Урок по обществознанию на тему Четвёртая власть (Роль СМИ в жизни общества) (10-11 класс)
Конспект урока «Четвёртая власть?».
Организационный момент.
Актуализация знаний. Постановка проблемы и формулирование учебных задач.
Подумайте о следующих фактах, имевших место в начале 20 века. На затерявшемся в океане острове жили две общины колонистов – немцев и англичан, предки которых давно поселились здесь. Они мирно общались между собой, сотрудничали, причин для ссоры не было. Сношения с внешним миром осуществляли корабли, изредка заходившие сюда. В августе 1914 года началась первая мировая война, но на острове об этом ничего не знали, поскольку радиосвязи там не было. Жизнь протекала в привычном порядке. Лишь в 1915 году пришёл корабль, экипаж которого принёс весть о том, что Великобритания и Германия столкнулись в кровавой битве. Обстановка на острове сразу обострилась, отношения между общинами стали враждебными.
Какие выводы можно сделать из этой истории? О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
(Речь будет идти об информации и её влиянии на общество. Информация играет важную роль, от неё зависят отношения между людьми, она влияет на наше мировоззрение).Какие ассоциации возникают у вас при словах «средства массовой информации»?
(газеты, журналы, ТВ, Интернет, радио…)
Прочитайте начало параграфа 19 (с. 200). Какие две точки зрения на СМИ представлены в данном отрывке?
СМИ влияют на людей, управляют ими, формируют их мировоззрение.
СМИ – отражение жизни общества.)Можем ли мы сейчас однозначно ответить на вопрос о роли СМИ в жизни общества? Что для этого нужно знать?
(Изучить СМИ, их особенности, взаимодействие, характер информации, возможности их влияния на общество)
Предложите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.
(называют варианты… «Четвёртая власть?»)
Итак, что такое СМИ? Поработаем с документом.
Прочтите извлечение из закона РФ «О средствах массовой информации».
Выпишите определение понятия СМИ.
(Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)).
Прочитайте высказывание Франклина Рузвельта (с. 202). Какую проблему он поднимает?
(для развития демократии необходимы свободные СМИ)
Итак, СМИ выполняют в обществе ряд важных функций. Запишите в тетрадь.
(на доске слайд: Информационная (сообщение о событиях)
Политической социализации (приобщение людей к полит. ценностям, нормам)
Критики и контроля (анализ и оценка деятельности власти)
Формирования общественного мнения (представление различных общественных интересов, взглядов на политику)
Мобилизационная (побуждение людей к конкретным полит. действиям))
(пояснение учителя)
Эти функции по-разному выполняются различными СМИ.
Так, например, говорят, что радио – для ленивых и торопливых, телевидение – для всех, а газета – для умных (или желающих быть таковыми) (слайд). Подумайте, почему.
Какой источник информации получил наиболее широкое распространение в наше время? (Интернет, телевидение). Но ещё совсем недавно важную роль играли политическая статья и политическая карикатура.
Сегодня мы с вами научимся анализировать политическую карикатуру.
Для этого вы получили алгоритм анализа (приложение 2).
(Анализируют политическую карикатуру на слайде вместе с учителем, затем каждая пара анализирует свою карикатуру, представляет результаты на обсуждение). (слайды)
Чем карикатура привлекает зрителя? Почему данный источник столь популярен в политике? (красочность, доступность восприятия, юмор…)
Понятие «карикатура» - пришло из итальянского языка (в переводе - преувеличивать), основателем карикатуры считается легендарный деятель искусства Леонардо да Винчи. Он создавал гротескные зарисовки на злобу дня, изображал современников и исторических личностей, как бы передавая через внешность уродство их характеров.
В войнах, революциях карикатуру использовали как способ поддержания боевого духа, призыва к борьбе. Создатели карикатур старались в наиболее насмешливой, ярко критикующей форме обрисовать, оскорбить своих врагов.
Можно смело утверждать, что политическая карикатура, была мощным пропагандистским инструментом в «руках» власти, она являлась, является и будет являться эффективным средством политической борьбы!
Основными формами информационного противоборства в ходе Второй мировой войны явились печатная и радиопропаганда. В меньших масштабах были представлены устная пропаганда и наглядная агитация. С первых шагов своей политической деятельности Гитлер уделял огромное внимание информационному воздействию на психику людей. Именно Гитлер, после прихода к власти в Германии, впервые предпринял попытку глобального информационного воздействия (экспансии) на население других стран... Им было создано Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом.
Советское государство ответило на это своей пропагандой, в которой карикатура занимала одно из центральных мест.
Как мы увидели, карикатура может иметь сильное воздействие на взгляды человека: она красочна, эмоциональна, доступна для восприятия.
Не меньшей силой обладает и печатное слово. Прочитайте фрагмент из учебника Л.Полякова «Глобальный мир в 21 веке».
Начатая в 2003 г. война США против Ирака на первом этапе пользовалась довольно широкой поддержкой американцев во многом благодаря массированной кампании размещения в СМИ скрыто оплаченных правительством материалов, подающих события в Ираке в нужном свете. А сам повод к вторжению в Ирак дало сфабрикованное английскими спецслужбами «иракское досье», сообщавшее о якобы ведущейся Ираком разработке оружия массового поражения. Утечка в СМИ этого «досье» резко усилила антииракские настроения в США и Западной Европе, на волне которых и было объявлено решение американской администрации отстранить от власти иракского президента Саддама Хусейна военным путем.
Напротив, разоблачения военных преступлений американских солдат в оккупированном Ираке, сделанные американской прессой в 2005—2006 гг., породили волну возмущения в самих США и сильно сузили базу поддержки иракской политики президента Буша.
Какие выводы вы можете сделать из прочитанного? Как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия? Как вы думаете, что может позволить гражданину избежать таких последствий?
Итак, подведём итог:
СМИ – это «зеркало» общественного мнения или отличный манипулятор? Что должен знать человек, чтобы не стать игрушкой в руках «четвёртой власти»?
Закрепление: (готовимся к ЕГЭ)
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «средства массовой информации». Найдите в приведенном перечне два термина, относящиеся к другому понятию.
1)Газета;2)телевидение;3)телефон;4)журнал;5)радио;6)книга:7)пресса.
Ответ: _36__
2. Соотнесите функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.
Функции СМИ Проявления
А)Информационная
Б)Политической социализации.
В)Критики и контроля.
Г)Формирования общественного мнения.
Д)Мобилизационная.
1)Побуждение людей к конкретным политическим действиям.
2)Приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.
3)Анализ и оценка деятельности органов власти.
4)Выбор, комментирование, оценка информации.
5) представление различных общественных интересов, мнений взглядов на политику.
а б в г д
4 2 3 5 1
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру под которой оно указано.
1) Телевидение; 2)Интернет; 3)СМИ; 4)газета; 5) радио; 6) журнал.
Ответ: __3____
4. Раскрыть смысл высказывания.
Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой (А. Камю)
Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В. О. Ключевский)
Комментарии свободны, но факты священны (С. Прествич)
Рефлексия: продолжить фразу, выразив своё мнение об уроке (любую, представленную на слайде)
Домашнее задание (на выбор):
Составить памятку «Как ориентироваться в мире СМИ».
Написать эссе.
Проследить, как освещается любое полит. событие в различных СМИ и оформить выводы в виде статьи или презентации.
Приложение1.
ЗАКОН О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Свобода массовой информации
В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве
Прuложенuе 2
Политическая карикатура - это изображение известных политиков, вариации на тему актуальных ситуаций, характерных высказываний в комической форме. Политические карикатуры высмеивают негативные стороны политических событий и явлений.
Алгоритм анализа политических карикатур
1. Какова главная идея карикатуры?
2. Что высмеивает карикатура (политическое событие или явление, поведение или внешность политического деятеля)?
3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура.
4. Сторонником какой политической идеологии является автор карикатуры? Аргументируйте свое мнение.
5. На какую социальную группу рассчитана карикатура? Аргументируйте свое мнение.
6. Выскажите свое отношение к главной идее карикатуры.
7. Подумайте, с какой целью создана карикатура (высмеять негативное политическое явление, указать на существенные ошибки политического деятеля, обидеть изображенного политика, возбудить общественное недовольство). Аргументируйте свое мнение.
Приложение 3.
Прочитайте фрагмент из учебника Л.Полякова «Глобальный мир в 21 веке».
Начатая в 2003 г. война США против Ирака на первом этапе пользовалась довольно широкой поддержкой американцев во многом благодаря массированной кампании размещения в СМИ скрыто оплаченных правительством материалов, подающих события в Ираке в нужном свете. А сам повод к вторжению в Ирак дало сфабрикованное английскими спецслужбами «иракское досье», сообщавшее о якобы ведущейся Ираком разработке оружия массового поражения. Утечка в СМИ этого «досье» резко усилила антииракские настроения в США и Западной Европе, на волне которых и было объявлено решение американской администрации отстранить от власти иракского президента Саддама Хусейна военным путем.
Напротив, разоблачения военных преступлений американских солдат в оккупированном Ираке, сделанные американской прессой в 2005—2006 гг., породили волну возмущения в самих США и сильно сузили базу поддержки иракской политики президента Буша.
Какие выводы вы можете сделать из прочитанного?
Как действует механизм политического манипулирования, каковы его последствия?
Как вы думаете, что может позволить гражданину избежать таких последствий?