Итоговое повторение и обобщение по курсу История России конец ХVI-ХVIII вв.


Урок 38. Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России конец ХVI-ХVIII в.».
Цели: обобщение, актуализация и контроль знаний учащихся по курсу «История России. Конец XVI — XVIII в.».
Задачи:
Образовательные: повторить и обобщить пройденный материал по теме: «История России конец 16-18 в.».
Развивающие: способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач.
Воспитательные: воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Технологии: педагогики сотрудничества, критического мышления, развивающего обучения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): систематизировать исторический материал по истории России конца XVI — XVIII в.; выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в конце XVI — XVIII в.; высказывать суждения о значении наследия конца XVI — XVIII в. для современного общества.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
— развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;
— приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
— создание основы для формирования у школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Метапредметные УУД: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации);
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
— использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
— владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Личностные УУД: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, историческое прошлое многонационального народа России;
— осознание учащимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края в контексте общемирового культурного наследия;
— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира; уважение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа, народов России и мира; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2.Работа по теме уроку.
Задание 1.
Выполнение теста:
1.Имя правителя, основавшего новую династию на рубеже веков:
а) Федор
б) Борис
в) Дмитрий
г) Иван
2. Указ, установивший пятилетний срок сыска беглых крестьян:
а) о «заповедных летах»
б) об «урочных летах»
в) о «народном ополчении»
г) о «семибоярщине»
3.Имя московского митрополита, назначенного патриархом московским и всея Руси:
а) Илларион
б) Никон
в) Иов
г) Феофан
4.В каком году началось крестьянское восстание под предводительством Хлопко:
а) 1601
б) 1603
в) 1605
г) 1606
5.Кому была передана власть после смерти Бориса Годунова:
а) Ивану
б) Дмитрию
в) Федору
г) Лжедмитрию
6.В первой половине 17 века срок сыска беглых крестьян был:
а) увеличен до 15 лет
б) увеличен до 10 лет
в) увеличен до 5 лет
7.Прутский поход Петра I закончился:
а) длительной блокадой русской армии
б) потерей Россией крепости Азов
в) полным разгромом янычар
8.Высшим гражданским чином в «Табеле о рангах» являлся:
а) тайный советник
б) канцлер
в) сенатский регистратор
9.В Полтавской битве русское командование ввело:
а) штыковую атаку
б) земляные укрепления
в) использовали казачью конницу
10.Идея организации и открытия Кунсткамеры принадлежит:
а) Михаилу Романову
б) Алексею Михайловичу
в) Петру I
11.При Петре I был издан указ, по которому молодым дворянам без свидетельства об окончании школы запрещалось:
а) жениться
б) выезжать за границу
в) поступать на военную службу
12.В декабре 1790 г. войска Суворова после 9-часового штурма взяли крепость:
а) Керчь
б) Очаков
в) Измаил
13. Кто вступил на престол после смерти Елизаветы Петровны в 1761 году?
а) Екатерина II
б) Петр III
в) Павел I
14.Великим государем-императором Петром III именовал себя:
а) Емельян Пугачев
б) Степан Разин
в) Иван Болотников
15.Кому принадлежат слова: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения»?
а) Пугачеву
б) Радищеву
в) Булавину
Задание 2.
Соотнесите дату и событие.
а) 1533-1584 гг.
б) 1611 г.
в) 1649 г.
г) 1581 г.
1) указ о «заповедных летах»
2) Соборное Уложение
3) образование Первого ополчения
4) война под предводительством Е. Пугачева
а-5; б-3; в-2: г-1; д-4.
а) 1564-1572 гг.
б) 1606-1607 гг.
в) 1662 г.
г) 1700-1721 гг.
1) царствование Павла I
2) медный бунт в Москве
3) Северная война
4) восстание под предводительством И. Болотникова5) опричнина
а-5; б-4; в-2; г-3; д-1.
Задание 3.
Дайте определение понятиям:
-Вотчина
-Земский собор
-Крепостное право
-Мануфактура
-Опричнина
-Поместье
-Самодержавие
-Сословие
-Сословно-представительная монархия
-Ярмарка
Задание 4.
Узнайте, о какой исторической личности идет речь:
1)До 5 лет жил в женском тереме. В 16-стал царем. Во время его царствования произошли крупные народные восстания, но все были подавлены. Произошло также воссоединение Украины с Россией. Любил потешиться соколиной охотой. (Алексей Михайлович.)
2)Был руководителем волнений на юге России. Собрал большое войско, рассылая так называемые «прелестные письма». Знал несколько иностранных языков. Совершил путешествие в Иран, был представлен шаху. Ненавидел воевод, церковников. В народе о нем сложено много песен и стихов. (Степан Разин.)
3)Был четырнадцатым ребенком в семье. Сам имел 12 детей, но в живых осталось двое. В свое царствование увеличил доходы страны вдвое. Создал систему светских школ, ввел гражданский шрифт. Подписал указ о создании Академии наук. Ввел Россию в ранг европейских держав. (Петр I.)
4)К власти пришла с помощью гвардейцев. При ней была отменена смертная казнь и помещики получили право ссылать крестьян на поселение в Сибирь. После смерти оставила 15 тысяч платьев в своем гардеробе. В народе ее с любовью называли «дщерь Петра». (Елизавета Петровна.)
5)По национальности-немка. В России приняла православие и новое имя. Трудолюбива, свято соблюдала православные обычаи. Ввела обязательные прививки против оспы. Проводила успешную внешнюю политику. Заботилась о просвещении, вела переписку с французским философом Вольтером. (Екатерина II.)
6)В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками, французами. Совершил знаменитый Швейцарский поход, разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Прожил 70 лет, дослужился до чина генералиссимуса, попадал в опалу императоров. (Суворов А. В.)
7)Учился в Москве, Петербурге, Германии. Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию. Описал историю славян. Доказал факт существования атмосферы на Венере. Создавал стеклянные украшения, мозаику. (Михаил Ломоносов.)
8)Родился в семье богатого помещика. Был служащим, коллежским асессором. Написал антикрепостническое произведение, за которое суд приговорил к смерти, однако приговор был заменен 10-летней ссылкой в Сибирь. Только после смерти Екатерины II ему разрешили вернуться. (Радищев.)
9)Воспитывался любимой бабушкой. Стал императором в 42 года. Имел трех сыновей. Ограничил барщину тремя днями в неделю, ввел воскресный отдых для крестьян. Запретил носить фраки и круглые шляпы, ввел длинные кафтаны и густые парики по принципу германских. Воевал с Пруссией, Францией, Турцией, Индией. (Павел I.)
Задание 5.
Выскажите свое мнение.
-Каковы причины, методы и последствия реформ Петра I?
-Каковы взаимосвязи и взаимовлияние России и Запада в 18 в.?
-Каковы были альтернативы исторического развития послепетровской России?
-Как оценивала состояние и перспективы развития страны общественная мысль России 18 в.?
-Была ли альтернатива эволюции российского абсолютизма в конституционную монархию?
3.Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование оценок.