание на множественный выбор,
задания на выбор правильного ответа и исправление ошибок;
Все задание, которые представлены в учебнике, помогают подготовить детей уже с 5 класса к выполнению заданий в формате ГИА.
б) упражнения репродуктивного характера, направленные на
закладывание навыков говорения:
постановка вопросов и ответы на них,
составление диалогов по образцу;
в) упражнения репродуктивно-продуктивного характера,
направленные на развитие навыков говорения:
восстановление текста по опорным словам или картинкам,
Что помогает даже слабым ученикам выполнить упражнение, используя картинку-подсказку.
трансформация сообщения в разговор, диалога в описание,
разыгрывание сценок.
1.4 Упражнения продуктивно характера:
а) упражнения, направленные на развитие навыков устной речи;
б) упражнения, направленные на развитие навыков письменной речи;
в) выполнение и защита творческих проектов.

1.5 Контроль включает в себя проверку усвоения учебного материала
на каждом этапе обучения и уровне усвоения посредством самоконтроля,
взаимоконтроля, контроля учителя.
Формы контроля разнообразны:
тестовые задания на множественный выбор,
«правильно - не правильно»,
подстановка правильных вариантов,
ответы на вопросы,
сравнение и т.д.

Посредством страноведческих, культуроведческих и социолингвистических материалов школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, расширяется их кругозор, обогащается их коммуникативный и жизненный опыт. Развивается способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; целенаправленно формируются умения представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения. Современные УМК, по которым мы работаем, предоставляют для этого все условия.
Обучению придается современное звучание, ориентированное на взаимопонимание,
терпимость к различиям между людьми, совместное решение важных общечеловеческих проблем, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами английского языка.












15