Методический материал по теме самообразования ( 2016г.)


Бородина Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» Каргапольского района, Курганская область



Развитие орфографической зоркости младших школьников
Формирование орфографической грамотности актуальная задача обучения русскому языку младших школьников . Именно ,орфографическая зоркость, помогает точно выражать мысли и обеспечивает взаимопонимание при письменном общении.
Причиной низкой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости.
Методические приемы обучения орфографии русского языка , система орфографических упражнений для ее выработки это эффективные способы её формирования. .Грамотное письмо приходит через освоение орфографии, общепринятой системы правил написания слов. Слово орфография буквально означает “правильно пишу”.
Русская орфография состоит из разделов:. передача буквами фонемного состава слов; слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей; употребление прописных и строчных букв; перенос части слова с одной строки на другую; графические сокращения. Существуют следующие принципы правописания: морфологический; фонематический традиционный; дифференцирующий; фонетический.
Морфологический принцип основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем значащих частей слова .
Фонематический принцип : «Одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во все ее видоизменениях, как бы они ни звучала в том или ином фонематическом положении. В результате получается, что каждая морфема, если содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково».
Из фонематического принципа вытекают три обобщенных правила, на которых базируется русская орфографии:
- безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: “тропинка” - потому что “трупы”; в “корзинк(е)” - потому что в “рукй”;
- “сомнительные” согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (сенсорными и в): “глаз” - потому что “глаЗа”, “колоски” - потому что “колоСок”;
- мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твердым согласным или на конце слова: “бантик” - потому что “баНт”; “встанька - потому что “встаНЬ”.
Исторический принцип русской орфографии заключается в таком традиционном написании слов, при котором буквенный состав последних соответствует не современному их произношению, а прежнему, устаревшему для нашего времени.
Дифференцирующими написаниями называются такие, в которых одинаково произносимые слова на письме обозначаются по-разному. С помощью дифференцирующих написаний различаются разные лексемы: компания - компания друзей и кампания - посевная кампания ; туш - особый вид музыкального произведения и тушь - особый вид чернил для письма. Дифференцирующее значение имеет употребление прописной и строчной букв (орел - птица, Орел - название города). К числу дифференцирующих относятся некоторые случаи слитных и раздельных написаний: Работа выполнена не плохо (плохой назвать ее нельзя). Работа выполнена неплохо (т.е. хорошо).
Фонетический принцип орфографии предполагает такое написание слов, при котором их буквенный состав максимально приближается к звуковому. В написаниях, основанных на фонетическом принципе, буквенный состав слов соответствует их фонетическому составу (дом, пол). На фонетическом принципе основано, например, правописание приставок без-, воз-, низ-, из-, раз-, роз-, чрез-, вз- и др. Эти приставки мы пишем то с буквой “з”, то с буквой “с” в зависимости от того, какой конечный звук этих приставок нами произносится в различных словах (без-брежный, но бес-пощадный; из-бранный, но ис-полненный). Фонетическими являются написания корней некоторых слов, например: зар-я - зорь-ка; руч-ной - дву-руш-ничать; подскок - скак-ать.
Теоретическую основу обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений. Необходимо научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), позиции в таких словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;
- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.
Опознавательными признаками общими для орфограмм являются:
- расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
Обычно принято считать, что главный признак орфограммы - это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под диктовку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.
-«опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и внимание к ним:
а) гласные о--а, и--е;
б) пары звонких и глухих согласных б--п, г--к, в--ф и т.д.;
в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);
д) сочетания нч, нщ;
е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.
- морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Орфограммы, изучаемые в начальной школе.


№ п/п
орфограммы
признаки орфограмм (общие и частные)


1
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)
а) отсутствие ударения;
б) гласные а, о, и, е;
в) место в слове


2
Звонкие и глухие со-гласные
а) парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)


3
Непроизносимые со-гласные
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.;
б) место в слове


4
Разделительный ь
наличие звука [Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё


5
Разделительный ъ
а) наличие звука[ Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]);
б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня


6
Раздельное написание предлогов, слитное на-писание приставок
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой;
б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению


7
Заглавная буква в именах собственных
а) место в слове: первая буква;
б) значение слова: название или имя


8
Заглавная буква в начале предложения
а) место в слове: первая буква;
б) место в предложении: первое слово


9
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
наличие в слове сочетаний


10
ь на конце имен суще-ствительных после шипящих
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное;
в) род: мужской или женский


11
Безударные окончания имен существительных
а) место орфограммы: в окончании;
б) наличие в окончании безударного е-и;
в) часть речи: имя существительное


12
Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его
а) наличие такого сочетания;
б) их место: на конце слова;
в) часть речи: имя прилагательное


13
Правописание безударных личных окончаний глаголов
а) часть речи: глагол;
б) место: в окончании слова;
в) наличие знакомых окончаний - ут - ют, - ат-ят, отсутствие ударения;
г) время глагола: настоящее или будущее








Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:
- природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
- орфографическое поле, необходимое для проверки;
- опознавательные признаки данной орфограммы;
- умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.
Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
При изучении раздела «Орфограммы» можно поставить задачи:
- познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи особый способ письма -письмо с пропусками орфограмм, с «окошками».
Ребенок учится действовать по принципу «знаю букву - пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности».
-познакомить школьников с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.
- за счет широкого применения приема списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп (виды транспорта, посуда и т. д.), т.е. развивать орфографическую память учеников.
Умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка: увидеть орфограмму в слове; определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило; определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы ; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи; решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
В наших учебниках для начальной школы используется привычный и понятный малышу термин «звук» ( фонема). Для того ,чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, во втором классе обязательно вводится термин « позиция». Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Например: в слове еж звук [ш] стоит на конце слова - в слабой позиции. В слове ежи звук [ж] стоит перед гласным - в сильной позиции. Буква [ и] в слове ежи помогает написать букву [ж] в слове еж. Ежи проверочное слово.
В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переносится : на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии: правописанию парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных , связывается с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов. Рассмотрим данные факторы.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. На своих уроках использую следующие приемы:
письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты ( зеленый), чтобы выделить трудную буквы;
Можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;
хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода « наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов . Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, необходимо использовать с первого класса, условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. Активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры.
Упражнения для развития орфографической зоркости :
1. Ежедневный звуковой анализ, способ протяжного интонирования звука в целом слове:
с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р,на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?)
Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.
2. ''Найди опасное место''. (Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.)
3. ''Светофор''. (Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.)
4. Поиск орфограмм в “чистом” тексте. (Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.)
5. Орфографическое чтение. (Если ежедневно и на каждом уроке отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)
6. Комментированное письмо с указанием орфограмм .(Достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.)
7. Письмо с проговариванием .Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок
8. Зрительный диктант. Эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. 10.
9. Диктант “ Проверяю себя” Учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
10. Специально организованное списывание .Алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской:
Памятка.
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7.Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
11. Работа над ошибками .Ученик принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками . После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.
12. Диктант с постукиванием.Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
13. Выборочный диктант. Дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
14. «Секрет письма зеленой пастой». Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется методики :письмо под диктовку; определение орфограмм на слух и выделение их в тексте; списывание текста и выделение орфограммы; исправление деформированного текста (текста с ошибками); письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм; классификация слов в соответствии с орфограммами; выбор слов из текста с заданной орфограммой; постановка пропущенных букв в места орфограмм.
Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограмм.
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей. Специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы, таких, как: письмо с пропусками орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое и цифровое обозначение орфограмм; а также применения дидактических средств: таблицы орфограмм, опор-карточек орфограмм, тренажера, различного рода алгоритмов, памяток и др. Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, обязательно даст положительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА
Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2002- №2-С.56
Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4-С.39
Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. -1996.- №9-С.78
Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1-С.90
Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию/Т.В.Буркова// Начальная школа.-1998.- №11-С.82
Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гамезо -М.: Просвещение, 1991-271с.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина -М.: Просвещение, 1998- 276с.
Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С.Грабчикова// Начальная школа. -1999. №3
Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов/Л.В.Двухжилова//Начальная школа. - 1998. №2
Ераткина В.В.Работа над непроверяемыми написаниями /В.В.Ераткина/Начальная школа. -1999. №6
Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию/П.С.Жедек, М.И.Тимченко// Начальная школа. -1999. №8
Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями/И.В.Захарова//Начальная школа. -1993. -№11- С.25
Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура/В.А.Кустарева//Начальная школа. 1993.- №5-С.73
Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием/Л.С.Лаптева//Начальная школа. -2004. -№8-С.58
Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990-361с.
Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии/Т.И.Мишина//Начальная школа. -1996. №9-С.34
Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография./А.И.Моисеев -М.: Просвещение. 2000.-326с.
Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль//Начальная школа. -1997. -№1-С.29
Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя./Л.И.Разумовская -М.: Просвещение, 1996.- 251с.
Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости/З.А.Савинова//Начальная школа. -1996-. №1-С.45








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15