Урок математики (3 класс) Сложение и вычитание чисел в пределах 100


Министерство образования и науки РФ
Областное казенное образовательное учреждение « Школа-интернат для детей с ОВЗ №3» г. Курска
Открытый урок
по теме
«Сложение и вычитание чисел
в пределах 100»
Учитель начальных классов
Киреева Наталия Борисовна
Курск 2016
Цель: закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100;
Образовательные задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100;
- учить применять эти знания при решении примеров и задач;
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать произвольное внимание путем решения примеров и задач;
- корригировать и развивать связную устную речь (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса);
-корригировать и развивать память обучающихся путем выполнения заданий по счету предметов;
-корригировать мыслительные операции (умение работать по словесной инструкции, классифицировать, сравнивать ) ;
-корригировать и развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие через выполнение упражнений в узнавании и назывании геометрических фигур;
-корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, ритмичность, плавность движений) путем выполнения письменных заданий на доске и в тетради;
- корригировать и развивать личностные качества обучающихся (навыки самоконтроля, усидчивость и выдержку, умение выражать свои чувства);
- расширять кругозор обучающихся;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к математике, любовь к природе; формировать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Оборудование: презентация; картонные билеты с числами в пределах 100; фрукты из картона с примерами; вагончики с геометрическими фигурами и примерами; самолет из картона; счеты;
Ход урока:
I.Оргмомент.Здравствуйте! Подравняйтесь, проверьте, Все ль на месте? Все ль в порядке? Готовы книжки и тетрадки? Можно начинать урок. Садитесь.- И прекрасна, и сильна математики страна. Зачем нужно знать математику? 1. Без счета не будет на улице света. Без счета не сможет подняться ракета. 2. Без счета письмо не найдет адресата. И в прятки сыграть не сумеют ребята. 3. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. - Давайте изучать математику и подниматься в ее царстве по ступенькам все выше и выше. II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы с вами закрепим приемы сложения и вычитания в пределах 100. А для этого совершим увлекательное путешествие в «Царство Математики». Передвигаться мы будем на различных видах транспорта. Какой транспорт вы знаете? (наземный, воздушный, водный или автобус, троллейбус, поезд, самолет, корабль…)III. Устный счет.
- На каком транспорте мы начнем наше путешествие? Отгадайте загадку.
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-po-doroge-dom-idet.html"
Что за чудо – длинный дом!Пассажиров много в нем.Носит обувь из резиныИ питается бензином. (Автобус) Слайд
 - Итак, отправляемся в путешествие на автобусе. Что надо сделать, перед посадкой в автобус? (Купить билеты)
- Чтобы купить билеты давайте посчитаем круглыми десятками по цепочке. Начинаем от 10. ( Дети называют числа, а я раздаю им билеты с двузначными числами в пределах 100. Для инд. Заданий: числа от 1 до 7, от 1 до 10)- Молодцы! Все получили билеты, на которых вы видите числа. Давайте назовем число и его «соседей». (54, 32, 60, 78, 49, 81, 25, 57; инд. Назвать числа не карточке-билете)
- Итак, мы едем в автобусе за город. Давайте вспомним правила поведения в автобусе во время движения. (…)- Ехали мы, ехали и куда приехали? Прочитайте название остановки.
Слайд («Арифметическая»)
- Решите задачи.
Наша Катя в гости шла,
И гостинцы всем несла:
5 пирожных с кремом белым,
5 фруктовых, 7 медовых.
Отвечай ка поскорей,
Сколько было сладостей? (7)
Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели,
20 сочных наливных, 5 с кислинкой,
Сколько их? (25)
32 малинки лежали у Вити в корзинке,
20 он отправил в рот, остальные приберег.
Сколько малинок осталось в корзинке? (12)
- Молодцы, правильно сосчитали. Слайд (черный)
IV. Гимнастика для пальцев.
- Давайте подготовим наши пальчики к работе в тетрадях.
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики пешком,
А четвертые бегом,
Пятый пальчик побежал и упал.
( Соединяют подушечки пальцев рук, начиная с большого)
V.Чистописание.- Откройте тетради. Какое число будем прописывать? (74) Сколько десятков и единиц в числе? Назовите соседей числа.
- Что будем рисовать на следующей строке? (Кораблик)
- Из каких геометрических фигур он состоит? (треугольник и четырёхугольник)
- Каким цветом раскрасите треугольник? (красным)
- А четырёхугольник? (синим)
- Запишите число, классная работа, выполните задания по образцу. (Индивидуальная работа с некоторыми детьми)

VI. Работа по теме урока.
Решение примеров со скобками.
- Итак, мы продолжаем путешествие уже на корабле. Какой это вид транспорта? (Водный) Движемся по волнам математического моря и оказываемся на острове «Весёлой математики». Слайд
На этом острове растут чудесные фрукты. Мы сможем их собрать и попробовать, если выполним задания, которые даны на них. (На доске вырезанные из картона фрукты с примерами на обратной стороне)
- Выбираем фрукт, записываем пример и решаем его. Если решили правильно, кладем фрукт в корзину.

83 – (100 – 48) = 31 54 + (62 – 20) = 12
70 – (25 + 13) = 32 45 + (59 – 44) = 30

- Молодцы, ребята. Правильно решили примеры. Собрали много фруктов в корзину. Какие из этих фруктов мы можем вырастить в наших садах? (яблоки и груши)
2. Физкультминутка «Шоферы».
- Продолжаем путешествие. Поедем на машине. Выполним движения все вместе.(Один ученик показывает движения)
3. Решение задачи.
- Ехали мы, ехали и куда приехали? Следующая остановка «Задачкино» Слайд Давайте составим задачу по краткой записи Слайд
( У Маши было 32 карандаша, а у Ани на 13 карандашей больше. Сколько карандашей было у Маши и Ани вместе?)- О чем эта задача?
- Сколько карандашей было у Маши?
- Что сказано про количество карандашей у Ани?
- Что надо узнать в задаче?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Как узнать сколько карандашей было у Ани?
- Как узнать сколько всего карандашей было у девочек вместе?
- Давайте запишем решение и ответ задачи на доске и в тетради.
(Запись решения и ответа на доске и в тетради)
32 к. + 13 к. = 45 к. у Ани.
32 к. + 45 к. = 77 к. у Маши и Ани вместе.
Ответ: 77 карандашей у Маши и Ани вместе.
- Итак, что мы сейчас делали? Слайд (черный)
4. Самостоятельная работа.
- Продолжаем путешествие по математической стране и теперь мы с вами полетим на самолете.(Самолет на доске)В самолете лететь долго, поэтому чтобы не скучать, мы выполним самостоятельную работу по решению примеров.
- Каждый получит карточку с примерами. Переписывать примеры не надо, результат пишете на карточке. (Дети получают карточки в виде вагончиков с геометрическими фигурами и числами от 1 до 10)
- Итак, полет прошел нормально, идем на посадку и проверяем, как решили примеры .На доске примеры с ответами, проверьте. Если неправильно, то исправьте, зачеркнув простым карандашом.
75 – 35 = 40 54 + 46 = 100
96+ 4 =100 100 – 84 = 16
82 – 30 = 52 69 – 26 = 43
- Молодцы, хорошо справились с работой. А теперь давайте прикрепим карточки к доске по порядку следования номеров на них. У кого №1?
(Дети выходят по очереди и выставляют вагончики на доске.)
- Какого цвета вагончик?
- Какая фигура на вагончике? (треугольник) Какого цвета?
- Посмотрите, что мы составили? (Поезд) Сколько в нем вагонов?
- На этом поезде мы вернулись из путешествия по математической стране.
V. Итог урока.
- Давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке? На чем путешествовали?
VI. Задание на дом.
Стр. 204, № 12(а) 1 ст.
VII. Рефлексия.
- У вас на партах солнышко и тучка. Если у вас сейчас хорошее настроение, то поднимите солнышко, если не очень хорошее, то поднимите тучку.
- Ребята, покажите свои солнышки гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение. Это значит, что у нас с вами все получилось. Урок окончен.