Статья организация самостоятельной работы в СПО.
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»
Щигровский филиал
Методический доклад
Тема доклада: «Организация самостоятельной работы студентов медицинских колледжей при изучении профессиональных модулей».
Подготовлен преподавателем: Сапроновой Н.В.
Щигры 2015.
Модернизация среднего профессионального образования связана с развитием личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей, обеспечением конкурентоспособности на рынке труда. На протяжении многих десятилетий ученые и практики ведут активный поиск наиболее эффективных способов разрешения противоречия между достаточно предписанным содержанием обучения, заданными формами организации образовательного процесса и необходимостью развития индивидуальности обучающихся, реализации их творческого потенциала и самостоятельности в процессе обучения (В. И. Андреев, JI. И. Духова, П. И. Пидкасистый, Ю. В. Сенько, А. Н. Худин и др.). Работа в этом направлении в настоящее время активизировалась в связи с переориентацией современного СПО со знаниевой парадигмы на личностно - развивающую, с формированием ценностного отношения к самостоятельной деятельности, выбору индивидуального способа ее реализации, с внедрением компетентностного подхода, с формированием ключевых профессиональных компетенций, обеспечением комплекса условий для реализации инициативы в осуществлении самостоятельной работы.
В большинстве современных исследований подчеркивается, что система СПО призвана научить студентов учиться пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе реализации их самостоятельной работы, которая в последнее время приобретает особый статус и предусматривает большую самостоятельность студентов, индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Задачи организации СР состоят в том, чтобы:
мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студентом ОК и ПК, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;
Роль студента заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и компетенции, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Самостоятельная деятельность студента – задача, которую решает весь педагогический коллектив нашего колледжа. Основными ее целями являются систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную и дополнительную литературу, периодическую печать; сеть интернет, развитие познавательных способностей и активности студентов; формирование самостоятельности мышления; развитие исследовательских умений. Цель каждого преподавателя колледжа – подготовить специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Анализ и обобщение современных практик организации СР свидетельствует о многообразие видов и типов самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.
Основные формы самостоятельной аудиторной работы могут применяться на практических занятиях:
- Семинар-дискуссия;
- «Мозговая атака»;
- Деловые игры;
- Круглый стол;
- Анализ конкретных ситуаций;
- Метод проектов;
К внеаудиторной самостоятельной работе, широко используемой преподавателями колледжа можно отнести:
Конспектирование;
Реферирование литературы;
Аннотирование книг, статей;
Подготовку докладов, рефератов;
Выполнение контрольной работы;
Поиск информации в сети;
Организации диалога в сети.
Процесс организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
Первый этап - подготовительный. Включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для видов СРС; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.
Второй этап - организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; проводятся индивидуально-групповые установочные консультации; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.
Третий этап - мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверку в соответствии с выбранной целью.
Четвертый этап - контрольно-оценочный. Включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Контроль ВСРС может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, промежуточных зачетов др. Но необходимо помнить, что важным аспектом является учет результатов самостоятельной работы при выставлении зачета или квалификационного экзамена по дисциплинам или профессиональным модулям.
Переход на модульную систему обучения предполагает внедрение рейтинговой системы учета достижений студентов. На наш взгляд, рейтинг позволит студентам получить дополнительные баллы на квалификационном экзамене, а в некоторых случаях и освободиться от сдачи экзамена. Самостоятельная работа студентов должна стать ведущей в составлении рейтинга. В случае более практикоориентированных модулей, имеющих значительное количество практических умений, создание рейтингово- балльной системы учета результатов самостоятельной работы имеет ряд обоснованных трудностей. Поэтому, начать мы планируем с модуля «Проведение профилактических мероприятий», т. к. он включает не очень много часов и связан в основном с профилактической и просветительной работой среди населения, где имеется большое поле самостоятельной деятельности студентов. Для учета самостоятельной работы студентов по данному модулю мы предлагаем карту- маршрут, составленную по используемым в вузах аналогам. Она позволит и студентам и преподавателям вести учет самостоятельной работы по всем темам МДК, а студенты смогут планировать, какое задание для внеаудиторной самостоятельной работы им выбрать, чтобы набрать нужное количество баллов. Опробовав данную систему на примере этого модуля, можно будет говорить в дальнейшем об ее практической эффективности и, если необходимо, модифицировании.
Сейчас мы обсуждаем с преподавателями модуля, как рейтинг будет учитываться в результатах квалификационного экзамена.
Карта-маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ
«Проведение профилактических мероприятий»
Специальность «Сестринское дело»__________ курс, группа_____ФИО студента
тема
Задания внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Кол-во баллов
Сообщение
Конспект
План патронажа
План обучения
План беседы
Составлен.
рекомендаций
Памятка
Расчет демограф. показателей
План иммунопрофилактикии
Ситуационные задания
Схемы, иллюстрации
Кроссворд
Информационный бюллетень
Информационная модель
Презентация
Диагностические материалы (анкеты, опросники и др.)
Исследовательская работа
0,5
1
2
2
2
2
2
1
2
2
1
1
2
3
2
3
5
МДК
01.01
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
МДК
01.02
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
МДК
01.03
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итог
Примеры критериев оценивания самостоятельной работы:
Критерии оценивания подготовки информационного сообщения:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Критерии оценивания опорного конспекта:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа сдана в срок.
Критерии оценивания составления сводной (обобщающей) таблицы по теме:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
Критерии оценивания заданий в тестовой форме, тестовых заданий и эталонов ответов к ним:
соответствие содержания тестовых заданий теме;
включение в тестовые задания наиболее важной информации;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
наличие правильных эталонов ответов;
задания в тестовой форме, тестовые задания представлены на контроль в срок.
Критерии оценивания составления и решения ситуационных задач (кейсов):
соответствие содержания задачи теме;
содержание задачи носит проблемный характер;
решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
задача представлена на контроль в срок.
Основными целями самостоятельной работы, которые должен ставить и достигать каждый преподаватель, независимо от специальности, являются:
-научить студентов добывать знания из различных источников;
-способствовать формированию общих и профессиональных компетенций, необходимых будущим специалистам;
-формировать у студентов личностные и профессиональные деловые качества;
-формировать у студентов профессиональное мышление;
-формирование у студентов умений действовать в нестандартной ситуации на основе полученного опыта;
-создать предпосылки для творческой деятельности.
15