Сценарий родительского собрания в 10 классе. Главный этап в становлении человека как личности или Психология ранней юности: проблемы и пути их решения.
МБОУ «Киземская СОШ»
Социальный педагог школы,
классный руководитель 10 класса 2015-2016 уч. года
Никанорова Анна Гавриловна
Сценарий родительского собрания в 10 классе.
Главный этап в становлении человека как личности или
Психология ранней юности: проблемы и пути их решения.
Цель: способствовать просвещению родителей учащихся по данной теме, помочь осознать важность и значимость этого периода в становлении личности ребёнка.
Задачи: расширить представления родителей об особенностях ранней юности; оказать помощь в преодолении трудностей в этом возрасте.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители учащихся, классный руководитель.
Подготовительная работа: ответы учащихся на вопросы: «Какой я?», «Кто я?», «Что люблю или ненавижу» и т. п.
Ход собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас. (Знакомство с повесткой дня). Надеюсь, наша встреча пройдет с пользой для Вас и для меня. (Родители сидят за «круглым столом»).
Игровой тренинг:Учитель: Давайте поиграем в слова-ассоциации. На столах у вас заготовки с заданиями (можно работать в парах). Сейчас я буду называть слово (существительное), а вы, как только его услышите, сразу же, не раздумывая, напротив, записывайте своё (прилагательное). Например: уроки - разные; школа - шумная...)Итак, начали:Человек - ...Профессия - ...Выбор - ...
Пол - …
Любовь - …Жизнь - ...
Самоопределение - …
Юность - …Возраст -…- Какое прилагательное вы добавили к слову «возраст»? (Юношеский).
Главным этапом в становлении человека как личности является ранний юношеский возраст. Сегодня мы попробуем разобраться в важности и значимости этого периода.
Юношеский возраст - это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.
Ранняя юность – период расцвета физических сил и умственной деятельности.
Юность – время самоопределения, выбора будущей профессии, где немаловажное значение имеют семейные традиции, влияние окружающих.
Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.
Юность – судьбоносный период жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы.
Юношеский возраст – это возраст глубоких интимных переживаний, волнующих чувств. (Определения распечатать и, читая, поставить на парты, сложив листок в виде домика, напечатать текст так, чтобы его видели родители, сидящие с разных сторон).
Учитель: Подбирая прилагательные к существительным, мы выделили основные задачи развития в ранней юности (обретение чувства личной ценности, профессиональное самоопределение, определение жизненных целей, осознание и самоощущение себя как достойного представителя определённого пола, развитие ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности). Эти задачи можно изобразить схематично.
Ранний юношеский возраст приходится на школьный период, поэтому проблемы старшеклассников преимущественно касаются …
Уважаемые родители, с какими проблемами вы сталкиваетесь в настоящее время? (Выслушать родителей). А сейчас давайте поработаем, попробуем ответить на вопросы, может быть они помогут найти выход, пути решения озвученных вами проблем. (Родители по одному отвечают вопрос, который заранее приготовлен и лежит в конверте на парте. Если же родитель затрудняется с ответом, помогают другие родители или можно ответ положить в конверт другого цвета и предложить воспользоваться им. Ещё вариант – кл. руководитель называет правильный ответ).
1.Какой этап жизни самый трудный?
Самый трудный этап жизни – ранняя юность. На 16-ти – 17-ти летнего человека обрушивается одновременно несколько лавин: гормональная, эмоциональная и интеллектуальная. С одной стороны, он потрясён теми переменами, которые происходят с его телом. Просыпается сексуальность, которая влечёт за собой полную перестройку душевного мира. Общество начинает предъявлять те требования, которые предъявляет к взрослым, и это тоже меняет самосознание. А с другой стороны, родители продолжают относиться к 16-17 – летнему, как к ребёнку: не принимают во внимание его душевные переживания, не интересуются эмоциональной жизнью и вкусами. Отношения с родителями чаще сводятся к разговорам о школе, поведении, дневнике и прочих формальных сторонах жизни. Так теряется доверие, формализуется общение между разными поколениями в семье.
2.Почему человек в юношеском возрасте становится неуправляемым?
Психологи утверждают, что именно в этом возрасте происходит завершающая стадия, так называемого переходного периода от детства к юности. И фаза протеста здесь – нормальное явление, свидетельствующее о естественном пути развития личности. В это время молодой человек постоянно сомневается в себе. Иногда он видит себя значительным, талантливым и неотразимым, в другой момент он считает, что никому не нужен и не интересен. И результат такой неуверенности – неожиданные резкие перемены в настроении, конфликты с теми, кто не понимает и не поддерживает его. Кроме того, поздний подростковый возраст характерен неприятием мира взрослых. Человек сознаёт, что ему придётся признать устройство общества и жить в нём. Но в то же время крайне обострённо он воспринимает неискренность, недостатки взрослых, несправедливость. И малейшая искра может в этот момент разжечь костёр бунтарства и отрицания всех норм.
3.Чем, по мнению большинства родителей, должен заниматься старшеклассник?
Взрослым кажется, что в 10-ом, а тем более в 11 классе нужно оставить в стороне все развлечения и заниматься только учёбой, потому что от этого зависит будущая жизнь. А подростку необходимо общение с друзьями – именно сейчас он пробует найти своё место в новом для него мире. Если родителям кажется, что поступление в институт и профессиональное самоопределение – это самое важное, то дочь убеждена, что есть вещи поважнее – быть красивой, наладить отношения с мальчиком и т.д.
4. Испытывают ли старшеклассники страх, тревогу и по отношению к чему?
Да, испытывают. Страхи и тревоги, связаны с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с проблемой выбора направления предстоящей взрослой жизни, а также с учебной деятельностью; неорганизованностью, неумением выполнять намеченное, нехваткой времени, которые порождают неуверенность в своих силах, создающие атмосферу эмоционального дискомфорта; плохие отметки, конфликтные ситуации с учителями, недостаточное знание предмета; боязнь покидать родительский дом. Всё это является причиной стресса практически у каждого второго старшеклассника.
5.Нуждаются ли наши взрослеющие дети в поддержке и помощи старших?
Вообще, старшеклассники, вопреки своему поведению и заявлениям, остро нуждаются в поддержке и помощи старших. Психологический барьер, который часто появляется между родителями и подросшими детьми, мучителен. Потребность в общении именно с родителями не компенсируется сверстниками. Родители, которые понимают это, стараются дать своим детям максимум тепла, заботы и понимания, не ставя условий послушания и подчинения.
Психологический тренинг.- Давайте проведем сейчас одно полезное упражнение.Расположитесь поудобнее, так, чтобы вы ощущали опору своего тела. Если хотите закрыть глаза – закройте. Послушайте свое дыхание, оно спокойное и ровное. По рукам и ногам разливается приятная тяжесть.Вы переноситесь в мир детства, в тот период, когда вы лучше всего себя помните.«Летнее утро, ты едешь в автобусе, ты знаешь, что тебя ждет веселье – ты едешь в зоопарк.. Рядом с тобой сидит взрослый и своей доброй большой рукой обнимает тебя за плечо. Подъехали к нужной остановке, ты продвигаешься к двери, и, выходя, берешь большую руку в свою маленькую. Но тут раздается смех, и ты видишь, что держишь за руку незнакомого человека. Обернувшись, ты видишь, что близкий человек стоит сзади и улыбается. Ты подбегаешь к нему, и снова вы вместе идете и весело смеетесь над тем, что произошло. А вот и зоопарк.... Откройте, пожалуйста, глаза.- Какие эмоции вы могли зафиксировать у себя «ребенка»? (страх потери и ощущение, когда взрослый рядом).Любовь так важна для ребенка. Любимый ребенок чувствует себя абсолютно защищенным.
6.В каких семьях по утверждениям психологов происходят самые тяжёлые конфликты между детьми и родителями?
Психологи утверждают, что самые тяжёлые конфликты происходят в семьях, в которых родители уделяют чрезмерное внимание учёбе ребёнка, быту, достатку, престижности образования и одежды. За всеми этими хлопотами пропадает интерес к внутреннему, эмоциональному миру ребёнка, его истинным интересам и увлечениям. Как правило, взрослые старательно контролируют поведение детей, их взгляды и суждения, оценивают друзей и подруг. И если в какой-то момент ребёнок начинает вести себя вразрез с представлениями взрослых, конфликт может затянуться на годы.
7.Прежде, чем подобрать для ребёнка профессию «получше», «потеплее», с чего нужно начать?
Вместо того, чтобы подбирать профессию «получше», «потеплее», нужно начать кропотливое изучение личности своего ребёнка. Для этого подходят и беседы, и наблюдения, и специальные тестирования. Возможно, понадобится помощь психолога, учителя, друзей.
8.Как вы считаете, Ваш ребёнок является личностью? Какого человека можно назвать личностью?
Личность – это то, что человек делает из себя, проживая свою жизнь. Он утверждает себя в повседневных делах и общении, в людях, которым он передаёт частицу себя. Личность – это человек, способный поступать по собственному убеждению в самых сложных жизненных ситуациях, умеющий брать на себя ответственность, проявляя свою волю, свой характер.
Учитель. Хорошо ли Вы знаете, что у Вашего ребенка в голове? А что он сам о себе думает? (показывает родителям ответы их детей на вопросы «Кто я?», «Какой я?»).
Пока подросток в поиске, его швыряет в разные стороны, он не сдержан, вспыльчив, невнимателен, он эгоцентричен - сосредоточен сам на себе. Что делать, поиск своего «Я» - трудное дело.
А теперь хотите узнать кто вы?
Я предлагаю Вам провести короткий и очень милый тест, который любят проводить для друзей на вечеринках и взрослые, и подростки «ТРИ животных».
Он очень простой, но очень действенный, он многое скажет о вас. Готовы?
Назовите своё самое любимое животное. За какие качества вы его любите?
Второе по «любимости» животное? За какие качества?
И третье по «любимости»? И опять же - почему?
Назвали?А теперь результаты.
Сейчас вы узнаете, в каком образе представляете сами себя, и получите ответ на вопрос: «Кто есть я?»Первое из названных вами животных - это то, кем вы мечтаете быть (естественно, речь идет не о внешнем виде, а о выделенных вами качествах).
Второе - каким вас воспринимают другие люди.
Третье - это то, кем вы на самом деле являетесь.
9.Влияет ли повышенное внимание к своей внешности на становление личности? Как?
Поиски ответов на главные вопросы ранней юности «Кто я?», «Какой я?» и «Кем я хочу быть?» распространяются и на внешность. Проблема собственной внешности сопряжена с вопросами личностного и социального самоопределения. Юность представляет собой тот этап жизни человека, когда он впервые оказывается перед выбором направленности своей жизни, её целей и ценностей, в этом возрасте происходит разграничение ролевого поведения: что моё, а что мне не подходит.
10.Является ли внешность главным в определении привлекательности девушек для других?
Гораздо важнее в восприятии женщины как привлекательной – это эмоциональный компонент, который включает в себя коммуникативные проявления (общительность, контактность, такт) и нравственные качества (честность, порядочность, верность). Какие бы модные тенденции не существовали в обществе, нравственная чистота и порядочность будут неизменно высоко оцениваться людьми. Важно напоминать своим взрослеющим детям, что ведущий компонент женской привлекательности - нравственно-коммуникативный. Именно он не потеряет своего значения с течением лет, когда станет блекнуть внешняя красота. Неизменным останутся ум, чувство юмора, порядочность и искренняя забота о другом человеке.
11. Школьная любовь. Мешает ли она в учёбе? Запрещать ли встречаться?
Учёба и любовь вещи вполне совместимые, хотя совершенно разные. Лучше использовать влюблённость ребёнка как стимул для постижения знаний. Подростки могут завести роман, чтобы самоутвердиться перед друзьями. Им важно, чтобы окружающие завидовали и восхищались. Это период, когда именно взрослым надо приспосабливаться к ребёнку. Если вы не разделяете его вкусов – молчите об этом. Попробуйте завести откровенный разговор, попытайтесь понять, что привлекает ребёнка в избраннике. Только без нравоучений: они отдалят вас друг от друга. К этому возрасту представления об идеальном избраннике уже формируются, девочки начинают мечтать о замужестве и готовы пожертвовать ради любимого всем, даже миром в семье. Как бы ни были, по вашему мнению, отношения не желательны, не стоит их запрещать. В большинстве случаев это приводит к обратному результату. Возможно, предмет любви вашего сына или дочери слишком далёк от идеала, но любовь, как известно, слепа. Всё же говорите хорошее – и о своём ребёнке, и о его избраннике. И всё же стоит быть готовым к любовным неудачам. Необходимо донести до ребёнка уверенность: что бы ни произошло, мы сможем с этим справиться вместе. Если ребёнок не слушает вас – пускай поступает по-своему. Ошибётся – приобретёт опыт. Это трудно, но это залог вашей дружбы с ребёнком. Если вам не нравится избранница, не расстраивайтесь: как правило, они не нравятся никому из родителей. Родители тоже ждут принцев для своих принцесс…
Учитель: Уважаемые родители, спасибо за участие, я надеюсь, что мы смогли получить ответы на вопросы. Помните, что ни один социальный институт не сможет дать столько знаний, сколько семья. Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё - со всем мирозданием, потому что сначала это мироздание — в ней. А потом он отделяется, он приходит в этот мир как в неизвестное место. Но и здесь поначалу он не воспринимает себя как отдельное существо. Всё, что он возьмёт с собой, что ему пригодится (и что будет мешать), человек получает в семье. Здесь формируется его представление о себе самом и о законах большого мира, о тех правилах, по которым следует жить, об отношениях к людям и о любви, Всё-всё-всё...Мы созданы из осени и лета,Мы созданы из сумрака и света,Из жара юности и мудрости сединМы созданы.А что мы создадим?
До новых встреч.
Учитель. Хорошо ли Вы знаете, что у Вашего ребенка в голове? А что он сам о себе думает? (показывает родителям ответы их детей на вопросы «Кто я?», «Какой я?»).
Пока подросток в поиске, его швыряет в разные стороны, он несдержан, вспыльчив, невнимателен, он эгоцентричен - сосредоточен сам на себе. Что делать, поиск своего «Я» - трудное дело.
А теперь хотите узнать кто вы?
Я предлагаю Вам провести короткий и очень милый тест, который любят проводить для друзей на вечеринках и взрослые, и подростки «ТРИ животных».
Он очень простой, но очень действенный, он многое скажет о вас. Готовы?
Назовите своё самое любимое животное. За какие качества вы его любите?
Второе по «любимости» животное? За какие качества?
И третье по «любимости»? И опять же - почему?
Назвали?А теперь результаты.
Сейчас вы узнаете, в каком образе представляете сами себя, и получите ответ на вопрос: «Кто есть я?»Первое из названных вами животных - это то, кем вы мечтаете быть (естественно, речь идет не о внешнем виде, а о выделенных вами качествах).
Второе - каким вас воспринимают другие люди.
Третье - это то, кем вы на самом деле являетесь.
Приложение.
ПРАКТИКУМ «Что у него в голове»Приготовьте чистый лист бумаги, ручку и хорошее настроение. У ребёнка настроение может быть любое — лишь бы он был не «против» пообщаться.Попросите его написать о себе 15-30 коротких предложений, отвечающих на любые из вопросов: «Какой я?», «Кто я?», «Что люблю или ненавижу» и т. п. Условие: каждое предложение должно начинаться с «Я» или «Мне» (или «У меня»). Записывать надо всё, что придёт в голову, не слишком раздумывая и подбирая правильные слова. Долгие раздумья в поисках «умных мыслей» не требуются - это должен быть просто поток сознания. Если ему будет «лениво» писать самому, начните записывать его фразы сами, под его диктовку. Скорее всего, он заинтересуется и продолжит самостоятельно. (Подростки очень любят копаться в себе).