Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в старшем дошкольном возрасте « Тряпичная кукла»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в старшем дошкольном возрасте
« Тряпичная кукла»
Цель: продолжать знакомить с бытом, традициями и обычаями русского народа.
Задачи:
Познакомить с истоками русского народного искусства, которые можно найти в образе традиционной деревни; Приобщать к обрядовой культуре народа; Развивать мелкую моторику рук;Развивать индивидуальные творческие способности;Воспитывать уважение к народным традициям;
Приучать к совместному труду со взрослыми;
Познакомить с новыми словами: кукла–стригушок, кукла-закрутка, лоскут, оберег;
Активизировать словарь: рукодельница, нянюшка, старание, мастерство, безликая.
Оборудование. Заготовки ниток, ножницы, образец куклы-закрутки, другие самодельные куклы. Подносы, угощение для детей.
Последовательность интегрированной деятельности
Дети в гости собираются в избе – в музее «Горница». Их встречает хозяюшка. На плечах у девочек - шали.
Хозяюшка. Ах, батюшки, сколько сегодня ко мне пришло помощников! Здравствуйте, гости дорогие! Какие вы нарядные и красивые! Милости прошу в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, места всем хватит. Сядем с вами рядком да поговорим ладком. Я вам столько нового и интересного расскажу, только слушайте внимательно! А расскажу я вам про то, как на Руси нашей разных кукол мастерили. А одну из них я вас научу делать.
Знаете ли вы, ребятки, что на Руси люди любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня? Организовывались они вечерком, после трудового дня. Но даже на посиделках никто не сидел сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки. С ранних лет воспитывались усердие и трудолюбие.
Кукол мастерили из разных материалов – лоскутков, литок, соломы. Для разных случаев делали разных кукол. Например, при рождении ребенка в семье – нянюшку. Она еще называется «куколка-закрутка». Ее мастерили из лоскута, который мама отрывала от подола самого «счастливого» платья, - без ножниц и иглы, «закручивали». Кукла была безликая. Считалось, что, если кукле нарисовать лицо, у нее появится душа, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер (показывает куклу). Обычное ее место было возле подушки, чтобы оберегать от плохих снов, учит уму-разуму. А это кукла-грелка, куклы-обереги, куклы-свистульки для детских забав (показывает).
Ну а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? Выходите сюда, будем играть в забавную игру «Перышко».
Физминутка (тренировка длительного выдоха)
Дети подбрасывают вверх перышко, дуют, чтобы оно продержалось в воздухе как можно дольше.
Хозяюшка. Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки! Посмотрите, ребята: это – кукла-стригушок. А вы хотите научиться делать такую куклу? (ответы детей.)
Хозяюшка. Сейчас я вам раздам нитки, ножницы. Покажу, как делать стригушка, и расскажу об этой кукле(раздает рабочий материал).
Изготовление куклы
Для выполнения фигурки куклы нужно согнуть пучок ниток пополам. Получилась заготовка, так называемое «тулово». Затем надо перетянуть ниткой вверху – голова, еще раз – туловище. Вставить заготовку рук. Нижнюю часть заготовки разделить пополам, каждую часть внизу перетянуть ниткой – ноги.
Дети с помощью воспитателя выполняют.
Хозяюшка. Ребята, послушайте пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья». А ведь оно и правда! Хоть и маленькое у нас дело, а все лучше, чем сидеть сложа руки: и поговорить можно, и песню спеть, и посмеяться – весело и дружно проходит время. Не забывайте и помогать друг другу. Еще в народе говорят: «Долог день до вечера, коли делать нечего!» А вы знаете какие–нибудь пословицы о труде? (Ответы детей)
Вот и сладили мы с вами своих кукол. Молодцы, мастера да рукодельницы! Подарите своих кукол нашим гостям. Пусть они их берегут и счастье приносят.
Ну что ж, «поработали до поту – теперь можно и поесть в охоту». Приглашаю вас к столу, мои маленькие рукодельники. Угощайтесь чайком, да вкусными баранками. И гости не стесняйтесь, подходите. Угощайтесь!
Во время чаепития проходит заключительная беседа-рефлексия.
Беседа по вопросам
- Чем любили заниматься люди на посиделках?
- Какую куклу мы научились с вами делать на Руси?
- Почему кукол делали без лица?
Хозяюшка. Молодцы, ребята, внимательно слушали, много запомнили, да и работу свою старательно и красиво выполнили. Все постарались на славу! У нас получились замечательные куклы! А теперь мы с вами прощаемся до следующей встречи на посиделках.