Работа с текстом в 5 классе по теме Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
Задания по работе с текстами:
1.Внимательно прочитайте текст.
2. Выделите в нём ключевые слова.
3. Опираясь на ключевые слова, определите тему текста.
4. Определите основную мысль текста.
5. Найдите средства выразительности, позволяющие автору раскрыть тему и идею текста.
Чудесная книга (текст 1)
В воскресенье Веня отправился следы звериные читать. Он взял с собой братишку Васю.
В лесу красота! Будто сказка. Вьюга украсила сосны лохматыми шапками. Берёзки надели искристые накидки. Красногрудые снегири, как живые игрушки, по веткам прыгают.
Объясняет Веня брату, где какой зверь прошёл. Здесь лось пробил снежную корку. Вот ласка след оставила, как двумя пальцами провела. Под дубом лисица мышку съела.
Пошли ребята по заячьему следу. Вдруг видят: в ловушке заяц бьётся. Шёрстка вся кровью вымазана, съёжилась. Веня снял с русака кольцо и отпустил его на волю.
По следам чужих лыж мальчики нашли ещё пять ловушек. Веня поломал их. Так проучили юные друзья леса нарушителя законов охоты.
Удачный день был у братьев. Много интересных страниц прочли мальчики в чудесной снежной книге.
(По А.Фёдорову)
Сказка в лесу (текст 2)
Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.
Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим – напёрсток. Здесь – пряник, там – яблоко.
Утром сказочник привёл на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибом она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.
Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.
(По К.Паустовскому)
Печальный случай (текст 3)
Весной на берегу своя жизнь. Водяная крыса чистит шубку. Ужи греются на песке. Утки ищут пищу. В кустах поют соловьи.
Но вдруг началась драка полевых воробьёв. Живым клубком воробьи закружились в воздухе. Серые перья полетели на землю.
В драке воробьи забыли осторожность. Ястреб со свистом рассёк воздух и схватил одного забияку.
Сразу настала тишина. Молча кинулись драчуны в кусты. А хищник съел добычу и опять кружит в воздухе.
(По И.Недоле)
Лесной доктор (текст 4)
Однажды в лесу мы поспешили на звук топора. Но поздно! Два паренька уже срубили живую осину.
Осмотрели мы свежее дерево. Внутри ствола была длинная пустота. Это прошёл червяк. А из пустоты было восемь дырок наружу. Это дятел. Он лечил дерево. Пробил одну дырку, другую. Семь дырок сделал «хирург». Только на восьмой захватил вредителя. Съел дятел червяка и спас осину. А ребята её погубили.
Мы вырезали этот кусок. Он будет замечательным экспонатом для музея.
(По М.Пришвину)