Конспект интегрированной НОД на тему: «Символика Российской Федерации. Государственный флаг России»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 п. Верховье»
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Символика Российской Федерации. Государственный флаг России»
Воспитатель Быковская Е. А.
Январь 2014г.
Цель: Формирование гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить детей с Государственным Флагом России (цветовое решение, расположение полос;
формировать представление о значении Государственного флага РФ;
уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут
способствовать развитию грамматического строя речи, обогащение словарного запаса по теме «Родина», расширению кругозора;
развивать внимание, память, воображение, образное мышление, логическое мышление, мелкую моторику, конструктивные навыки, умение сравнивать;
воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну - Россию.
Интеграция образовательных областей: физическая культура, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, безопасность, познание.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений о Родине.
Дидактические игры по теме.
Рассматривание иллюстраций: «Москва-столица нашей Родины», «Города России»
Прослушивание песен о Родине.
Материалы: макет (планета Земля, кометы, звезды, солнце, картинки с изображение Кремля, флага, ленты синего, красного, белого цвета, коробочка, картинки - схемы, письмо к родителям, макет флага, опорные картинки, шары белые, синие, красные, листы А 4, ножницы, клей, кисти, салфетки, шнурки, индивидуальный материал. Звукозапись музыкальной композиции Руслана Муратова «Дорога цветов», бой курантов, музыкальная композиция из сборника Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» трек №5 «Салют».
Словарная работа: Страна, россияне, Кремль, куранты, флаг, древко.
Ход занятия.
Звучит музыка Р. Муратова «Дорога цветов», дети входят в зал, становятся в круг.
Педагог. Ребята покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Дети. Тепло.
Педагог. Правильно, тепло. Это тепло ваших добрых рук, возьмите друг друга за руки и подарите его друзьям.
Утро наступает,
Солнышко встречает.
Друг на друга посмотрели
И на стульчики присели.
Дети проходят на стульчики.
Педагог. В космосе бескрайнем
Что-то вдруг случилось,
Ярким-ярким светом
Солнце засветилось.
Осветило звезды.
Разные кометы,
И согрело нашу
Круглую планету.
На планете этой есть леса и горы,
Океаны синие, бескрайние просторы.
На планете этой мы живем друзья,
И гордо называем мы её (земля)
Педагог на макете показывает изображение солнца, звезд, комет, планету Земля.
Педагог. На планете этой много разных стран. Но самая большая наша страна. Ребята, а как она называется?
Дети. Россия Педагог. Правильно ребята, наша Родина - большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы с вами должны гордиться. А как, мы еще можем назвать Россию?
Дети. Отечеством, Родиной- матушкой.
Педагог. Люди которые живут в нашей стране называются?
Дети. Россияне
Педагог. Ребята как называется наша Родина?
Дети. Россия
Педагог. Молодцы ребята, но нам с вами еще многое придется сегодня узнать о нашей стране. Вы согласны?
Дети. Да
Педагог. Но прежде чем мы продолжим, давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам поиграть в словесную игру «Я начну, а вы продолжите» Но прежде мы договоримся о правилах игры. Я начинаю предложение, а заканчивать его будет тот, кто первый хлопнет в ладоши.
1. Нет богатства драгоценнее на свете, чем большие и маленькие (дети)
2. Наша Родина большая, необъятная (страна)
3. Главное богатство в России, живет великий могучий, российский (народ)
Педагог. Мы сказали, что главное богатство нашей страны -это народ. А чем еще богата наша Родина.
Дети. Газ, нефть, полезные ископаемые, леса и реки.
Педагог. Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Он называется столица. У нас с вами он тоже есть. А название столицы я вам предлагаю угадать.
Здесь твое сердце Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем города российским ты глава,
Столица наша славная (Москва)
В Москве на Красной площади
Крепость возвышается,
С башнями красивыми
-Кремль называется.
А на башне со звездой,
Каждый час мы слышим бой.
Часы огромные время отбивают,
Их курантами люди называют
Звучит бой курантов.
Педагог. Ребята как называется столица нашей Родины?
Дети. Москва
Педагог. Любовь к Родине, красоту природы, русский народ передавал в русских народных пословицах, поговорках. Послушайте одну из них. «Москва сердце - России».
У каждого человека есть самый главный орган – это сердце, так и у нашей страны есть самый главный город - Москва. Поэтому и говорят, Москва - сердце России.
У каждого государства есть свои отличительные знаки - это флаг, герб, гимн. Есть они и у России. Это символы, при виде которых каждый человек может догадаться о какой стране идет речь. И сегодня мы поговорим о Российском флаге.
Ребята, посмотрите внимательно на Российский флаг, и скажите, где бы вы могли его видеть (работа с опорными картинками)
Педагог. Молодцы ребята, вы очень внимательны и наблюдательны.
Ребята, встаньте пожалуйста со своих стульчиков и подойдите ко мне… А сейчас давайте рассмотрим флаг, что вы можете сказать о нем?
Дети. …
Педагог. Правильно ребята, это полотнище прямоугольной формы, состоящие из трех горизонтальных полос. Наверху белая, посередине синяя, внизу красная. А еще ребята, нам флаг называется стягом, трехцветным полотнищем.
Педагог. Ребята, а какой флаг?
Дети. Трехцветный, нарядный большой, торжественный.
Педагог. А какие цвета вы видите на флаге?
Дети. Белый, синий, красный.
Педагог. А может кто-нибудь знает, что обозначают эти цвета?
Дети. (предположение)
Педагог. Ребята, а что всегда бывает красным?
Дети. … (предположение)
Педагог. А еще бывает красным - огонь.
Педагог. Красный цвет - обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли всё красивое. Например:
Весна - красна
Красно - солнышко
Девица - красная
Педагог. То есть красный цвет обозначает красоту
Педагог. А что бывает синим?
Дети. Реки, моря, небо
Педагог. Синий цвет обозначает верность, правду, свободу
Педагог. Ребята, а что бывает белым?
Дети. Облака, снег, пена море…
Педагог. Белый цвет- цвет мира, символ мудрости, миролюбия.
Педагог. А сейчас ребята, я хочу рассказать вам сказку о том, как природа выбрала цвет флага. Вы хотите узнать об этом? Тогда усаживайтесь удобнее и слушайте:
«Встретились как- то раз снег, вода и солнце.
Снег говорит
-Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет
И на флаге появилась белая полоса.
Вода собрала своих друзей - моря, большие и малые реки, океаны, озера и все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет
Утром встало солнце посмотрело и сказало: «Я хочу подарить флагу самый яркий красный цвет». И третья полоса стала красной.
Так российский флаг стал трехцветным
Педагог. Ребята, а вы знаете, почему полосы на российском флаге расположены так, а не иначе?
Дети. (предположение)
Педагог. Затрудняетесь, хорошо я вам расскажу:
Красная полоса - наша прекрасная, красивая земля
Над землей синее небо - это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое и светлое, доброе.
Педагог. Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым?
Дети. Добрые дела, поступки, улыбки, дружба.
Педагог. Поэтому верхняя полоса предназначена для белого цвета.
Ребята, вы хорошо ответили на вопросы, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и немного поиграть.
Подойдите, пожалуйста, ко мне и возьмите по одной ленточке, можете взять в любую руку. А теперь, встаньте в кружок.
Белые ленточки - это снежинки, те ребята, которые выбрали белые ленточки, поднимут руки вверх и будут покачивать из стороны в сторону
Красные ленточки - это солнышко, те ребята, которые выбрали красные ленточки, поднимут руки вверх и покружатся.
Синие ленточки - это ручейки, те ребята, которые выбрали синие ленточки, выставят руки вперед и будут выполнять взмахи руками снизу вверх.
Все движения мы будем выполнять под легкую музыку, поэтому и двигаться мы с вами должны легко.
(звучит музыкальная композиция из сборника Т. Суворова» Танцевальная ритмика для детей» трек №5 «Салют)
После окончания музыки, все становятся на своем месте.
А теперь послушайте следующее задание, вам нужно положить ленточки в коробочку следующим образом:
В ячейку с цифрой 1- белые ленточки
с цифрой 2- синие
с цифрой 3- красные
Посмотрите, что у нас получилось.
Дети. Флаг.
Педагог. Молодцы ребята, а сейчас пройдите за столы и послушайте следующие задание:
У вас на столах лежат листы, возьми лист под цифрой один, на нем изображены флаги разных государств. Рассмотрите их, чем они похожи?
Дети. (высказывание)
Педагог. Чем отличаются?
Дети. (высказывание)
Педагог. Правильно, а теперь найдите на листе российский флаг и вырежьте его по контуру. Будьте осторожны с ножницами, внимательны и добры друг к другу
…
Молодцы, а теперь положите ножницы и послушайте следующие задание.
Педагог. Возьмите лист под цифрой 2 и скажите, что изображено на нем?
Дети. … палка
Педагог. Да, это палка, а еще ее называют шестом, древко, к нему крепится флаг.
Возьмите флаг и приклейте его к древко.
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
Ваши работы вы можете подарить своим папам и дедушкам на предстоящий праздник - 23 февраля.
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о российском флаге. И я предлагаю вам рассказать об этом вашим папам и мамам. Давайте напишем им письмо, но письмо необычное, в картинках.
Педагог. Ребята, мы говорили о самой красивой планете на свете?
Дети. Да.
Педагог. Как она называется?
Дети. Земля.
Педагог. А как называется страна, в которой мы живем?
Дети. Россия.
Педагог. И всему голова столица нашей родины?
Дети. Москва.
Педагог. Три полоски на нем, как мы его назовем?
Дети. Российский Флаг.
(педагог по порядку наклеивает контурное изображение планеты, карты, Кремля, флага)
Педагог. Ребята, вы - маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будите любить своих друзей и близких. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и дружно скажите:
«Если дружба велика, будет родина крепка».