Технологическая карта по русскому языку на тему Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (7 класс)
Технологическая карта урока
Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока:
Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.
Развивать логическое мышление и языковое чутье.
Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
Планируемые результаты
Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Предметные
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы Знакомство с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени, умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Этап урока Время Задача этапа Содержание деятельности Методы обучения Средства обучения Формы обучения Результат учителя ученика Организационный
момент 1 мин. Организовать активную познавательную деятельность обучающихсяПроверка готовности уч-ся к работе, сообщение темы, цели урока, порядка работы на уроке, мотивация Организуют рабочее место,
участвуют в постановке цели урока Беседа фронтальная Готовность рабочего
места к работе.
Вызов 5 мин Актуализация имеющихся знаний учащихся по изучаемому вопросу. Объяснение цели предстоящей работы. Учащиеся сначала индивидуально составляют кластер к заданной теме. Составление кластера фронтальная Умение графически систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
1 мин Мотивация к дальнейшей деятельности. Постановка познавательной задачи: предлагается составить кластер к теме «Суффиксы действительных и страдательных причастий», для того чтобы выделить группу суффиксов, правописание которых будет изучаться. Учащиеся в парах дополняют друг друга, обмениваясь информацией. Работа в парах. Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения.
1 мин Активизация деятельности учащихся. Прослушивание мнений учащихся. Принятие общего решения о составлении кластера. Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе. фронтальная Умение работать в парах
3 мин Выделение группы суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени: -ущ-,-ющ-/-ащ-,-ящ-
Стимулирование мыслительной деятельности. Работа в парах Осмысление 7 мин Активное использование полученной информации в конкретном тексте. Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс). Индивидуальная Дидактический материал Развитие коммуникативных навыков.
7 мин Размышление. Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки. Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимо проверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера. Взаимоопрос. 2 мин Формирование собственной позиции. Составление алгоритма ответа. Умение систематизировать материал.
3 мин Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом. Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ. Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ. Фронтальный опрос. Умение формулировать цель обучения.
2 мин Постановка новых целей обучения. Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания.
Причастий. Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе. Фронтальная работа Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу.
Рефлексия 6 мин Анализировать собственные мыслительные операции. Учитель предлагает вернуться к заданиям ЕГЭ по русскому языку, выполнить каждое задание, аргументируя Учащиеся письменно выполняют задания ЕГЭ по русскому языку, предложенные учителем. Написание ответа на поставленный вопрос. Сборник заданий по подготовке к ЕГЭ Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу 2 мин Целостно обобщать полученную информацию. Письменно выбор гласной. фронтальный