Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание (ФЦКМ) Тема: «Зимующие птицы» Возрастная группа: старшая для детей с тяжелыми нарушениями речи


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»












Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области познание (ФЦКМ)
Тема: «Зимующие птицы»
Возрастная группа: старшая
для детей с тяжелыми нарушениями речи










Подготовила:
воспитатель высшей категории
Баташева Надежда Николаевна



г. Шарыпово


Цель. Формирование математических представлений и знаний о птицах.
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Формирование умения решать арифметические логические задачи. Продолжение ознакомления с количественной моделью натурального ряда чисел. Закрепление знаний о нуле. Совершенствование навыка деления сыпучих веществ по величине, умения узнавать и различать объемные и плоскостные геометрические фигуры. Закрепление названий зимующих птиц, их характерных особенностей.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, тонкой моторики, координации речи с движением. Развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц.
Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества, любви и заботливого отношения к птицам.
Интеграция областей: познание, коммуникация, здоровье.
Оборудование. Кормушка; игрушка «сова»; ведерко с разноцветными флажками по количеству детей; 3 набора с цифрами от 1 до 10 (наполовину закрытые); карточки с изображением зимующих птиц; лабиринт "Приведи птицу к кормушке" (по количеству детей); наборы геометрических форм (по количеству компаний); сито разного вида (крупное и мелкое); миски; стаканчики; семена фасоли и крупа (рис, манка); шифровки.
Предварительная работа. Рассматривание открыток о птицах; чтение художественной литературы по теме. Ознакомление с количественной моделью натурального ряда чисел в игровой совместной деятельности. Разучивание подвижной игры «Снегири». Решение арифметических примеров. Рисование карточек-схем «Как люди выражают свою любовь к птицам». Игра «Аквариум» (разгадывание шифровок).

Ход занятия.
1. Оргмомент. Психогимнастика. Создание положительного эмоционального фона занятия. (Сообщение темы). Ребята, послушайте загадку:
Есть у радости подруга
Она в виде полукруга
На лице она живет
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится
Пусть тоска ее боится.
2
Что это?
Какое у вас настроение?
Мы умеем улыбаться,
Хы умеем удивляться,
Хмуримся мы иногда,
Не кричим мы никогда!
Подарите улыбки гостям!
Ребята, мы вчера с вами приготовили кормушку для птиц. Посмотрите, кто прилетел на нее? (Сова) Что вы знаете об этой птице?
- Да, сова умная, мудрая Она хочет погостить у нас и узнать, как вы умеете считать, какие вы умные, сообразительные, внимательные, любите ли птиц, а самое главное какие дружные. Вы согласны оставить сову в гостях?
2. Игровые упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Ухо-нос». Развитие внимания и координации движения.
3. Упражнение «Считаем, называем». Совершенствование навыков прямого и обратного счета, определения смежных чисел.
- Кто посчитает от 1 до 10, от 5 до 9, от 10 до 1, кто назовет соседей чисел 4 и 7, число между 3 и 5 и т.д.?
- Ребята, сова прилетела не одна, с ней еще друзья - птицы. Как вы думаете, кто еще мог прилететь?
Дети называют птиц, объясняя, могла ли эта птица прилететь. Классификация «Зимующие – перелетные птицы».
- Давайте посмотрим, кто же все-таки прилетел. Воспитатель выставляет карточки с изображением птиц на панно.
- Рассмотрите и запомните, какая птица, на каком месте сидит. На первом месте какая птица? А можно сразу сказать на каком месте сидит последняя птица? Что нужно для этого сделать? (посчитать по порядку). Счет подряд и в разброс.
Улетели птицы разные
Смолк их звонкий перепев
Кто остался, сидят
На ребят глядят
С нами поиграть хотят.
4. Игра «Что изменилось?». Развитие зрительного внимания. Закрепление навыка порядкового счета.
Дети называют птиц, которые поменялись местами порядковым счетом.
5. Игра «Числовой ряд». Закрепление знания числового ряда от 1 до 10.
Дети делятся на три компании:
Раз-два встань по два, а теперь каждая пара найдет себе еще пару.
- Задание: выложить числовой ряд слева направо от самого большего до самого меньшего числа. Трудность в том, что цифры наполовину закрытые, надо проявить сообразительность, смекалку.
3
По окончанию задания – взаимопроверка.
- Трудно было выкладывать числовой ряд? Какая цифра была самая хитрая?
1-2-3-4-5 нужно в круг большой нам встать
На любом занятии будем мы внимательны
Будем задачки решать
И друг другу помогать.
6. Решение арифметических логических задач. Формирование умения решать арифметические логические задачи.
Необходимо решить и найти у какой птицы правильный ответ (неправильный зачеркнуть).
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
И из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
- Сколько лодырей сорок
Прилетело на урок?
На ветке сидело 5 воробьев, подкрался кот Васька и поймал одного воробья.
- Сколько воробьев осталось сидеть на ветке?
А здесь нужно угадывать: что правда, а что нет!
Взлетела сорока высоко
И вот тараторит сорока:
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что рябина синего цвета,
Что ночь наступает с рассветом,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
И что никакая птица,
В правдивости с ней не сравнится.
7. Физминутка. Подвижная игра «Снегири». Координация речи с движением.
Вот на ветке, посмотри, Опущенными руками хлопают себя по бокам.
В красных майках снегири. Показывают грудку руками.
Распушили перышки, Мелко потряхивают кистями опущенных рук.
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой влево-вправо.
Улететь хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
8. Выкладывание сюжетной картины из геометрических форм. Закрепление названий геометрических форм. Ориентировка на плоскости.
- Ребята, я предлагаю вам создать картину, «Птицы зимой», а помогут нам в этом
4
геометрические формы.
Деление на 3 компании: по объемным и плоскостным геометрическим формам. - - Рассмотрите геометрические формы, подумайте, что из них можно выложить, какие предметы, чтобы получилась целая картина. Правила:
1. Дети договариваются: кто какой предмет будет выкладывать.
2. Участвуют все.
Выполнение задания под музыкальный фон.
Взаимопроверка. Вопросы: из каких геометрических форм – солнышко, дом и т.д., на каком месте расположен пенек, забор и т.д.
9. Исследовательская деятельность. Совершенствование навыка деления сыпучих веществ по величине. Развитие логического мышления, зрительного внимания и восприятия.
- Разделите корм по разным видам: крупный, средний, мелкий. Каких семян больше?
- Ребята, давайте птиц угостим, у нас ведь есть разные зерна. Но почему-то все смешано в одной миске. Кто же так сделал? Как же нам быть?
- Подумайте, как можно разобрать эти зерна с помощью сита и дуршлага и разложить в отдельные баночки.
10. Пальчиковая гимнастика. Развитие тонкой моторики.
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку, (выставляют ладошку вперед)
Для веселых воробьев (по очереди загибают пальцы, начиная с мизинца)
И красивых щеглов, снегирей
И для синичек,
И для всех голодных птичек.
11. Игра Лабиринт "Приведи птицу к кормушке".
Развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц. Развитие внимания, мелкой моторики рук. Каждый ребенок работает индивидуально со своим лабиринтом.
Девиз: Птиц оберегать и всегда им помогать.
12. Разгадывание шифровки. Совершенствование навыков чтения слов. Развитие зрительного внимания.
- Ребята, совушка-сова очень довольна вами! Но говорит, что вы вспомнили еще не всех зимующих птиц, названия которых, она зашифровала цифрами. Попробуйте расшифровать, что же это за птицы? Дети делятся на две команды и выполняют задание.
Домашнее задание: найти любую интересную информацию об этой птице.
13. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что нового узнали на занятии, чему научились, а потом оценивают деятельность каждого ребенка.
5



Приложение 1.


Приложение 2.















1 002Рисунок 11 002.jpg1 004Рисунок 31 004.jpg1 006Рисунок 51 006.jpg1 001Рисунок 01 001.jpg1 011Рисунок 101 011.jpg1 009Рисунок 81 009.jpg1 008Рисунок 71 008.jpg1 010Рисунок 91 010.jpg1 017Рисунок 161 017.jpg15