Методическая разработка практического занятия по теме Осуществление сестринского ухода за пациентами с острыми и хроническими нарушениями кровообращения»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессахМДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел 5. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в хирургии, офтальмологии, отоларингологии, онкологии
Тема: Осуществление сестринского ухода за пациентами с острыми и хроническими нарушениями кровообращения
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
(базовой подготовки)
Купино
2016
Рассмотрена на заседании
предметно-цикловой методической комиссии профессиональных модулей
Протокол №______ «____» _______________ 2016 г.
Председатель
______________________Скитович Н.В.
Авторы-составители:
преподаватель первой квалификационной категории Русакова Л.И.
преподаватель Панин А.П.
Пояснительная записка
к методической разработке по профессиональному ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом процессах по теме: «Осуществление сестринского ухода за пациентами с острыми и хроническими нарушения кровообращения»Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям и умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки.
уметь:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
знать:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
Формируемые компетенции:
ОК1, ОК 2 ,ОК4-7,ОК 13
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
На занятии применяются элементы технологии симуляционного обучения.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №1), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№2), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний и умений» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5), Самостоятельная внеаудиторная работа (приложение №6)
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: « Осуществление сестринского ухода за пациентами с острыми и хроническими нарушениями кровообращениями»
Место проведения кабинет лечение пациентов хирургического профиля
Продолжительность проведения занятия 270 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
Образовательная: После изучения темы студент
знать: - причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при заболеваниях и травмах брюшной полости;
уметь готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
Воспитательная: формирование сознательного отношения к значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса, ответственности за результат выполнения заданий.
Развивающая: развитие умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности, осуществления поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития, работать в коллективе и команде. Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
Уметь: готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
Осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях
Знать: причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
Методическое обеспечение занятия: методическая разработка практического занятия, тестовые задания, ситуационные задачи
Оборудование: гипсовые бинты (лангеты)
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Список литературы
Е.А. Ерикова Практикум; В.М. Буянов; Ю.А. Наговицина; У.Р. Шилина « Организация специализированного сестринского ухода» 2012 г.
В.Г. Стецюк « Сестринское дело в хирургии» - М: ТОО «АНМИ» 2014 г.
И.Ф.Богоявленский – 2014г.
решение задачи, изучение темы
Осуществление сестринского ухода за пациентами с острыми и хроническими нарушениями кровообращения Е. А. Ерикова «Сестринское дело в хирургии» - М: ТОО «АНМИ» 2014 г.
Стр. 284 – 303
Междисциплинарная интеграция:
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях
Анатомия и физиология человека
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Основы микробиологии и иммунологии
ПМ.01
Проведение профилактических мероприятий
Гигиена и экология человека
ПМ.04
Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
Внутридисциплинарная интеграция:
Осуществление сестринского ухода за пациентами с острыми и хроническими нарушениями кровообращения
Подготовка пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам при анестезии
Осуществление сестринского ухода за пациентами с кровотечением
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия.
Коды формируемыхКомпетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала (приложение №1)
ОК 4
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 30 мин. Тестовый контроль знаний
4. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 6 мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы:
5 Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ПК 2.1,2.2 Приложение №2
Цель: сформировать умения проводить экспертизу временной нетрудоспособности 170 мин. Выполнение манипуляций
Решение задач
6 Физкультминутка
реализация ОК 13(приложение №3)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 6 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
7. Осмысление и систематизация полученных умений реализация
ОК 4; ОК5 (приложение №4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания 30 мин. Закрепление материала осуществляется путем решения задач с последующими комментариями.
8. Подведение итогов (приложение №5)
3 мин. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
9. Самостоятельная внеаудиторная работа
(приложение №6) 20 мин Работа с лекционными материалом, учебниками, справочниками и другими источниками информации по теме занятия
Решение ситуационных задач
Всего 270 мин Приложение № 1
Тестовый контроль знаний
1.Ведущий симптом ОАН:
а) ослабление периферической пульсации;
б) отчётливая периферическая пульсация;
в) резкая боль;
г) тупая боль.
2.Причины возникновения нейротрофической язвы:
а) сахарный диабет;
б) варикозная болезнь;
в) облитерирующий атеросклероз;
г) повреждение спинного мозга.
3.Показание для ампутации конечности:
а) сухой некроз;
б) влажный некроз;
в) обширная венозная язва;
г) атеросклеротическая язва.
4.Хирургический метод лечения облитерирующего эндартериита:
а) симпатэктомия;
б) флебэктомия;
в) аутопластика;
г) ПХО.
Выберите несколько правильных ответов:
5.Симптом облитерирующего эндартериита:
а) гипотрофия мышц;
б) гипертрофия мышц.
в) зябкость стоп;
г) пигментация кожи;
д) перемежающая хромота.
6.Показание для склеротической терапии:
а) облитерирующий эндартериит;
б) сонливость;
в) варикозная болезнь;
г) трофическая язва.
7.Препраты для лечения ХАН:
а) дезагреганты;
б) антибиотики;
в) ангиопротекторы;
г) спазмолитики;
д) кортикостероиды.
8.Причины развития трофических язв:
а) сахарный диабет;
б) повреждение магистрального сосуда;
в) тромбоз бедренной вены;
г) облитерирующий атеросклероз;
д) варикозная болезнь.
9.Симптомы нарушения лимфообращения:
а) гиперемия кожи;
б) бледность кожи;
в) выраженный цианоз кожи;
г) плотный отек;
д) варикозная болезнь.
10.Симптомы влажного наркоза:
а) демаркационная линия;
б) увеличение объема конечности;
в) уменьшение объёма конечности;
г) отсутствие интоксикации.
11.Профилактика тромбоза глубоких вен после флебэктомии:
а) бинтование конечности;
б) длительный постельный режим;
в) ранняя активизация;
г) антибиотикотерапия;
д) введение спазмолитиков.
12. Способы закрытия дефекта атеросклеротических трофических язв:
а) аутодермопластика;
б) наложение вторичных швов;
в) ПХО;
г) иссечение язвы;
д) окклюзионная терапия.
Дополните:
13. Высушивание погибших тканей с уменьшением объёма называется______________
14.Гибель тканей из-за прекращения кровообращения называется__________________
Приложение №2
Самостоятельная работа студентов
ЗАДАЧА 1
В отделение хирургии находится больная с диагнозом «Облитерирующий эндартериит левой нижней конечности. Влажная гангрена левой стопы».
При осмотре левая стопа и голень отечны, бледные, пульсация на тыле стопы не определяется. Имеется участок с пузырями, запоенными геморрагическим содержимым, в центре находится мокнущая поверхность со зловонным запахом.
Общее состояние, тяжелое, пациентка заторможена, пульс 116 ударов в минуту, слабого наполнения, АД, 110\60 мм рт.ст., температура 39,2 градусов, олигурия.
Задание:
1.Перечислите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациентки.
2.Сформулируйте настоящие и потенциальные проблемы пациентки, выделите приоритетную проблему.
3. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
4. Алгоритм наложения гипсовых лангет
Эталон ответа:
У пациентки нарушено удовлетворение потребностей быть здоровой, двигаться, выделять, спать, поддерживать состояние и температуру.
Проблемы пациентки:
Настоящие:
-боль в области левой стопы;
-повышение температуры тела;
-уменьшение количества мочи;
-страх пред предстоящим лечением;
-дефицит самоухода;
Потенциальные:
-риск прогрессирования омертвения и ампутации стопы;
-риск инвалидизации.
Приоритетная проблема: боль в левой стопе.
Цель: уменьшить боль в левой стопе в течении 2-3 дней.
№ п\пПланирование Мотивация
1. Вызов врача -решение вопросов лечения и назначений
2. Ежедневные инструментальные перевязки (промывание 3% перекиси водорода, дренирование повязки с водными растворами антисептиков) Перевод влажного некроза в сухой
3. Наложение гипсовой лонгеты -обеспечение функционального покоя
4. Введение антибиотиков по назначению врача -обеспечение антибиотикотерапии (уничтожение болезнетворных микробов)
5. Введение большого количества жидкостей парентерально (реполиглюкин, электролитные растворы, маннитол) по назначению врача -обеспечение дезинтоксикационной терапии
6. Наблюдение за состоянием пациента (измерение АД, пульса, количества введения и выведения жидкости) -своевременное выявление осложнений
Оценка: боль в области левой стопы уменьшилась.
Цель: достигнута.
Алгоритм наложения гипсовых повязок:
Оснащение: нож и ножницы для разрезания гипсовых повязок.
Алгоритм выполнения наложения гипсовых лангет:
1) конечности необходимо придать функционально выгодное положение;
2) должна быть хорошая репозиция костных отломков, которые необходимо удерживать во время наложения повязки и до затвердения гипса;
3) гипсовой повязкой должны быть фиксированы два близлежащих сустава;
4) концы пальцев кисти или стопы должны оставаться открытыми;
5) под костные выступы подкладывают ватники из простой (негигроскопичной) ваты;
6) повязка должна быть тщательно отмоделирована, равномерно облегать, но не сдавливать подлежащую часть тела;
7) после наложения повязки её маркируют: химическим карандашом указывают даты перелома, наложения повязки и предполагаемого срока её снятия;
2. Для наложения лонгетной или лонгетно-циркулярной повязки вначале готовят лонгету необходимой длины, предварительно измерив поврежденную часть тела куском бинта. Лонгета должна охватить конечность на 1/2-2/3 окружности. Лонгеты делают различной толщины: тонкие (3-4 слоя) – для верхних конечностей и толстые (6-8 слоев) - для нижних конечностей.
3. До полного высыхания гипсовой повязки следует обращаться с ней осторожно, так как она может сломаться. Гипсовая повязка при комнатной температуре высыхает за 1-3 сут. (в зависимости от толщины повязки).
4. После наложения повязки необходимо наблюдение, как за общим состоянием больного, так и за конечностью:
1) появление отека пальцев загипсованной конечности, синюшной окраски, похолодания, нарушение активных движений указывают на сдавление конечности гипсовой повязкой, возникновение венозного застоя. Необходимо немедленно разрезать повязку, а края её раздвинуть;
2) появление болей в определенных местах указывает на развитие пролежней, повязку в этом месте следует рассечь и раздвинуть её края;
3) локализированные пульсирующие боли в конечности, высокая температура, болезненность и увеличение регионарных лимфатических узлов указывают на развитие гнойного воспаления в области раны;
4) после сращения перелома гипсовую повязку снимают при помощи ножа и специальных ножниц. Извлеченную конечность моют водой с мылом, ссадины смазывают раствором йода.
Приложение №3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4- и.п.; темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – о.с. 1 – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны; 3-4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- наклон туловища назад: 2-4 – держать; 5-6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проход, руки в упоре. Имитация движения «Велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение № 4
ЗАДАЧА 1.
Пациентка 40 лет в течение 15 лет работает в больнице операционной сестрой. Предъявляет жалобы на: чувство тяжести и распирания в ногах, отеки голени, концу дня стопа отекает больше. При сестринском обследовании получены следующие данные температура тела 36,8 градусов, кожные покровы тела обычной окраски, чистые, на внутренней поверхности голени заметны тяжи поверхности, при пальпации мягкие, безболезненные.
Задание:
1.Что способствовало развитию заболевания?
2. Определите проблемы пациента.
3. Какие методы обследования предстоит пройти пациенту?
4. Назовите возможные осложнения заболевания.
5. Дайте рекомендации пациенту по наложения эластичного бинта на нижние конечности
Эталон ответа:
1.Развитию заболевания способствовали длительные нагрузки на ноги.
2. Настоящие проблемы пациента: чувство тяжести и распирания в ногах, отеки голени, косметический дефект.
Потенциальные проблемы: риск развития осложнений: тромбофлебита, трофических язв, кровотечения из варикозно расширенных вен.
3. По назначению врача пациентке предстоит пройти флебографию, доплeрографию, вагинальное исследование, функциональные пробы.
4. Осложнения варикозного расширения вен: тромбофлебит, трофические язвы, кровотечения из варикозно расширенных вен.
5. Рекомендации по профилактике развития осложнений:
- желательно заниматься плаванием;
- не носить обувь на высоком каблуке;
- наложение эластичного бинта или ношение эластичных специальных колготок:
- вечером принимать холодные ножные ванны.
Алгоритм наложения эластичного бинта на нижние конечности.
Оснащение: эластичные бинты, шина Белера.
1. Больного укладывают так, чтобы нижние конечности находились в возвышенном положении. Лучше всего компрессионный бандаж накладывать утром, до подъема с постели, а снимать вечером перед сном.
2. Повязку накладывают при тыльном сгибании стопы, предупреждающим образование складок бинта в области лодыжек, которые могут повредить кожу при движении.
3. Бинтование начинают от проксимальных суставов пальцев стопы с захватом пятки в виде «гамачка».
4. Рулон бинта необходимо раскручивать наружу в непосредственной близости от кожных покровов.
5. Бинт должен следовать форме конечности для чего туры бинта должны идти в восходящем и нисходящем направлениях попеременно. Это обеспечит его прочную фиксацию.
6. Каждый тур бинта должен перекрывать предыдущий на 50-70%.
7. Необходимо моделировать цилиндрический профиль конечности с помощью латексных или поролоновых подушечек.
8. Бинтование заканчивают обычно в области подколенной ямки, где конец бинта закрепляют безопасной булавкой.
9. При правильно наложенной компрессионной повязке кончики пальцев слегка синеют, а при начале движения восстанавливают свой обычный цвет.
Приложение №5
При подведении итогов учитываются результаты выполнения тестовых заданий и самостоятельной работы
Критерии оценки тестовых заданий
20-18 баллов-5(отлично)
17-16 баллов-4(хорошо)
15-14 баллов-3(удовлетворительно)
Менее 14 баллов-2(неудовлетворительно)
Критерии оценки ситуационной задачи
Применяется дихотомическая система оценивания (да-нет). Максимальное количество баллов за выполнения одной задачи 8 баллов.
1. Определены правильно причины клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем организации и оказании медицинской помощи.(0-1)
Сформулировано правильно приоритетность проблем пациента со здоровьем и потребностей в профессиональном медицинском уходе при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями(0-1)
Аргументированно точно приоритетность проблем пациента со здоровьем и потребностей в профессиональном медицинском уходе при осуществлении сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями. (0-1)
2.Изложен правильный план сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями (0-1)
- аргументирован правильно каждый пункт плана сестринского ухода за пациентами с различными заболеваниями и состояниями.(0-1)
3. Соблюден алгоритм выполнения манипуляций и процедур при осуществлении сестринского ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях в соответствиях с отраслевыми стандартами медицинских услуг. (0-1)
Выполнены требования техники безопасности при выполнении манипуляции и процедур и при осуществлении сестринского ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях в соответствии с отраслевыми стандартами медицинских услуг. (0-1)
Осуществлены точно и в полном объёме манипуляции и процедуры при осуществлении сестринского ухода за пациентами при различных заболеваниях состояниях в соответствии с отраслевыми стандартами медицинских услуг. (0-1)
16-15 баллов -5(отлично)
15-14 баллов-4(хорошо)
13-12баллов-3(удовлетворительно)
Менее 12 баллов-2(неудовлетворительно)
Итоговая оценка за занятии выставляется как среднеарифметическое с приоритетом на результаты выполнения самостоятельной работы.
Приложение №6
1.Решите ситуационную задачу
2. Изучить тему «Осуществление сестринского ухода за пациентами за пациентами с термическими поражениями » Е.А. Ерикова « Сестринское дело в хирургии» - М: ТОО «АНМИ» 2014 г.
стр 284 – 303
ЗАДАЧА 1.
Пациентка Н 45 лет. Перенесла 2 месяца назад хирургическую операцию по поводу миомы матки, обратилась к медицинской сестре с жалобами на: боль по внутренней поверхности правого бедра, которая усиливается при ходьбе. При сестринском обследовании получены следующие данные: температура тела 38 °С, кожные покровы бледные, чистые, в области правого бедра по ходу вены отмечается плотный инфильтрат, болезненный при пальпации. Кожа над веной гиперемирована, Пульс 100 отечна, ударов в минуту.
Задание:
1.Что способствовало развитию заболевания;
2. Определите проблемы пациента;
3. Какие методы обследования предстоит пройти пациенту;
4.Назовите возможные осложнения заболевания;
5.Какие рекомендации следует дать, пациенту для профилактики развития осложнения.
Эталон ответа:
1.Развитию заболевания способствовала недавняя операция по поводу миомы матки;
2.Настоящая проблема пациента: боль по внутренней поверхности правого бедра, которая усиливается при ходьбе.
Потенциальная проблема пациента: риск развития трофических язв, расширение подкожных вен.
Приоритетная проблема пациента: боль по внутренней поверхности правого бедра.
3.Пациенту предстоит пройти ультразвуковое исследование( дуплексное сканирование), радиоизотопное исследование.
4. Осложнение тромбофлебита: трофические язвы, расширения подкожных вен.
5. Рекомендации пациентке по профилактике тромбофлебита:
-Возвышенное положение;
-Пузырь со льдом;