Осень в произведениях Исаака Левитана и Антонио Вивальди

ГБОУ РМЭ « Специальная (коррекционная)школа г.Йошкар-Олы №1 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»







Интегрированный урок по музыке и изо
Осень в произведениях И.Левитана и А.Вивальди
(5 класс)






Разработали: учитель музыки Антропова Т.В.
Учитель ИЗО Анкудинова Л.В.






2015г.

Цель :  Создание условия для оптимизации творческих способностей обучающихся;
Задачи: -Познакомить с творчеством И.Левитана и А. Вивальди.
-Учить выражать впечатления о музыкальном произведении, картине в форме
высказывания;
-Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
-Коррегировать внимание , мышление, творческие способности при выполнении
практической работы; 
-Воспитывать интерес к произведениям искусства.
Учитель музыки. Каждая эпоха оставляет свои памятники – произведения, образы, сюжеты. Музыка, прикоснувшись ко всем тайнам человеческой души, сама научилась быть разной, изменчивой, текучей. Она проникла в “душу даже неодушевленных предметов – деревьев и облаков, озер и рек, живых цветов и опавших листьев. ВСе это Природа . Свои музыкальные мысли композиторы черпают именно у природы.
Учитель ИЗО. Природа радовала не только музыкантов, она радовала и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая. Многие художники именно природе посвятили все свое творчество. Наблюдая за ней, могли чудесно показать зрителю на своих картинах какого цвета каждое время года. А вот о каком времени года мы будем с вами говорить на уроке нам предстоит угадать.(1мин)
Учитель музыки
1. Найди слово
Зачеркни в каждом столбце и в строке парные буквы. Из оставшихся букв составь слово.( Осень) слайд (2мин)
в д о д ж
с а н а н
в и и р е
е н е р ж
ш п ш п ь
Дорогие ребята! Мы приглашаем вас в удивительное путешествие. Сегодня мы узнаем, как в произведениях художника Исака Левитана и композитора А. Вивальди представлено прекрасное время года – осень. Тема нашего урока " Осень в произведениях И.Левитана и А.Вивальди(2мин)
Учитель ИЗО.
Осень, осень: “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна. Давайте познакомимся с художником Левитаном (слайд), который очень любил Осень и он посвятил ей более сотни картин. И везде осень разная (слайд) Но поговорим мы о картине " Золотая осень." (слайд).Картина была написана осенью 1895 году в то время, когда Левитан жил в усадьбе «Горка», расположенной в полутора километрах от деревни Островно.
-Что изображено на картине?
-Какие цвета использовал художник ?
-нравится вам картина и почему.

Послушайте стих
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.(слайд)
-Итак, к Какому жанру Изо относится картина " Золотая осень".
Выберите нужное
Портрет, пейзаж, натюрморт, шарж, карикатура.
словарная работа
Пейзаж - жанр в изо в котором главным предметом изображения является природа( Слайд) (10мин)
физминутка
Учитель музыки.
Краски и Музыкальные звуки дружат друг с другом. Звуки и краски создают хорошее настроение. Звуки высокие ассоциируются со светлыми красками – белые, желтые вызывают у нас чувство нежности. Звуки низкие (басы ), наоборот вызывают в душе тревогу. Иногда музыкальные звуки соединяются по-разному, образуя разные настроения, то грустные, то нежные, то веселые. На мой взгляд эта картина очень подходит к музыке Вивальди) Итак , выдающийся итальянский композитор, виртуоз ,скрипач 18 века Антонио Вивальди (слайд)
Словарная работа
Виртуоз исполнитель (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой искусства; человек, достигший в работе высшей степени мастерства
Прикосновение музыки оживляет все, музыка сообщает предметам характер и голос. Давайте, сейчас мы с вами попробуем прикоснуться к тому прекрасному, что хотел показать Вивальди в своей музыке. Мы с вами послушаем первую часть концерта для скрипки с оркестром под названием “Осень” из альбома " Времена года"
анализ произведения
У вас на партах карточки с названием . Каждое название имеет описания. Вам нужно выбрать то, которое подходит к прослушенному произведению и подчеркнуть.
- Звуки: неясные, веселые, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные,нежные,легкие
Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, бежит, захватывает, уносит с собой.
Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.
Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно.
Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.(10 мин)
Прочитайте , что получилось.
Молодцы, ребята.
Скажите, а смогли бы эти великие люди сотворить такие великие произведения если бы не знали некоторых секретов. Мы с вами познакомимся с одним из секретов.
Задание " Из" - " в "+" Нам от цвета нужно дойти до ритма. И сделать это нужно заменяя слова. - это буква, которая буквой под знаком +
- +
цвет ц с
свет е а
сват в и
сиат т м
сиам с р
риам а т
ритм
Какие слова здесь главные.
Ритм ,Цвет. Для художника –цвет .Если бы не было цвета, картины были бы скучными. Для композитора -ритм. Если бы не было ритма музыка звучала бы не красиво.
Учитель Изо
Давайте ребята попробуем сотворить используя цвет.
На партах у вас листья и плоды некоторых деревьев.
раскрасьте их в те цвета, которые подходят для осени.( 2мин)

Учитель музыки
Пока наши работы сохнут мы споем песню про осень, которую учили на предыдущих занятиях
" Осенние дорожки" ( 3мин)
Итог Упражнение " Подарок"
Ребята посмотрите на доску. Это подарок для наших гостей и для нас . Но он не законченный.Тут в определенном порядке должны быть прицеплены ваши заготовки( раскрашенные листья, плоды). Но прицепить их возможно только после того как ответите на вопросы.
-О чем мы говорили на уроке?
-Как называется картина И.Левитана"?
-Как называется альбом Вивальди?
-Какое произведение мы слушали?
-Что тебе понравилось на уроке?
-Что тебя удивило на уроке?
Посмотрите, какой чудесный подарок получился.( ваза с листьями)
Наш урок подошел к концу. Всем спасибо. мы надеемся, что ваше отношение к осень будет приносить вам радость. В каждом ее проявлении вы будете видеть красоту и музыку.







15