Презентация Как написать ученическую исследовательскую работу


 Как написать ученическую исследовательскую работу Автор презентации Симендяева В.М.., учитель русского языка и литературы МАОУ «Кондратовская средняя школа» Пермский край, Пермский район, д.Кондратово Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый из нас изначально, по своей природе, исследователь. Исследование является одной из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий Целью учебной исследовательской деятельности выступает приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения новых знаний Учебная исследовательская деятельность связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Общая схема ученического исследования Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез. Выбор метода (методики) проведения исследования. Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы. Сбор материала, обобщение полученных данных. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.) и его защита. Этапы исследования Подготовка к исследованию Проведение исследования Оформление результатовЗащита Проблема исследования -противоречие между наличествующим и должным Для определения проблемы необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?»Правильная формулировка проблемы определяет общую стратегию исследования и направление научного поиска.В процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как субъективно новую. Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.Необходимость решения проблемы обуславливает тему исследования. Правила выбора темы тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося, тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности), тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники, избранные методы должны соответствовать возможностям учащегося. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Определение актуальности и новизны исследования Актуальность — степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения данной проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.Научная новизна представляет собой разницу между научным знанием, которое было получено до данного исследования и научным знанием, полученным в данном исследовании. Раздел «Новизна исследования» строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо), обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (условия чего-то), выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии...). Цель исследования - научный результат, кото-рый должен быть получен в итоге исследования Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?» Требований к формулировке цели : конкретность, достижимость, диагностичность, ранжируемость.Формулировка цели предпринимаемого исследования дается в форме перечисления: изучение…, описание…, установление…, выявление…, анализ…, сравнение…,выведение формулы … , обоснование и экспериментальная проверка ... условий и пр. Формулировка объекта и предмета исследования Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.Предмет отвечает на вопрос: как рассматривается объектФункция предмета исследования - фиксация, удержание границ воздействия. Гипотеза- это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: · быть проверяемой; · содержать предположение; · быть логически непротиворечивой; · соответствовать фактам. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».  Задачи исследования - поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу (предположение)?»Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения составит содержание глав основной части научной работы, и заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Формулируются через инфинитив глагола: проанализировать..., охарактеризовать..., исследовать .... разработать... и т. д. Метод – это способ достижения цели исследования Теоретические методы: моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент. Математические методы: статистические, методы и модели теории графов и сетевого моделирования, методы и модели массового обслуживания, метод визуализации данных (функции, графики и т.п.). Теоретическая и практическая значимость исследования Если работа содержит новые разработки теоретических положений и научную новизну, то в ней указывается теоретическая значимость исследования.Практическая значимость работы должна быть обязательно показана: необходимо указать, кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе. Структура аппарата научного исследования Вопросы, помогающие сформулировать положения научного аппарата исследования Проблема Что надо изучить из того, что было не изучено ранее? Тема Как это назвать? Актуальность Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? Объект исследования Что рассматривается в исследовании? Предмет исследования Как рассматривается объект? Цель Какой результат предполагается получить в итоге? Задача Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Гипотеза и защищаемые положения Что не очевидно в объекте? Что исследователь видит в нём такого, чего не замечают другие? Научная новизна Что сделано исследователем из того, что ранее не было сделано другими? Какие результаты получены впервые? Значение для науки (теоретическая значимость) В какие проблемы, концепции, теории, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, наполняющие её содержание? Значение для практики Какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью результатов, полученных в ходе исследования? АППАРАТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Тема учебно-исследовательской работы: «Герои века» в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. де Мюссе «Исповедь сына века». Актуальность: анализ характера Печорина позволяет глубже исследовать магистральную линию развития русского романа XIX века, «идущего» от «внешнего» к «внутреннему» человеку, раскрывающего через общественные, любовные связи героя его нравственную суть, ставящего вечные, философские вопросы, волнующие и современного читателя. Цель: проведение сопоставительного анализа центральных персонажей двух романов, способов раскрытия их характеров, авторской позиции. Гипотеза: несомненно сходство главных героев Лермонтова и Мюссе и тех положений, в которые они ставятся авторами. Близость двух произведений можно видеть и в наличии «исповедального» начала. Однако различия более существенны, они проявляются на уровне композиции, системы образов, сюжетной организации повествования и т.д. Роман Лермонтова глубже и многоаспектней, ближе современному читателю. Задачи: • проанализировать романы Лермонтова «Герой нашего времени» и А. де Мюссе «Исповедь сына века»; • сопоставить образы главных героев, особенности раскрытия их внутреннего мира. Методы: комплексный анализ художественного произведения, сравнительно- исторический метод. Тема учебно-исследовательской работы: «Зоологизмы в русском, английском и французском языках как отражение ментальности народа». Актуальность темы определяется тем, что в школьном курсе русского и иностранных языков тема «Фразеологизмы» изучается обзорно и в ней не рассматривается такая группа фразеологизмов, как зоологизмы. В то же время работа с зоологизмами русского, английского и французского языка позволяет осознать язык как систему, выявить особенности национального сознания, обогатить речь. Работа является продолжением исследования зоологизмов в русском языке, сделанного в прошлом году. Цель работы: сравнение зооморфизмов в русском, английском и французском языках, нахождение различий в их происхождении, строении, лексическом и стилистическом значении. Гипотеза: различия в происхождении, строении, лексическом и стилистическом значении зооморфизмов в русском, английском и французском языках отражают национальную самобытность народов.Задачи: • составить каталог зоологизмов, наиболее часто встречаемых в английском и французском языках; • сравнить отобранные зоологизмы с близкими по лексическому значению зоологизмами русского языка; • определить национально-культурную специфику зоологизмов и особенности их перевода с английского на русский язык; • обобщить результаты работы. Методы: анализ, сравнение и сопоставление, обобщение полученного материала. Тема учебно-исследовательской работы: «Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С.Тургенева». Актуальность: английская писательница и русский автор достоверно и глубоко рисуют современную им действительность, в которой герои-дворяне, лишенные суетности и тщеславия, предпочитают жизнь в усадьбе, близкую к природе и простым человеческим ценностям. Пребывание в крупном городе (иногда столица) чревато утратой важных традиций. Сталкивание традиционного образа жизни с неуемной тягой к переменам, к успеху волнует современного человека, может быть, еще в большей степени, чем людей XIX века. Цель: сопоставить отношение двух писателей к поставленной проблеме. Гипотеза: возможно, Джейн Остин и И.С.Тургенев отдают предпочтение жизни в провинции, поэтизируют дворянскую усадьбу. Задачи: • проанализировать 1-2 романа Джейн Остин и роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева; • выявить сходное и различное в обрисовке дворянской усадьбы и города; • обобщить сделанные наблюдения. Методы: комплексный анализ художественного произведения, сравнительно-исторический метод. Тема проектной работы: «Бажовских сказов дивные слова». Проблема: труден язык П.П.Бажова для современного школьника. Какие загадки и трудности встречают нас в сказах? Как сделать так, чтобы современному школьнику язык сказов стал понятен, как вызвать интерес к чтению? Актуальность: Всё реже и реже слышим мы по радио, на телевидении замечательные сказы П.П.Бажова. Редко встречается книга и в домашней библиотеке. Язык сказов Бажова отличается от современной лексики. Чтобы было интересно читать, нужно знать значение слов, их происхождение. Цель: создать электронный словарь «Бажовских сказов дивные слова» Задачи: • выявить в сказах Бажова слова, обороты речи, образные выражения, вызывающие затруднения в понимании их значения; • проанализировать значение происхождения и путей перехода в современный язык некоторых слов, оборотов речи; • дать толкование им в современном языке. Результат: электронный словарь: а) «Название минералов в сказах Бажова и в современной науке». б) Мифологические образы в сказах. в) Диалектные слова и профессионализмы в сказах Бажова. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТЫ: 1. Выбор темы 2. Выбор и проработка литературы и источников информации 3. Составление плана 4. Сбор информации, проведение исследований 5. Обработка, полученных данных 6. Написание текста 7. Оформление и коррекция работы 8. Представление и защита работы План написания работы Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования) Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования) Заключение (выводы и результаты) Список литературы Введение Введение - визитная карточка работы. В нем дается обоснование темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, методы, формулируется объект и предмет исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы (степень изученности проблемы). Основная часть Содержит информацию, собранную и обработанную исследователем: - краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, - характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, - обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть - главы Глав должно быть не менее двух. Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос изучаемой темы, а если глава разделена на разделы, то каждый раздел - отдельную часть этого вопроса. При написании следует добиваться сохранения логической связи между главами, последовательность перехода от одного раздела к другому внутри глав, от одной главы к другой. Формулировка тем, глав, разделов должна быть конкретной и немногословной. Содержание глав и разделов должно соответствовать названиям, быть обоснованным. Главы должны быть равными между собой. Главы и разделы нужно завершать выводами, хотя бы краткими. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств. Заключение В заключении делают выводы по работе в целом, подводятся итоги всему исследованию, намечаются, если нужно, перспективы дальнейшего изучения проблемы, показывается ее связь с современностью, предлагаются практические рекомендации. Список используемых источников и литературы Перечень использованной литературы должен содержать все использованные источники. На основании перечня можно сделать вывод насколько хорошо автор работы знаком с данной темой. Если использовалось несколько видов источников, то их следует разделить: 1) Письменные источники (архивные материалы, рукописи, переписка, периодика, Интернет); 2) Устные источники (воспоминания, интервью, видео- и аудиоматериалы); 3) Использованная литература Оформление структурных частей работы Текстовые документы выполняются на бумаге формата А 4, размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее - 15 мм на одной стороне листа. Текст печатается через 1,5 межстрочных интервала. Рекомендуемый шрифт размером 12 или 14 пунктов. Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов осуществляется арабскими цифрами без знака №. Страницы работы следует нумеровать, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в нижнем поле листа в правом углу без слова страница (стр., с) и знаков препинания.Титульный лист и листы, на которых располагают заголовки структурных частей работ «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», не нумеруют, но включают в общую нумерацию работы. Образец титульного листа ХХХ Открытый региональный конкурс исследовательских работучащихся в области социально-гуманитарных наукНаучное общество учащихся СоциологияУровень этнической толерантности молодежи Кизела Автор работы: Алекберова Нармина Эльмар кызы, МОУ Гимназия ,10класс. Руководитель: Хлюпина Татьяна Леонидовна ,учитель географии.Пермь- 2010 Образец оформления плана работы Содержание Введение 3Глава 1. Что такое толерантность 1.1. Типы толерантности 5 1.2. Этническая толерантность 7 Глава 2. Определение уровня этнической 9 толерантностиЗаключение 15Источники 16Приложения 17  Образец оформления списка литературы ЛитератураАбдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. – М.: «Славянский диалог», 2000. – 656 с.Бурятия в вопросах и ответах. Вып. 1. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1990. – 80 с.Вся Россия. Регионы. Энциклопедия / ред. Рябинина А.В. – М., 2002. – 591 с.Давыдова А.В. Иволгинский комплекс (городище и могильник) – памятник хунну в Забайкалье. – Л.: Издательство ЛГУ, 1985. – 111 с.Историко-культурный атлас Бурятии / под ред. Жуковской Л.Н. – М.: «Дизайн. Информация. Картография», 2001. -679 с.Кожухова Л. Слово-символ-слово // Учитель года: лучшее из лучших. – 2003. - №7. – С. 44-53.Национальные отношения: словарь / под ред. Калашникова В.Л. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 208 с.Хрестоматия по истории Бурятии / ред. Асалханова И.А., Ким Н.В. – У-У.: Бурятское книжное издательство, 1986. – 240 с.Энциклопедический социологический словарь / под ред. Осипова Г.В. – М., 1995. – 939 с. Элементы библиографического описания книг: Фамилия и инициалы автора; точка; Полное и точное заглавие (в том виде, в каком оно дано на титульном листе, без кавычек), точка и тире; Место издания, точка и двоеточие; Название издательства, запятая; Год издания, точка; Тире, количество страниц в книге, точка; Если ссылка помещается в работе, то указывают номера страниц, на которых она представлена. Пример:Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М.: Просвещение, 2000. – 266с. Элементы библиографического описания статьи из сборника: Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка; Заглавие статьи, точка, //; Название сборника, точка, тире; Место издания, точка, двоеточие; Название издательства, запятая; Год издания, точка; Тире, номера страниц начала и конца статьи, точка. Пример: Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. //Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С. 102-104 Элементы библиографического описания статьи из журнала: Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка; Заглавие статьи на языке оригинала, точка, //; Название журнала, точка, тире; Год издания, точка; Тире, номер издания, точка; Тире, номер страниц начала и конца статьи, точка. Пример:Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. -С. 52-63. Ссылка на источник, взятый из Интернета: Фамилия и инициалы автора (авторов) (если есть), точка; Название документа (если есть), точка; Дата публикации (если есть), точка; URL ресурса (подчеркнуто), точка. Пример:J. R. Lu, A. M. Ghez, S. D. Hornstein, M. Morris, E. E. Becklin. IRS 16SW - A New Comoving Group of Young Stars in the Central Parsec of the Milky Way. 12 Apr 2005. http://xxx.itep.ru/ps/astro-ph/0504276/ Примерный план выступления исследователя на научной конференции 1. Тема исследования. 2. Цель. 3. Научный руководитель. 4. Характеристика исследуемых явлений. 5. Методика проведения исследования. 6. В содружестве с кем проводилась работа. 7. Использованные приборы, оборудование, материалы. 8. Обзор полученных данных. 9. Методика их обработки. 10. Результаты исследования, представленные в наглядной форме (слайды, таблицы, графики, схемы и т.п.) 11. Анализ результатов работы. 12. Выводы. Литература Арцев М.Н.   Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с. Богоявленская А.   В науку идут малыши //Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31. Заварзина Н.Н.   Научно-исследовательская деятельность юных участников образовательного процесса гимназии //Дополнительное образование. - 2005. - №6. - С.37-40 . Савенков А.И.Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы //Практика административной работы в школе.-2003.-№5.-С.61-72. Чистякова Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте// Начальная школа + до и после. - 2006. - №10. - С.10-16. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности// Начальная школа + до и после.-2006. - №10. - С.3-10. Шумакова Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. – М.: МИОО, 2005. – 160 с.