Конспект урока «Свойства простых веществ неметаллов»


Урок в 9 классе.
Тема: «Свойства простых веществ неметаллов».
Технология: развития критического мышления.
Цель урока: формирование умения характеризовать свойства простых веществ неметаллов.
Задачи:
1.Образовательные: рассмотреть физические и химические свойства неметаллов;
2. Развивающие: развить умение навыков определения причинно – следственных связей между строением неметаллов и их физическими и химическими свойствами, развить у учеников способность к критическому мышлению;
3. Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе, повышение интереса к предмету, коммуникативных качеств учащихся.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, пробирки, фосфор, сера.
Ход урока.
№ Этапы урока Действия
учителя ученика
1 Организационный этап урока Приветствует учащихся. Приветствуют учителя.
2 Стадия
вызова 2.1 Урок начинается с того, что учитель предлагает прочитать отрывок из истории жизни Г. Кавендиша «Целых 3 недели, днем и ночью, сменяя друг - друга, Генрик Кавендиш и его слуга вращали колесо электрической машины. Бесцветные газы N2 и O2 медленно соединялись друг с другом превращаясь в оранжевый дым. Все меньше и меньше азота и кислорода оставалось в трубе». И проводит фронтальную беседу по изученной ранее теме (Элементы неметаллы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева). 2.1 Учащиеся вовлечены в беседу по положению элементов неметаллов в периодической системе, строению атомов неметаллов, уже имеющихся знаний о свойствах неметаллов и отрывку из истории жизни Г. Кавендиша.
Ответы учащихся могут быть разные, но касающиеся неметаллов.
Формулирование темы урока:
«Свойства простых веществ неметаллов» 2.2 В ходе совместной беседы учащиеся формулируют тему урока (исходя из отрывка истории жизни Г.Кавендиша), цель и задачи урока. Тема урока и цель записываются на доске.
2.3 На данной же стадии учитель предлагает занести уже имеющиеся знания о свойствах неметаллов в первый столбец таблицы (Приложение 1). 2.3 Учащиеся заполняют первый столбец исходя из своих знаний. Дополняют их теми фактами, которые прозвучали в классе. (Работу можно проводить индивидуально, а можно проводить в мини - группах по 2 человека).
2.4 Далее учитель предлагает заполнить графу «Хочу узнать». Для этого учитель предлагает поставить вопросы к изучаемой теме (учитель пишет на доске поставленные вопросы) и рассмотреть, соблюдая технику безопасности, выданные образцы неметаллов (сера и фосфор). 2.4 Учащиеся ставят вопросы и заполняют графу «Хочу узнать». У каждого получаются свои версии и формулировки того, что хотели бы узнать на уроке по данной теме.

Поставленными вопросами могут быть: «Все ли мы знаем про физические свойства неметаллов?»; «Какими химическими свойствами обладают неметаллы?»; «Какие свойства, окислительные или восстановительные проявляют неметаллы?» и т.д.
3 Динамическая пауза Учитель предлагает провести динамическую паузу. Физорг класса или дежурный проводит динамическую паузу.
4 Стадия
осмысления 4.1. На стадии осмысления учитель предлагает перейти к работе по источнику информации и заполнить столбец «Узнал». На данном уроке использовался учебник 9 класса. §13. Простые вещества – неметаллы, строение, общие свойства и способы получения.
4.2. Далее на доске учитель оформляет по ответам учащихся сводную графу «Узнал». Вызывает учащихся к доске. 4.1. Учащиеся работают в своих тетрадях и заполняют графу «Узнал» и подтверждают или опровергают уже имеющиеся у них сведения. В том числе по проделанной лабораторной работы.4.2. Учащиеся пишут то, что они узнали. Получается сводная таблица класса.
5 Стадия рефлексии. На данной стадии учитель возвращается к поставленным вопросам учащимися на стадии вызова и просит прокомментировать. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Дают комментарии на поставленные ими же вопросы.
Для закрепления рассмотренного на уроке материала учитель предлагает ответить на тестовые вопросы, которые написаны на слайде. Учащиеся отвечают на вопросы с помощью карточек с номерами (у каждого учащегося).
6 Завершающий этап Учитель пишет на доске домашнее задание. Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.
Приложение №1.Таблица для работы.
Знаю Хочу узнать Узнал
Приложение №2.Тестовые вопросы.
1. Верны ли следующие суждения?
А. Сера – это твердое кристаллическое вещество желтого цвета.
Б. Сера имеет атомный тип кристаллической решетки.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
2. При взаимодействии неметаллов с металлами они проявляют:
окислительные свойства; 2) восстановительные свойства; 3) реакции идут без перехода электронов.
3. При взаимодействии водорода с кислородом, от восстановителя к окислителю переходит:
1 электрон; 2) 2 электрона; 3) 3 электрона; 4) 4 электрона.
Литература:
1. Химия : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара ; под. ред. Н.Е. Кузнецовой. – 4 изд. перераб. - М. : Вентана-Граф, 2013. – 288 с. : ил.
2. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир- Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с. : ил. – (Работаем по новым стандартам).