Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира и лего-конструированию Наш аквариум
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №16 «РОСИНКА»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
по формированию целостной картины мира и лего-конструированию
на тему: «Наш аквариум»
г. Благовещенск
Интегрирование с образовательными областями: «Познание»; «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Учить детей индивидуальному и совместному конструированию.
Задачи: Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
- закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
- уточнить и расширить представления детей об аквариумах, об их обитателях, растениях и их внутреннем дизайне;
- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;
- развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
- развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
- воспитывать бережное отношение к природе, уважение к своему и чужому труду.
Оборудование:
аквариум с декорациями; покрывало (скатерть)
корзины с деталями LEGO;
иллюстрации, схемы, инструкции, готовые постройки;
магнитофон и кассета с записью музыкального произведения Сен-Санса «Аквариум»; ПК, запись «Звуки природы – МОРЕ»;
дополнительные материалы для оформления рыб (полоски из самоклеющейся бумаги для глаз рыб);
Предварительная подготовка:
Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, беседа о морских обитателях и обитателях аквариума.
Ход занятия:
Вводная часть.
Педагог: - Все любят отдыхать. Вы отдыхаете между занятиями, после занятий; ваши родители - вечером после работы; мы отдыхаем летом, осенью, весной и зимой.
- А скажите, пожалуйста, а как можно отдыхать зимой?
Ответы детей: (кататься на лыжах в лес, на каток, в гости)
Педагог: - Все правильно!
- А если мы соскучились по летнему жаркому солнышку, и захотелось нам искупаться и позагорать? Куда можно поехать?
Ответы детей: (на море).
Педагог: - А кто из вас ездил на море?
Педагог: (звучит музыка – Звуки моря - на ПК)
(читает стихотворение и показывает рисунок)
На Земле четыре океана – омывают континенты, страны,
К суше разливаются морями, в них проложены дороги кораблями,
То штормят моря, то спят спокойно, ветру по волнам гулять привольно.
Суши меньше в нашем мире, чем воды, под водой растут волшебные сады,
Они дивных обитателей полны, разных формы, цвета и величины.
- Я хочу вам показать фильм про морских обитателей.
Педагог:- Кто обитает в подводном мире? Кто кого увидел? Кто кого узнал?
Ответы детей: - Я увидел морского конька,
Педагог: - Что вас удивило в этом фильме?
Ответы детей: - Меня удивило, что рыбы разного цвета. У них красивые и необычные формы тела, плавники, яркая окраска.
Педагог: - А почему почти все рыбы разноцветной окраски?
- Для чего она (окраска) нужна рыбам?
Ответы детей: (Пёстрая окраска рыб делает их незаметными, помогает укрываться от врагов и нападать на добычу, которая проплывает мимо них).
Педагог: - Рыбы все одинаковые по размеру? По цвету?
Ответы детей: - Осьминог очень крупный,
Педагог: - Чем они питаются, как вы думаете?
Ответы детей: - Водорослями, маленькими рыбками (травоядные и хищники).
Педагог: - Как называются растения в море?
Ответы детей: Водоросли.
Педагог: - Правильно! А для чего нужны рыбам водоросли? ( Некоторые рыбки ими питаются. Среди растений рыбки прячутся. Растения выделяют кислород, которым рыбы дышат.) Посмотрите, как растут водоросли, снизу вверх. Какого они цвета?/зеленого/.
Педагог: - Где эти рыбы обитают?
Ответы детей: - В морях и океанах.
Педагог: - Почему у нас в Башкортостане нет морских обитателей?
Ответы детей: - В Башкортостане нет морей.
Педагог: - Давайте мы с вами вместе «прогуляемся» к морю! Вставайте!
(игра «Прогулка к морю» - 2-3 мин.)
К морю быстро мы спустились, (ходьба на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились. (хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: (круговые движения руками)
Вместе раз, это – брасс; одной, другой – это кроль. (дети «плавают»)
Все как один - плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой (прыжки на месте)
И отправились домой. (ходьба на месте)
- Молодцы! Как хорошо мы «поплавали» и отдохнули! Присаживайтесь на места!
Педагог: - Скажите, а где живут рыбы? Правильно все рыбы живут в воде. Рыба без воды жить не может. Рыбы, которые живут в море, как они называются? Правильно морские. А в реке? (речные). А в озере? (озерные). А дома могут жить рыбы у человека?
Педагог: - А у кого - нибудь есть из вас дома рыбка? А где они могут жить? Правильно в аквариуме - это аквариумные рыбки.
- Скажите, для чего нужны аквариумы?
Ответы детей: (чтобы там плавали рыбки, для красоты и уюта в доме, чтобы мы учились ответственности)
Педагог: - Каких аквариумных рыбок бы знаете?
Ответы детей: (петушок, комета, вуалехвост, телескоп, скалярии, даже могут водиться пираньи)
Педагог: - Аквариум мы с вами уже построили из LEGO – конструктора, но он у нас пуст, как вы думаете, кем мы будем заселять наш аквариум?
Ответы детей: (Рыбами.)
Педагог: - Давайте рассмотрим наших рыбок!
- Скажите, из каких основных частей состоит тело рыбки?
Ответы детей: (Голова, соединенная с телом, плавники (грудной и спинной), хвост. Педагог: - Мы будем работать с конструктором. Какие детали конструктора нам понадобятся для того, чтобы сделать наших рыбок?
Ответы детей: (крупные кирпичики (с 12-ю кнопочками), средние – с 8-ю, маленькие – с 4-мя)
Педагог: - Правильно!
- Тело нашей рыбки - самое большое, оно состоит из крупной детали кирпичика с 12-ю кнопочками и среднего кирпичика с 8-ю кнопками.
(показать детали конструктора)
- Хвост большой и раздвоенный, имеет другой цвет, его мы делаем из больших кирпичиков (с 12-ю кнопочками) (показать).
Педагог: - Так как нашим рыбкам нужны водоросли, то мы и их сделаем!
- Как вы думаете, из каких деталей конструктора можно сделать водоросли?
Ответы детей: (Их можно сделать из мелких деталей конструктора.)
Педагог: - Вы правы! Водоросли мы будем делать из средних деталей, а основание - из больших деталей конструктора с 12-ю кнопочками, которое будет крепиться на дно нашего аквариума.
Педагог: - Молодцы!
- А сейчас, перед началом работы, мы немного разогреем наши руки.
( Пальчиковая гимнастика «Рыбка» - 2-3 мин.)
Рыбки плавали, нырялиВ чистой тёпленькой воде.
(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
То сомкнутся,
(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разомкнутся,
(Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке.
(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).
Педагог: - А теперь давайте поработаем!
Практическая часть (7-10 минут)
Педагог: - Делаем наших рыбок и водоросли, чтобы было чем им дышать.
- У вас у каждого на столе лежат схемы постройки рыбки и водорослей. Посмотрите. Они помогут справиться вам с заданием. (Дети выполняют работу, опираясь на образец и собственный опыт).
- Те, кто выполнил свои постройки подойдите к аквариуму, мы с вами будем его заселять.
Заключительная часть (3-5 минут).
Педагог: - Все задания выполнены, приступаем к заселению нашего аквариума: сначала оформляем дно, затем «расселяем» наших рыбок.
- Посмотрите ребята, какой у нас получился аквариум!
- Вам понравилось наше занятие? Что больше всего?
- Какой материал мы использовали для поделок?
- Скажите, что мы сегодня конструировали на занятии? Что нового мы узнали?
Ответы детей: (ЛЕГО – конструктор. Мы конструировали рыбок, водоросли. Узнали об аквариуме и его обитателях, особенностях строения тела рыб, о роли водорослей в жизни водных обитателей).
Педагог: - Вы все молодцы! Наше занятие подошло к концу. Спасибо за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы.