Технологическая карта урока биологии на тему:Клеточное строение общий признак живых организмов.Прибор,открывающий тайну.
Технологическая карта к уроку биологии для 5 класса по учебнику Т.С. Суховой, В.И. Строганова;
Биология 5-6 класс
Темы
Лабораторная работа: «Прибор, открывающий невидимое. Твое первое исследование».
Цель урока
Изучить строение микроскопа и назначение его частей. Научиться готовить микропрепарат.
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
В познавательной сфере:
1.Давать определение изученных понятий:
Клетка,
Органоид,
Рост,
развитие,
наследственность,
изменчивость,
обмен веществ,
размножение
2.Выявлять
отличительные признаки растительной и животной клетки.
3.Называть и приводить
примеры основных органоидов клеток и их функции.
4.Применять методы изучения живых организмов.
5. Обосновывать
роль хлорофилла для жизни на Земле.
6. Устройство микроскопа и назначение его частей.
7. Приготовление микропрепарата.
В ценностно-ориентационной сфере:
Формирование отношения к растениям как основе жизни.
Личностные:
1.Принятие социальной роли обучающегося
2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные:
1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Соблюдать правила работы с микроскопом.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
5. Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.
Познавательные:
1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
2. Устанавливать причинно следственные связи.
3.Давать определения понятиям.
4. Находить в клетках листа хлоропласты.
5. Объяснять роль хлорофилла для жизни на Земле.
Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Этап
Содержание
Оборудование
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Формирование УУД
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
1. Ребята мы с вами уже знаем свойства живого и чем отличается живое от неживого.
Давайте их вспомним!
Рост,
Развитие
Размножение
Обмен веществ(питание, дыхание, выделение)
А какие свойства мы открыли в 5 классе?
Наследственность
Изменчивость
Клеточное строение
Все живое состоит из клеток. А все ли, нет ли исключения! (ВИРУСЫ)
2. А скажите-ка мне, что вы уже знаете о строении клеток живых организмов и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.
-Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома)
-Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений).
- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов).
- Так и организмы растений, животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.
Презентация к уроку разработанная учителем.
Рабочий лист обучающегося на каждого.
Конструктор
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по парам.
Демонстрация презентации слайд 1-5.
Актуализация имеющихся знаний у обучающихся.
Слайд 6-8
Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися Слайд 7,8
Слайд 9
Подписывают свои рабочие листы.
Фронтальный опрос и выполнение задания №1 в РЛ.
Комментируют рисунок в учебнике стр.20 рис.15
Заполнение схемы в РЛ.
Регулятивные УУД
Проверяют наличие в комплекте лабораторное оборудование, РЛ.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество с собеседником, использование речевых средств.
Познавательные УУД
Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.
2-й этап. Целеполагание
Да клетка это живой и самостоятельный организм, значит обладает всеми свойствами живого, так?
Ребята, а все ли клетки одинаковы? И от чего это зависит? Питание, функции, образ жизни. Рис. 16 Б стр.22
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд 10
Вывод стр.21 в РЛ
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
Видеоролик «история создания микроскопа»
Впервые клетку открыл знаменитый английский ученый - естествоиспытатель Роберт Гук.
Ребята вот мы сегодня с вами тоже будем исследователями и сами увидим то, что спрятано от человеческих глаз, а поможет нам что? МИКРОСКОП
Прежде чем начать работать, что нужно вспомнить? Правила работы с микроскопом и его устройство , предназначение его частей.
Диск
Слайд 12,13
Задание 2 в РЛ,
Найди растительную клетку и подпиши ее части.
Стр.24(работа в парах) проверка друг у друга правил работы с микроскопом.
У доски устройство микроскопа.
Оценить знание устройства микроскопа и поставить оценку в РЛ.
Стр.25 табл.2
Коммуникативные УУД
Формировать умения слушать и понимать речь других людей.
Приводить доказательства того, что клеточное строение – общий признак живых организмов.
Познавательные УУД
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение и доказательство ,факты; гипотезы, теории. Применять ранее полученные знания в новой ситуации.
4-й этап. Итоги занятия
Лабораторная работа
1. Чем отличаются клетки?
2. Клетки каких организмов содержат ядро?
3. Зависит ли строение клетки от её функции?
4. Роль хлоропласт?
Световые микроскопы, микропрепараты, пинцет, предметные стекла, лук
Слайд 14 (инструктивная карта выполнения лабораторной работы)
Слайд 15 Этапы приготовления микропрепарата
Слайд 16
Слайд 17
Работаем в РЛ.
Приготовить микропрепарат кожицы лука.
Микропрепарат зеленого листа растения.
Зарисовать увиденное и подписать §8 стр.28.
Выполнить задание №4 в РЛ.
Заполнить сравнительную таблицу в РЛ.
Познавательные УУД
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
2. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД
2. Формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
5-й этап. Рефлексия.
.
Отвечаем на вопросы в РЛ и отмечаем галочкой
Что вызвало затруднения?
-приготовление микропрепарата
-устройство микроскопа
-части клеток
Что получилось хорошо?
- готовить микропрепарат
-строение клетки
-устройство микроскопа
Что хочешь узнать?
-рассмотреть микропрепарат многоклеточных животных
-простейших
-где находится электронный микроскоп
РЛ
Отвечаем в РЛ
Регулятивные УУД
1. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Регулятивные УУД
4. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6-й этап. Домашнее задание
Создать интерактивную модель клетки:
Аппликацию, модель из пластилина, разборная модель из картона.
Сообщение о электронном микроскопе.
§7,8 вопр.
Регулятивные УУД
Осознанно фиксируют информацию.
15