Конспект урока литературы Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г. Короленко В дурном обществе)


Конспект открытого урока литературы по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе", 5 класс
Тема урока "Васина дорога к правде и добру"
Автор: Заводова Е.Г.,
учитель высшей категории
МАОУ "Гимназия № 31" г. Перми
Цель урока
Обучающая: обучение анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников
Развивающая: развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти;
Воспитательная: воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.
Задачи урока:
- показать «внутреннее движение» героя повести;
- провести углубление знаний об образе главного героя;
-раскрыть тему нравственного взросления юных героев;
- воспитывать такие гуманные качества, как милосердие, сострадание, самопожертвование.
Оборудование: презентация, карточки, схема.
ХОД УРОКА
Это хорошо, что твоя
дорога пролегла через нашу
В.Г. Короленко "В дурном обществе"
I. Организационный этап. Приветствие.
II. Мотивационный этап.
1. Сегодня мы продолжаем изучение повести В.Г. Короленко "В дурном обществе". Двигаясь по нашей с вами дороге открытий, мы ближе подойдем к замыслу автора. (слайд 1)
2. Какие этапы нас ожидают в пути? (на доске таблички, расположенные в виде ступенек: "Я читатель", "Я рассказчик", "Я исследователь", "Я автор"). Наше путешествие будет длиться 45 минут и я надеюсь, что, выбрав правильное направление, вы сделаете для себя очередное открытие.
III. Постановка проблемы
1. Вы внимательно перечитывали текст повести? Тогда скажите, опираясь на детали, сколько времени занимает действие повести.
-(находим в тексте детали: густая трава, цветы цветут, яблоки для Маруси, т.о., конец июля - начало августа. Далее в тексте: "близилась осень". Следовательно, действие происходит приблизительно в течение месяца)
Делаем вывод по первой ступеньке нашего пути: Мы внимательные читатели
2.Происходят ли какие-то изменения за этот период в жизни главного героя - мальчика Васи? А в его внутреннем мире?
(аргументированные ответы учащихся)
3. Можно ли сказать, что за этот период Вася тоже делает для себя открытия, идет по дороге жизни?
Давайте обозначим тему нашего урока: Васина дорога к.... (запись в тетради)
Поставим пока многоточие, а перед собой цель. (учащиеся формулируют цель своей деятельности на уроке: узнать, в каком направлении движется Вася, что повлияло на выбор его жизненной позиции, какие изменения произошли с Васей)
IV. Деятельностный этап
1. Кто в повести произносит слова о Васиной дороге? Найдите в тексте.
(Тыбурций: "Это хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу")
Возьмем эти слова в качестве эпиграфа к уроку. (слайд 2)
(Запись в тетради).
- Объясните смысл данной фазы
2. Попробуйте в тетрадях (один человек у доски) нарисовать, какой вы видите дорогу Васи
(выполняют задание)
3. Посмотрим на жизнь Васи в начале его пути и начнем с описания места, где жил герой. (слайд 3). Опираясь на текст и рисунки , расскажите: - каким вы видите городок (вопрос № 1 на слайде). (ступенька "Я рассказчик").
(городок серый, грязный, неухоженный, заросшие пруды, лучшее архитектурное строение - тюрьма)
- Подумайте, может ли быть радостной, полной ярких чувств и событий жизнь человека, живущего в таком месте? (вопрос № 2 на слайде)
(аргументированные ответы учащихся)
4. Какой же была жизнь Васи до встречи с Валеком и Марусей? - на Васиной дороге, изображенной на доске, прикрепляется табличка "Вася до встречи"
(ответы: одиночество, бродяжничество)
5. Почему Вася начал бродяжничать?
-не встречал привета и ласки дома
- жижа жажда познания, общения, добра
- не мог примириться с затхлой жизнью городка
6. Итак, что же приводит Васю к часовне, к встрече с Валеком и Марусей?
(жажда познания и общения) - прикрепляется табличка "Встреча с Валеком и Марусей"
7. Прочитаем эпизод встречи по ролям.
- Почему не произошла драка?
(подошла Маруся - и Валек не мог драться, а Вася проявляет благородство, великодушие (запись в тетради)
(слайд № 4), вопрос на слайде: Рассмотрите внимательно портрет мальчика. Соответствует ли он вашему представлению о Васе?
(ответы учащихся)
-(слайд № 5) Посмотрите на рисунок художника Фитингофа. Помогает ли он вам сделать вывод о взаимоотношениях Валека и Маруси? Что увидел Вася в своих новых знакомых такого, что между ними завязалась дружба?
(любовь, забота, защита (Маруся доверчиво прижимается к Валеку), Вася увидел в детях то, чего ему не хватало дома)
8. Какие качества Васи проявляются в отношении его к Марусе?
(терпение (не могла бегать), забота (приносил цветы, читал сказки) - запись в тетради
9. Прочитайте эпизоды, в которых говорится б отношении Тыбурция к детям. Что находил Вася в семье Тыбуцрция, но никогда не находил в своих отношениях с отцом?
(любовь к детям, забота, ласка)
10. Как и когда изменилось мнение Васи об отце?
(ответы учащихся)
Прочитайте эпизод "Разговор с Валеком об отце" (прикрепляется табличка на Васину дорогу)
О чем заставил задуматься Васю этот разговор? Какие чувства испытывал Вася по отношению к отцу?
(разговор заставил по-новому посмотреть на отца, Вася испытывал сыновнюю гордость, "щемящую любовь") - запись в тетради
11.(Слайд № 6) Опираясь на текст и рисунки, пишите "жилище" Валека и Маруси. Найдите в тексте слова, описывающие переживания Васи.
("Я переминался и ежился, чувствуя себя связанным под гнетущими взглядами серого камня")
-символом чего является серый камень? (символ нищеты)
- Прикрепляется табличка "Подземелье, разговор о нищете"
12. "Я исследователь". Проследите по тексту и выпишите в тетрадь слова, передающие чувства Васи в то время, когда он узнает, что Валек и Маруся нищие.
("что-то повернулось в груди", "заныло сердце", "струя сожаления", "сердечная боль", "глубокое горе", "не мог играть как прежде, безмятежно")
- Какое горькое открытие сделал Вася в этот день?, как проявились его чувства?
(Вася ушел домой и долго плакал от чувства глубокого горя. Впервые почувствовал глубину социальных различий, т.о. Вася открыл горькую правду жизни) - запись в тетради.
13. Обращение к эпиграфу. Теперь, наверное мы сможем объяснить слова Тыбурция.
(важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает , что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их).
14. Просмотр фрагмента х/ф "Среди серых камней" - "История с куклой".
- Каким предстает перед нами Вася в этом эпизоде?
После просмотра фрагмента прикрепляется табличка "История с куклой"
(Вывод: человек, полный доброты, сострадания, пожертвовал своим благополучием и спокойствием + верность дружбе - запись в тетради) - слайд № 7
15. Просмотр фрагмента № 2 - "Разговор с отцом"
- Как изменились отношения с отцом?
(судья увидел не бродягу сына, к образу которого привык, а истинную душу своего ребенка (зачитываем эпизод из текста), а у Васи "долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в ... сердце". Вывод: наступило окончательное разрушение барьера между отцом и сыном) - запись в тетради: добавляется еще одно качество - любовь.
16. Эпизод "На могиле Маруси" (прикрепляется соответствующая табличка на дорогу Васи)
- Что испытывают Вася и Соня, приходя на могилу Маруси?
(ощущение светлого пути впереди)
- Почему Вася и Соня приходят на могилу Маруси?
(для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания )
17. Какие обеты могли давать дети на могиле Маруси?
(ответы учащихся)
V. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Обращение к словам Н. Д. Петропавловской (слайд № 7): как можно понять слова?
(ответы учащихся)
2. Обращение к теме урока.
- Так к чему же привела дорога Васю?
(к правде и добру) - дописываем в тетради и на доске тему урока "Васина дорога к ... правде и добру"
VI. Ступенька "Я автор". Д/З: Напишите продолжение повести "Как теперь будут складываться отношения отца и сына"?