Презентация Дорога жизни-Дорога войны, посвященная 70-летию ВОВ
Дорога жизни – дорога войны Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Основная общеобразовательная Незнамовская школа"309540 Белгородская область, Старооскольский район, с. Незнамовоул.Центральная д.9, тел (84725) 49-46-91Выполнил: Гендель Антон,ученик 8 класса, 14лет,МБОУ "Основная общеобразовательная Незнамовская школа«Педагог: Журавлёва Ольга Михайловна
Нашим бабушкам и прабабушкам, 15-17 летним девчонкам , совершившим подвиг, который невозможно повторить даже сегодня при современном уровне развития техники -ПОСВЯЩАЕТСЯ!
В летописи Великой Отечественной войны железную ветку Старый Оскол – Ржава справедливо называют Дорогой мужества. В ее строительстве принимали участие тысячи местных жителей, в основном женщины и подростки. Железная линия сыграла важную роль в победе на Курской дуге. Сегодня, спустя много лет, трудно представить, как могли эти люди, построить дорогу за 32 дня, протяженностью 95 километров. Это был настоящий трудовой подвиг.
Верховное Главнокомандование Советской Армии безошибочно определило, на каком из участков фронта гитлеровское командование предпримет новое наступление: это был район между Курском и Орлом, так называемая Курская дуга. Чтобы обеспечить бесперебойный подвоз боевой техники, боеприпасов и всего другого, необходимого фронту, по решению Государственного Комитета Обороны СССР от 8 июня 1943 года было решено в самый короткий срок проложить железнодорожный 95- километровый путь между станциями Ржава - Старый Оскол.
Идея эта была разработана Военным Советом Воронежского фронта, который просил Госкомитет обороны: 1) Разрешить постройку железной линии Старый Оскол - Ржава, протяженностью 95 км.2) Строительство дороги возложить на управление военно-восстановительных работ №3.3) Рельсы приобрести за счет снятия вторых путей с магистралей Ржава - Белгород и Льгов-Готня.4) Обязать тогдашний Курский обком партии и Курский облисполком привлечь для работы по строительству местное население в количестве 20 тысяч человек и 1000 подвод гужевого транспорта на весь период строительства.5) К работе приступить 15 июня 1943 года, строительство линии закончить 15 августа 1943 года.
Летом 1943 года тысячи комсомольцев Старооскольского района и города пришли, чтобы восстановить участок железной дороги Старый Оскол - Коробково, разрушенный немецкими оккупантами, и построить новую ветку Коробково - Ржава, которая сыграла огромную роль на Белгородско - Курском направлении фронтаРаздача инструментов на строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава.Июнь 1943 года
Строительство линии началось 15 июня 1943 года.Все начиналось с нуля. Незнакомая местность, не было проекта, строительных материалов. Было необходимо переместить около 1 млн. кубических метров грунта, возвести 10 мостов, уложить 164 км главных и стационарных путей.
Уже 17 июня на строительстве железнодорожной линии было сосредоточено 25 тысяч человек и 1280 лошадей с повозками. Более 11 тысяч человек и 600 подвод выделили колхозы Корочанского, Великомихайловского, Прохоровского и др. районов. Вместе с трудящимися области работали на строительстве и железнодорожные бригады и военные спецформирования.
Так было и в Старооскольском районе, где начиналась строительная трасса. Инструктор Старооскольского райкома комсомола Лидия Шугаева стала начальником отряда строителей. А одну из бригад, состоявшую из девушек, возглавляла комсомолка Тамара Семенова.Между строительными бригадами развернулось соревнование, итоги которого отражались в боевых листках.
Вручение переходящего Красного Знамени Курского обкома ВЛКСМ старооскольской бригаде Тамары Семёновой. Это знамя бригада удержала до конца строительства. В ней трудилось 48 девушек
Дорога «Старый Оскол – Ржава» строилась в прифронтовой полосе, поэтому можно было ежедневно слышать гул артиллерийских орудий. Приходилось под налетами фашистских бомбардировщиков работать. Они бомбили место работ. Обстреливали рабочих из пулеметов. Но краснозвездные «ястребки» защищали девчат от налетов». Гитлеровское командование, понимая большое значение новой ветки железной дороги, не сумев прервать строительство, засылало в этот район одну за другой диверсионные группы с заданием: вывести железную дорогу из строя, но строители быстро все вновь восстанавливали и упорно двигались к цели.
За 2 месяца был выполнен огромный объем работ: устроены насыпи, построены 10 мостов, уложены 95 км железнодорожного полотна. Работали и днем и ночью, часто под огнем врага, показывая примеры доблести и героизма. За смену отгружали от 100 до 130 машин, при норме 40. Уложено 86 тыс. кубометров грунта, построено 56 различных сооружений
Труд на дороге был вдохновением и подвигом во имя Победы над врагом. 17 июля 1943 года, почти на месяц раньше намеченного срока, железная дорога Старый Оскол - Ржава вступила в строй.Задание Государственного комитета обороныбыло выполнено за 32 дня.по ней на Запад пошли составы с танками, орудиями, снарядами, живой силой, что дало возможность разгрузить направление Касторное – Курск.
18 июля 1943 года состоялся митинг, посвященный открытию дороги, на который прибыли все участники строительства, руководители области. Паровоз ЭМ-737-62 с несколькими гружеными вагонами провел от станции Старый Оскол до станции Сараевка машинист Василий Яковлевич Несмеян.
19 июля по железной дороге Старый Оскол– Ржава прошли первые эшелоны с войсками, боеприпасами, техникой. Машинисты Южной дороги прозвали новую ветку ласковым именем «Оскольчанка». Она начала действовать, когда войска Воронежского и Степного фронтов приближались к Белгороду. Железная дорога «Оскольчанка» сделала большое дело в победе на Курской дуге.
Да, это был настоящий трудовой подвиг. И мы не в праве забывать наших тружеников - молодых девчонок, которые, не думая о наградах, - испытывая жесточайшие лишения-работали без отдыха и выходных. 368 строителей были награждены орденами и медалями
Много лет прошло с той поры. Железнодорожная ветка «Старый Оскол– Ржава» действует и сегодня, связывая железорудное Поосколье с другими районамистраны. Тяжело громыхают по стальным рельсам составы с железной рудой, цементом, мелом. Бегут зеленые пассажирскиепоезда.
Спустя годы её назовут «Дорогой Мужества, Дорогой Славы», а её строителям посвятят эти строки:О днях тех давних память не остыла. И подвиг ваш в ней будет жить всегда. О, женщины! О, труженицы тыла! Подростками лишь были вы тогда. Кирка, да лом, носилки, да лопата Вот был ,пожалуй ,главный инструмент, Которым так вы помогли когда-то Сломать фашистской нечести хребет. От Старого Оскола и до Ржавы Тех трудных верст - не насчитать и ста, Но сколько вашей доблести и славы В себя вместила каждая верста! А вас - все меньше... Вас уже немного. Уходите, как вас не береги. Вам памятник - железная дорога В победных залпах Огненной дуги. Е.Прасолов
В Старом Осколе к 65-летней годовщине Победы в Курской битве открылся памятник строителям железной дороги «Старый Оскол - Ржава». Композиция, выполненная заслуженным художником России, скульптором Анатолием Шишковым, посвящена женщинам-труженицам.
Вы здесь дорогу строили на Ржаву, В подолах пол-Земли перенесли, К сраженью подготовили Державу И с воинами Родину спасли !
Я хочу, чтобы яркое солнце светило, Чтобы снились всегда только добрые сны. Чтоб Россия героев своих не забыла, Чтобы не было больше войны. Я хочу, чтобы не было больше войны!
Рем Мелентьев «Городок провинциальный» (Записки старожила) - Старый Оскол, 2005 г.А.П. Никулов Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края.) – Курск, 1997.1941-1945. Во имя жизни. Художественно-публицистический сборник -Старый Оскол, 2005 гИсточники: