Беседа логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вот такие девочки, вот такие мальчики»

Образовательный процесс в современное время постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и психического напряжения - всё это влияет на состояние здоровья ребёнка. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Число здоровых детей уменьшается.
Что же такое здоровье?
«Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.» (Толковый словарь С.И Ожегова)
«Забота о здоровье –это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» А.В.Сухомлинский.
В законе РФ «Об образовании» «обязанность образовательного учреждения СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ, гарантирующие ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ».
Так как же учитель должен заботиться о здоровье младшего школьника?
Педагоги, без участия врача, самостоятельно могут определить незначительные отклонения в состоянии здоровья ребенка. Если у него имеется хотя бы один из признаков, перечисленных ниже, то такого ребенка можно отнести к группе ослабленных.
Здоровье ученика в норме считается, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые понятия по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 
Отсюда возникают основные задачи:
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни
формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

В структуре урока, учителями начальной школы, применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий: *положительный эмоциональный настрой на уроке; *оптимальный темп ведения урока; *подача материала доступным рациональным способом; *наглядность; *смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.); *физкультминутки, динамические паузы;  *дифференцированный подход в обучении; *групповая работа, работа в парах; *игра, игровые моменты; *гимнастика; *воспитательные моменты на уроке (беседы); *санитарно -гигиенические условия.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы.
Сохранение здоровья детей - главное, на что нам приходится часто обращать внимание, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минуток во время урока, повышение интереса к предметам. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.
Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Вне школьных занятий очень важно формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, нужно организовать им необходимые двигательные занятия, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни. Многие учащиеся моего класса посещают спортивные секции, танцевальные кружки, художественную гимнастику.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:
направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Использованная литература
1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.
2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.
15