Доклад на тему Использование дидактических игр при формировании УУД младших школьников, 2 часть
Как было указано выше, овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи. Так, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста. При решении задач гуманитарного цикла учебных предметов конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот, с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения полученной предметной информации. Кроме того, задачи гуманитарного цикла требуют отработки компонента обобщенного приема, связанного с семантическим и логическим анализом текста с целью его понимания.
Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
Анализируя использование игр, можно сказать, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала.
Рассмотрим некоторые примеры использования игр, обращая внимание на то, какие УУД она позволяет формировать.
Игра «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ ЧИСЛА»
Цель: Закрепление понятия предыдущее и последующее числа.
Средства обучения: цифры на карточках.
Содержание игры: предлагается показать с помощью карточки соседей указанных чисел
Формируемые УУД:
Игра «ЗА ЧТО НАКАЗАЛИ ВАСЮ?»
Цель: развитие речи.
Средства обучения: иллюстрация кота Васи, сюжетные картинки про кота.
Содержание игры: сообщается, что с котом Васей произошла история, итогом которой стало его наказание. Кот пытается написать письмо, в котором хочет рассказать о том, что произошло и узнать, в чём его вина. Группам предлагается помочь котику и составить рассказ по картинкам. Затем дать оценку поведению Васи.
Формируемые УУД:
Однако необходимо отметить, что реже применяются игры для получения новых знаний.
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
Рассмотрим некоторые примеры.
Игра «ПОДАРКИ НЕЗНАЙКИ»
Формируемые УУД:
Игра «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»
Формируемые УУД:
Игра «ПОМОГИ БУРАТИНО»
Цель: ознакомление с названиями, последовательностью и признаками месяцев года.
Средства обучения: сюжетные картинки «Времена года», «Месяцы», «Признаки времён года», иллюстрация Буратино.
Содержание игры: каждая группа должна помочь Буратино распределить восстановить последовательность времён года, месяцев и соответствующих признаков, изображённых на картинках.
Формируемые УУД:
Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на изучение учебного материала, и на развитие универсальных учебных действий. На что и направлены задачи нового стандарта.
Ведь игра, по словам В.А.Сухомлинского: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Важно помнить, игра может стать эффективным средством формирования УУД лишь при условии её систематического применения в процессе обучения.
Список литературы
школьник психологический универсальный игра
Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная программа по иностранным языкам для начальной школы. М.: Просвещение, 2012. – 132 с.
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов./ Г.С. Абрамова – М.: Пер Сэ, 2001. – 238 с.
Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет: Книга для учителей начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений./ Ш.А. Амонашвили – М.: Педагогика, 1999 – 176 с.
Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: Книга для учителя./ Н.Б. Аникеева – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: Пос. для учителя./ А.Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Бочек, Е.А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно»: Учебное пособие для студентов высших Педагогических учебных заведений./ Е.А. Бочек – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – №1.
Выготский Л.С. Педагогическая психология: Учебное пособие./ Л.С. Выгоцкий – М.: Педагогика-Пресс, 2009. – 536 с.
Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа»: Издание Министерства образования Российской Федерации – М.: Просвещение, 2010, №№6,9 – 115 с.
Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах: Пособие для учителя./ Т.К. Жикалкина – М.: Новая школа, 2007. – 176 с.
Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Пособие для родителей и педагогов./ Е.В. Карпова – М.: Ярославль Акад. Развития, 2007. – 237 с. ил. 20 см
Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Пособие для учителя./ В.Г. Коваленко – М.: Просвещение, 2000. – 97 с.
Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей начальной школы: Пособие для учителей и психологов./ Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько – М.: Просвещение, 2008. – 190 с.
Кружецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ./ В.А. Кружецкий – М.: Просвещение 2010. – Изд. 2-е – 336 с.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: Методическое пособие для психологов./ А.Н. Леонтьев Об историческом подходе к изучению психики человека, 2007. – №1 – С. 140.
Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для учителя./ Д.В. Менджерицкая – М.: Просвещение 2001. – 128 с.: ил.
Минскин, Е.М. От игры к знаниям: Пособие для студентов Педагогических учреждений./ Е.М. Минскин – М.: Просвещение Минскин, Е.М. От игры к знаниям: Пособие для студентов Педагогических учреждений./ Е.М. Минскин – М.: Просвещение 2006. – 192 с.
Мухина В.С. Ребенок в школе: Пособие для учителя начальных классов./ В.С. Мухина – М.: Просвещение 2000. – 176 с.