Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе


«Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности
в начальной школе»
Почти 20 лет в начальной школе ведется разговор о том, что необходимо изменить систему оценивания, отказать от отметок как формы оценки деятельности младших школьников. Министерство образования РФ по этому поводу за это время выпустило пять методических писем, написано немало книг и статей. Однако большая часть начальных школ России продолжают использовать привычную пятибалльную систему оценивания, которая была введена еще в советское время в 1944 году. Возникает закономерный вопрос: почему учителя никак не могут отказаться от традиционной отметки (Закон «Об образовании» п. 3 ст. 15 позволяет это сделать)?
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе ее разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.
     Безотметочная система обучения - это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности. 
           Существует много мнений о том, что пятибальная или какая-либо другая количественная шкала оценок является элементом начального обучения, травмирующим ребенка. Можно выделить основные
отрицательные эффекты отметки:
Искажение отношений ученика с учителем, родителями и, главное, с самим собой;
Повышение тревожности и невротизация детей;
Искажение учебной мотивации;
 Невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика;
С помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки.
Одна из целей реформы системы школьного оценивания – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.
Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося. Из-за скрытости критериев по отметке очень часто нельзя судить о действительном     уровне     знаний, соответственно, сложно     построить дальнейшую программу действий (над чем надо работать, что надо улучшить и т.д.).
Именно введение в практику безотметочной системы обучения поможет сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Основными принципами безотметочного обучения являются критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность), возможность сравнивать сегодняшние достижения учащихся с их же успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, т.е. естественность процесса контроля и оценки.
Важной стратегической задачей модернизации всей российской школы является задача воспитания самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
Проблему безотметочного обучения сегодня  рассматривают именно в контексте более серьезной, более масштабной проблемы начальной школы - формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться). Средствами обучения мы хотим вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.
         Второй важной целью безотметочного обучения в начальной школе является создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников. И безотметочное обучение способствует этому, если: 
• целенаправленно выделять на уроке время для работы учителя и учащихся по формированию оценочной самостоятельности (обучение само (взаимо) оценке и контролю, работе с оценочными листами, с тетрадями «Открытий», «Моих достижений», на формирование «портфолио» и его презентацию и т.п.);
• создавать условия для критического осмысления учащимися критериев оценки учебных достижений и выработке на его основе способности к самостоятельному определению показателей успешности осуществления учебного действия в неопределенной ситуации. Тщательно фиксировать «стартовые» для учебного года достижения учащихся, планировать коррекционную работу с каждым ребенком, проводить содержательную рефлексию достижений учащихся за учебный год (в т.ч. презентацию учащимися своих достижений на детско-родительском собрании);
• формировать позитивную самооценку учащихся;
• предоставлять   учащимся   возможность   выбора   задания,   формы активности (совместной или самостоятельной), партнера; Создать отношения доверия и взаимоприятия между всеми субъектами образовательного процесса  (учащимися,  учителями,   администрацией школы, родителями школьников).