Развивающее занятие на тему Секреты памяти и внимания (5 класс)
Классный час «Секреты памяти и внимания»
Цель: развитие психических процессов
Задачи:
показать учащимся важность развития процессов памяти и внимания в учебном процессе;
тренировать в развитии памяти и внимания.
повышать познавательный интерес учащихся к самому себе и своим психологическим возможностям
Ход занятия
Организационное начало занятия.
Добрый день, дорогие ребята! Рада вас видеть. Предлагаю вам сегодня окунуться в мир секретов психологии.
Мотивация и целеполаганиеЛюбите ли вы раскрывать секреты? Например, в чем секрет вкусного пирога у мамы? В чем секрет удачного фото? В чем секрет счастья? И таких примеров можно привести множество.
А насколько значимо владеть секретами памяти и внимания?
Что вы хотите взять для себя от этого занятия?
Мини-тренинг
Упражнение-тест «Насколько вы внимательны?»
Если вы играете в какую-нибудь игру, часто ли проигрываете из-за невнимания?
Разыгрывают ли вас ваши знакомые?
Умеете ли вы одновременно заниматься каким-либо делом и слушать то, о чем говорят рядом?
Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?
Смотрите ли вы внимательно по сторонам, когда переходите улицу?
Способны ли вы вспомнить о деталях фильма, который посмотрели вчера?
Когда вас отрывают от чтения или другого дела, раздражаетесь ли вы?
Проверяете ли вы сдачу в магазине?
Быстро ли находите в квартире нужную вещь?
Вздрагиваете ли, если вас внезапно кто-то окликает на улице?
Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого?
Увлекшись беседой в транспорте, можете ли пропустить нужную остановку?
Можете ли быстро назвать даты рождения ваших близких?
Легко ли пробуждаетесь от сна?
Найдете ли в большом городе без помощи посторонних то место, где побывали в прошлом году?
По одному очку оцениваются ответы «да» на вопросы 2,3,4,5,6.8,9,13,14,15 и ответы «нет» на вопросы 1,7,10,11,12. Сложите полученные баллы.
Интерпретация результатов: 11 баллов и больше: вы удивительно внимательны и проницательны. 5-10 баллов: вы достаточно внимательны и способны в ответственный момент сосредоточиться и не допустить ошибки. 4 балла и меньше: вы очень рассеяны, и в этом причина ваших неудач. Но вы упорно не придаете значения «пустякам», из-за вашего невнимания страдают и окружающие.
Определение.
По словам великого русского педагога К.Д. Ушинского, внимание – это дверь, через которую проходят в сознание все воздействия из высшего мира. Эта дверь не всегда бывает открыта. Если говорить менее образно, то внимание – это состояние, при котором наши чувства и мышление полностью направлены на какой-либо объект. Это может быть текст в учебнике, устный рассказ учителя, изображение на доске. Таким образом, секрет внимания заключается в умелом направлении чувств и мышления на нужный объект.
Упражнение «Пишущая машинка»
Класс превращается в пишущую машинку. Классу нужно «напечатать» стихотворение. Первым встает и называет букву «У» ученик, которому присвоена эта буква, затем ученик, которому присвоена буква «Н» и т.д. Промежутки между словами отхлопывает в ладоши весь класс. Хорошая пишущая машинка работает быстро.
Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,
Упражнение «Сверхвнимание»
Ученикам раздается текст с заданием выявить его тему. Во время работы включаются различные аудиопомехи. Задача детей, не смотря на помехи, выполнить задание к тексту.
Время работы с текстом 5 минут. Затем, в течение 3 минут опрашиваются желающие высказать главную мысль текста.
Упражнение «Тезисный план к тексту»
Ученики продолжают работать с текстом, выделяя основные мысли текста и составляя тезисный план. По истечении 5 минут текст нужно пересказать соседу по парте, пользуясь тезисным планом.
Анализ упражнения
Помог ли вам тезисный план для пересказа?
Тезисный план вы составляли, улови главную мысль текста, а также основные мысли текста, то есть, сосредоточив свое внимание на содержании текста.
Попробуйте сами сделать вывод, в чем же секрет памяти? (во внимании)
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Проанализируйте, насколько полезно было для вас это занятие.