Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Что кому нравится»


Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Что кому нравится»
Л.В. Вакуленко, учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 п. ПангодыДуша ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба.
И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама.
Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь.
Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика.
И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…
Всё, чем жив человек.
Михаил ЮхмаИсточник изменений.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная, деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели развития личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Идея изменений.
Школа была и остаётся одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание духовно-нравственного человека.Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью и пронизывала всю жизнь детей нравственным содержанием.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в эффективности внедрения в воспитательную работу с детьми средств народной педагогики, посредством которых осуществлялось бы развитие их духовно-нравственной образованности.
Сегодня остро стоит проблема того, что дети мало знают или вообще не знают русский фольклор. Они воспитываются на иностранных мультфильмах и компьютерных играх, а истоки народной мудрости, содержащиеся в сказках, недоступны для их понимания. Ведь дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка. Важно не упустить момент, показать детям, что народная сказка, поговорка, пословица учит тому, каким должен быть человек. Читая, оценивая и размышляя их, дети видят, что в простодушных и нехитрых историях привлекает острота смысла, неистощимой выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Дети учатся преобразовывать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение.
Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем нравственного образования внесли психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. В основе программы лежат идеи начального литературного образования В.А. Левина, Л.Е. Стрельцовой, Н.Д. Тамарченко, Н.А. Чураковой.
Концепция изменений
Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна. Воздействие на ребёнка, с целью развития у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают учёные уже несколько тысяч лет. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития духовно-нравственного воспитания ребёнка. Духовно-нравственное воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования отмечено, что духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом “Об образовании”.
По данной проблеме я начала работать с 2011/2012 учебного года, когда дети только пришли в школу. На начальном этапе мною была проведена предварительная диагностика по сформированности нравственных качеств личности.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
19 % 44% 37 %

Результаты диагностики показали то, что у детей ещё не вполне сформировались нравственные убеждения.
Этому служит ряд причин:* в 1 классе только начинает закладываться фундамент будущей личности;* у детей ещё не сформированы навыки жизни в коллективе, где каждый ребёнок был бы самоценен и гармонизирован с ним;* у современных детей нет идеалов, к которым они хотели бы стремиться.
В связи с этим возникла необходимость в работе с детьми использовать целостную систему, направленную на формирование и развитие полноценной личности и способствующую её духовно-нравственному развитию. Всё это в совокупности и послужило основой для написания опыта. Духовно-нравственное направление в первом классе представлено работой кружка «Что кому нравится». Программа ориентирована на реализацию обще интеллектуального и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей.
Реализация данной программы внеурочной деятельности младших школьников будет способствовать:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;– формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Условия реализации изменений.
Условия реализации изменений по духовно-нравственному воспитанию, заключающегося в приобщении младших школьников к традициям народной культуры; устного народного творчества предполагает разработку и осуществление программы внеурочной деятельности. В данном случае – программы внеурочной деятельности «Что кому нравится».
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построено исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения дошкольного художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного образования, подготавливая художественное развитие в подростковом и юношеском возрасте. (Левин В.А.)
Способы занятия у дошкольников с книгой были игровые и коммуникативные: игровое непосредственное переживание, чтение как общение с читающим взрослым, игра в школу, где чтение выступало как школьный вид занятий. Изменение позиции «Я не дошкольник, а ученик» свидетельствуют о том, что теперь эмоционально-непосредственные переживания обогащаются способностью осознавать их, отличать художественные черты, вызванные художественным произведением, от эмоций реальной жизни. В своём творческом опыте первоклассник открывает авторскую позицию. Левин В.А. отмечает, что совершив это открытие, читатель оказывается способным видеть в стихотворении, рассказе или сказке результат целенаправленного авторского труда.
Цель программы: создать условия для перехода младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством, т.е. изменения внутренней позиции ребёнка от художественно-игровой позиции к художественно-коммуникативной.
Задачи:
•Обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослыми посредством книги;
•Обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями;
•Обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (например, со звукозаписью или интонацией, рифмой или сравнением)
Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы (т. е от игры искусством к общению художественными средствами). Основная форма организации занятий – коллективная игра с условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД):
- личностные универсальные учебные действия;
- регулятивные универсальные действия;
- познавательные универсальные учебные действия;
- коммуникативные универсальные учебные действия.
Выполнение программ должно быть обеспечено хорошей материально-технической базой учебного кабинета, налаживанием связей с социальными партнерами, соблюдением преемственности в работе с дошкольными образовательными учреждениями.
Описание опыта.
В младшем школьном возрасте дети продолжают знакомство с традициями русского народа, однако уже сами способны выделить определённый смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому в своей работе широко использую все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, тем самым приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, считаю, что фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей во внеурочной деятельности. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. В нём привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. В младшем школьном возрасте дети осознают половину информации через игру. Во внеурочной деятельности учащиеся могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, мастерить, участвовать в театральных постановках и праздниках, разгадывать загадки, сочинять сказки - все эти возможности предоставляет изучение устного народного творчества, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребенка.На занятиях использую самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Это игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, сочинение детьми четверостиший, занимательный материал.
Формы, методы и приёмы:
- «словесный портрет» -   предлагаю детям составить нравственный портрет героя народной сказки и объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет;
- «книга сказок» - составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях;
- «коллаж из сказок» позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих;
- «волшебные слова» —  после просмотра или прослушивания отрывка из сказки детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнёс в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания, извинения;
- «отгадай» — детям предлагается послушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идёт речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться; - «знаток народных пословиц и поговорок»;
- «уроки предков» —  используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждаем отношения предков к малой родине, беседуем о чувстве гордости, любви и уважении прадедов к месту своего рождения;
- «добрые советы» — на занятии обсуждаем народные пословицы и поговорки как добрые советы предков о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качеств.
Реализуемые формы и методы работы  по духовно-нравственному воспитанию - это, без сомнения, движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств нравственных, патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над текстом сказки, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.
Перед чтением сказки вслух ставим перед собой такие задачи: читать правильно, понятно, не торопясь, соблюдая правила дыхания, дикции, соблюдать логические ударения, психологические смысловые паузы, стараться заинтересовать слушателей чтением. Первичное чтение воздействует на детей сильнее последующих, и, кроме того, младшие школьники стремятся подражать в чтении учителю.
В своей работе применяю методическую модель для изучения русских народных сказок.
После чтения сказки выясняем конкретные события:
кто герои сказки;
разграничение их ролей (добро и зло и т.д.);
последовательность событий: характер основного события, последовательность событий;
мотивы поведения;
характерные черты героев и персонажей;
взаимоотношения героев и персонажей;
словесное описание учащимися  героев или эпизодов сказки по воображению;
определение основной мысли сказки;
определение личного отношения учащихся к героям сказки и событиям в ней;
наблюдение над жанровыми особенностями сказки: композиция; место действия (реальный мир или вымышленный); сказочные выражения.
Выбранную сказку читаем или рассказываем с установкой на последующее чтение по ролям или обыгрываем. Ведь самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве. На следующем занятии распределяем коллективно роли, и ребята выразительно читают сказку. Для всестороннего развития знания детей о русской культуре (сказки, фольклор, игры и т.п.), также посещаем школьную библиотеку; вносим элементы сказок в утренники и праздники, тем самым, способствуя обогащению внутреннего мира ребёнка и развитию его познавательного интереса.
Такое построение внеурочной работы способствует духовно - нравственному воспитанию младших школьников.
Результативность, условия и возможность применения данного опыта.
Реализация данной программы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников показала положительный результат:* у детей сформировался интерес к устному народному творчеству через книги, народные игры, фольклор;* произошло раскрытие индивидуальности каждого ребёнка через практическую деятельность;* отмечено проявление детьми гражданско-патриотических чувств через поступки и поведение героев прочитанных произведений;* у детей выработалось стремление беречь и приумножить лучшие традиции своего народа.Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
32 % 57% 11 %

Это говорит о том, что целесообразно продолжить работу в этом направлении во втором классе.Затруднения и риски в реализации программы
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты введения ФГОС, в частности в вопросах организации внеурочной деятельности обучающихся, можно выделить следующие:
Фактор риска Возможные пути разрешения
отсутствие достаточного финансирования привлечение средств из дополнительного фонда, использование возможностей социума
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов привлечение специалистов дополнительного образования, музыкальной школы
дефицит учебно-методических пособий использование ресурсов Интернет-пространстванедостаточная методическая подготовка педагогов проведение методических занятий, связи с другими общеобразовательными учреждениями, прохождение курсовой подготовки
негативное отношение отдельных детей и их родителей к темам программы создание условий для открытости образовательного пространства (открытые занятия, беседы, праздники) и вовлечение родителей в осуществление программы
Программа внеурочной деятельности творческого объединения обучающихся«Что кому нравится»
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт.
Программа ориентирована на реализацию общеинтеллектуального и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. В основе программы лежат идеи начального литературного образования В.А. Левина, Л.Е. Стрельцовой, Н.Д. Тамарченко, Н.А. Чураковой и др. Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения дошкольного художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного образования, подготавливая художественное развитие подростковом и юношеском возрасте. (Левин В.А.)
Способы занятия школьников с книгой игровые и коммуникативные: игровое непосредственное переживание, чтение как общение с читающим взрослым, игра в школу, где чтение выступает как школьный вид занятий. Изменение позиции свидетельствует о том, что теперь эмоционально-непосредственные переживания обогащаются способностью осознавать их, отличать художественные черты, вызванные художественным произведением, от эмоций реальной жизни. В своём творческом опыте первоклассник открывает авторскую позицию. Левин В.А. отмечает, что совершив это открытие, читатель оказывается способным видеть в стихотворении, рассказе или сказке результат целенаправленного авторского труда.
Цель программы: создать условия для перехода младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством, т.е. изменения внутренней позиции ребёнка от художественно-игровой позиции к художественно-коммуникативной.
Задачи:
обеспечить удовлетворение потребностей детей в чтении, в общении со взрослыми посредством книги;
обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями;
обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (например, со звукозаписью или интонацией, рифмой или сравнением).
Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы (от игры искусством к общению художественными средствами). Нужно отметить, что редко кто из первоклассников настроен, готов играть осваиваемым материалом. У педагога появляется возможность компенсировать недостатки в развитии воображения, общения и мотивации учения, возникшие в дошкольном возрасте.
Основная форма организации занятий – коллективная игра с условными, подвижными заданиями, допускающими множество правильных решений.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих возможностей в учении на основе сравнений «Я» и «хороший ученик»;
проявление познавательных мотивов;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
Регулятивные универсальные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать совместно с учителей свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по результату;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевое высказывание в устной форме;
оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
формулировать проблемы с помощью учителя;
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию авторов;
узнавать сюжет по иллюстрациям;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Основные разделы программы:
АБВГдейка. Чтение стихов и сказок о звуках речи и буквах, о словах и письменности:
Я. Аким, В. Берестов, Е. Благинина, Г. Виеру, Б. Заходер, В. Лунин, С. Маршак, С.Михайлов, А. Пудваль, Т. Рождественская, Г. Сапгир, И. Токмакова, С. Чёрный, А. Шибаев, Ю. Энтин, Г. Юдин, Г. Юрмин, М. Яснов и др.
Лепка и рисование иллюстраций к произведениям. Сочинение своих историй, где персонажами выступают звуки речи, буквы, слоги, слова и т.п.
Чудесный короб. Детский игровой фольклор. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых фольклорных жанров. Малые фольклорные жанры: прибаутки, колыбельные песенки, считалки, загадка, скороговорка, закличка, литератерные стихотворения – шутки.Лукошко сказок. Кумулятивная сказка: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и др.
Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки – цепочки). Практическое освоение (сочинение) жанра.
Детская авторская поэзия и проза. Детская авторская поэзия. К. Чуковский, С. Маршак, С. Чёрный, А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс, Е. Благинина, А. Барто, Б. Заходер, С. Михалков, В. Берестов, Г. Остер, И. Токмакова, О. Григорьев, Ю. Мориц и др.
Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Первичные представления об олицетворении, выразительности звукозаписи, понятие о рифме.
Основные направления и содержание деятельности:
Организация режима работы.
Программа предназначена для обучающихся 1 класса и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу, в группе 15 человек.
Для реализации целей и задач программы используются следующие формы работы: беседа, совместное «чтение» - слушание художественных произведений разнообразных по форме и настроению, «чтение» - игра, «чтение» - рассматривание, индивидуальное чтение, слушание аудиозаписей, просматривание видеозаписей сказок, чтение наизусть, учебно-художественные игры, лепка и рисование иллюстраций к произведениям, сочинение своих историй.На занятиях предполагается использование следующих материально-технических средств: карточки (буквы, схемы), иллюстративный материал (картинки к сказкам), видеоматериалы (сказки), музыкальное и звуковое сопровождение (набор аудиокассет, дисков).Учебно-тематический план
№ п/п Тема Теория Практика
1-8 Звуковые игры Вводное занятие. Беседа о цели занятий. Чтение стихов о звуках речи и буквах, о словах и письменности: И. Токмакова, С. Михалков, С. Чёрный и др. Дидактические игры со звуками «Где звенит колокольчик», «Какие звуки ты слышишь», «Узнай по звучанию», «Поймай звук», «Кто дольше протянет звук». Речевая разминка.
9-11 История. Буква, звук Беседа. История появления звука, буквы. Чтение стихов о звуках речи и буквах, о словах и письменности: В. Берестов, Е. Благинина, Б. Заходер, С. Маршак Артикуляционная гимнастика. Дидактические игры. Задания «произнеси звук», «Опиши звук», «Произнеси сочетание звуков». Игра «Напиши букву», «Громко – тихо», «Эхо».
Узнай и вылепи из пластилина Букву.
12-21 На что похожа буква Беседа «На что похожа буква», «Какими бывают буквы». Чтение стихов о буквах и звуках речи, о словах и письменности: Ю. Энтин, Г. Юдин, Г. Юрмин, М. Яснов и др. Развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Игра «Нарисуй картинку», «Напиши букву», «Высоко – низко», «Один – много», и др. Задание «Рисунки изучаемых букв по клеточкам.22-27 Весёлая азбука Беседа «Сочинение своих историй» Речевая разминка. «Чтение» - игра «Напиши букву произнеси звук». Выставка продуктов детского творчества.
Раздел «Чудесный короб» 28-30 Прибаутка Ознакомление с образцами детского игрового фольклора. «Чтение» - игра. Воспроизведение детского фольклора в игровой ситуации
31-34 Литературные стихотворения - шутки Г. Остер. Моё творчество. Занимательная разминка.
«Чтение» - игра. Сочиним стишок – шутку.
35-38 Колыбельная песенка Беседа «Напевность колыбельных песен» Прослушивание и заучивание колыбельных песен.
39-41 Считалка Знакомство с новым жанром устного народного творчества – считалками. Занимательная разминка. «Чтение» - игра.
42-45 Загадка Знакомство с новым жанром устного народного творчества – загадками. Занимательная разминка. «Чтение» - игра.
46-48 Скороговорка Знакомство с новым жанром – скороговорками. Занимательная разминка. «Чтение» - игра.
49-52 ЗакличкаЗнакомство с новым жанром – закличками. Занимательная разминка. «Чтение» - игра.
Раздел «Лукошко сказок» 53-61 Расскажи сказку Кумулятивная сказка «Теремок», «Колобок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и др. Прослушивание сказок. Учебно-художественные игры. Рисование иллюстрации к произведению. Лепка сказочных героев.
62-67 Сказка-цепочка Знакомство с жанром кумулятивной сказки. Весёлые сказки-цепочки. «В некотором царстве…» - просмотр видеофильмов. Практическое освоение (сочинение) жанра.
68-70 С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Беседа об авторе и произведении «Чтение» - рассматривание книги. Рисование иллюстраций к произведению.
71-74 Сочиняем сказки Как сочинить сказку Выставка продуктов детского творчества. «Сказки – малышки»
Раздел «Стихи и рассказы» 75-78 Рассказ и стихотворение Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Сравнение текстов рассказа и стихотворений. К. Чуковский, С. Маршак, Г. Остер, Е. Благинина «Чтение» - рассматривание, «чтение» - игра, учебно-художественные игры. Практическое различение
79-82 Звучащие стихи Звучащие и игровые стихотворные тексты и иллюстрации к ним. Занимательная разминка. «Чтение» - игра, учебно-художественные игры. Конкурс чтецов.
83-87 Как Незнайка сочинял стихи Понятие о рифме Занимательная разминка. «Чтение» - рассматривание книги. Работа над стихами
88-99 Стихи и рассказы о детях Организация работы с книгой. Алгоритм рассматривание книги. И. Токмакова, О. Григорьев, Ю. Мориц, А. Барто. «Чтение» - рассматривание книги, «чтение» - игра, учебно-художественные игры. Рисование иллюстраций к произведениям.
Условия реализации программы:
наличие постоянного объединения детей – 15 человек;
наличие кабинета для занятий;
материально-техническое обеспечение учебного процесса (магнитофон, видеомагнитофон, мультимедийный проектор);
использование разнообразных методов и форм обучения;
активизация всех видов деятельности (учебной, познавательной, творческой и духовной деятельности);
сотрудничество с родителями.
Планируемые результаты реализации программы:
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрации по содержанию.
Ученик получит возможность научиться: отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (прибаутки, колыбельной песенки, считалки, загадки, скороговорки, заклички); сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворения, звукозаписи, рифме); работать в группе, создавая инсценировки по фольклорным произведениям).Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам, опыт игры с элементами художественной формы.
Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру.