Основная рабочая программа по Робототехнике (2-4 кл.) с интегрированным курсом Певолого

ПрОГРАММА начального общего образования
МОУ «СОШ
Внеурочной деятельности
Общеинтеллектуального направления
курс «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИя «РОБОТОТЕХНИКА»»

Пояснительная записка
Статус документа
Программа начального общего образования МОУ «СОШ» по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Познавательно-развивающие занятия «Робототехника»» создана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ»,методических рекомендаций разработчиков LEGO из серии Lego Education.
Программа конкретизирует содержание требований Федерального государственного образовательного стандарта начального образования внеурочной деятельности по курсу «Познавательно-развивающие занятия «Робототехника»», основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; последовательность изучения разделов и тем курса. Основная программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей.

Структура документа
Программа содержит:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики спортивно-оздоровительного направления;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) описание места курса в учебном плане внеурочной деятельности;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного курса;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;
6) содержание учебного курса;
7) учебно-тематический план;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Общая характеристика курса «Познавательно-развивающие занятия «Робототехника»»

Содержание обучения и воспитания общеинтеллектуального направления ориентировано на формирование личностной и социальной компетенции, посвящены образу Я, принятию решений и общению; на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Организация работы с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность.
Играя с роботом, школьники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их.

Основные содержательные линии
Основные содержательные линии курса «Робототехника» определены стандартом начального общего образования второго поколения и имеют практико-ориентированную направленность и представлены в программе содержательными модулями: «Конструирование» и «Решение прикладных задач». Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребёнка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы универсальных учебных действий.

Цель курса
В результате обучения курсу «Робототехника» реализуется цель:
овладения навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Задачи курса:
организовать деятельность школьников во внеурочное время.
развивать всесторонне личность учащегося:
Развитие навыков конструирования
Развитие логического мышления
Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.
познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах
развивать у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.
обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
развивать творческие способности и логическое мышление детей;
развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Место курса в плане внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности МОУ «СОШ», отводит на изучение курса «Познавательно-развивающие занятия «Робототехника»», в 2-4 классе 34 ч в год, всего 68 часов. Интегрированный курс «Перволого» (автор Е.И. Яковлева).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания курса «Робототехника» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные Программой начального общего образования второго поколения.

Ценностные ориентиры содержания курса «Познавательно-развивающие занятия «Робототехника»»

Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает три уровня результатов.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Результаты освоения учебного курса «Познавательно-развивающие занятия «Робототехника»»

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:
Обучающийся научится
знать простейшие основы механики;
различать виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
понимать технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
Обучающийся получит возможность научится
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
реализовывать творческий замысел.


Основное содержание курса «Познавательно-развивающие занятия «Робототехника»» (68 ч)

В процессе активного конструирования, исследования, проведения исследования, испытаний и обсуждения результатов у обучающихся развивается широкий спектр навыков и знаний.
Естественные науки
Научные исследования, включающие в себя изучение различных факторов на работу простых механизмов. Наблюдение, описание и представление результатов.
Обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как энергия ветра, понятия площади , зубчатой передачи, вращения, равновесия, вращения, понятия массы, соударения, силы трения, наклонной плоскости, считывания показаний шкалы при измерении расстояния, понятия силы, понятия трения.
Технология
Работа с различными элементами механизмов и конструкций с целью приобретения технических знаний. Оценка результатов с технической точки зрения; развитие дизайнерских навыков. Дети изучают шестерни, колёса, оси, рычаги и блоки; проектируют и конструируют модели и проводят их испытания; учатся принимать решения в соответствии с поставленной задачей, выбирать подходящие материалы, оценивать полученные результаты, пользоваться двухмерными чертежами в инструкциях для построения трёхмерных моделей, приобретают навык слаженной работы в команде.
Математика
Обучающиеся осваивают стандартные и нестандартные способы измерения расстояния, времени, массы, а также чтение показаний измерительных приборов. Они учатся производить расчёты, обрабатывать данные, строить графики и принимать решения.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

Учебно-тематический план
1 год обучения


п/п
Темы
Количество часов



Всего
Теория
Практика


Конструирование
16
8
8


Знакомство с ЛЕГО
1
0,5
0,5


Знакомство с ЛЕГО продолжается (Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра)
1
0,5
0,5


Путешествие по ЛЕГО-стране. Изучение механизмов.
1
0,5
0,5


Исследователи механизмов.
Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.
1
0,5
0,5


Конструирование и программирование заданных моделей (крокодил).
1
0,5
0,5


Конструирование и программирование заданных моделей (крокодил).
1
0,5
0,5


Волшебные модели.
1
0,5
0,5


Модели: автомобили.
1
0,5
0,5


Автомобили.
1
0,5
0,5


Проект «Рыцарский турнир»
1
0,5
0,5


Проект «Рыцарский турнир»
1
0,5
0,5


Проект «Школьный двор»
1
0,5
0,5


Проект « дворец для принцессы»
1
0,5
0,5


Проект « Детская площадка»
1
0,5
0,5


Проект « Детская площадка»
1
0,5
0,5


Обобщение пройденного. Специальный транспорт.
1
0,5
0,5

Решение прикладных задач
18
9
9


Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы.
1
0,5
0,5


Работа с рисунком и формами Черепашки.
1
0,5
0,5


Работа с рисунком и формами Черепашки.
1
0,5
0,5


Объекты, управление объектами (программирование черепашки).
1
0,5
0,5


Объекты, управление объектами (программирование черепашки).
1
0,5
0,5


Взаимодействие объектов, сложные (ветвящиеся) алгоритмы.
1
0,5
0,5


Взаимодействие объектов, сложные (ветвящиеся) алгоритмы.
1
0,5
0,5


Взаимодействие объектов, сложные (ветвящиеся) алгоритмы.
1
0,5
0,5


Работа с текстом.
1
0,5
0,5


Работа с текстом.
1
0,5
0,5


Работа с графической информацией.
1
0,5
0,5


Работа с графической информацией.
1
0,5
0,5


Работа с графической информацией.
1
0,5
0,5


Работа со звуковой информацией.
1
0,5
0,5


Работа со звуковой информацией.
1
0,5
0,5


Создание простейших мультимедийных проектов.
1
0,5
0,5


Создание простейших мультимедийных проектов.
1
0,5
0,5


Создание простейших мультимедийных проектов.
1
0,5
0,5


Учебно-тематический план
2 год обучения


п/п
Темы
Количество часов



Всего
Теория
Практика


Решение прикладных задач
16
8
8


Аппликация «Мой портрет».
1
0,5
0,5


Аппликация «Лето».
1
0,5
0,5


Аппликация из листьев.
1
0,5
0,5


Виртуальная экскурсия. Поиск в интернете, импорт текста и рисунков в ПервоЛого. Команды черепашки.
1
0,5
0,5


Коллаж «Зимний пейзаж».
1
0,5
0,5


Проект «Снеговики». Вставка фотографий коллажа, анимация и копирование черепашек.
1
0,5
0,5


Проект «Видеооткрытка». Видеозахват в iMove, новогоднее поздравление
1
0,5
0,5


Проект «Видеооткрытка». Видеозахват в iMove, новогоднее поздравление
1
0,5
0,5


- Проект "Волшебница Зима". Работа в программе Comic Life. Использование и закрепление полученных навыков при создании проектов в начальной школе.
1
0,5
0,5


Проект "Волшебница Зима". Работа в программе Comic Life. Использование и закрепление полученных навыков при создании проектов в начальной школе.
1
0,5
0,5


Проект «Сказочные задачи ». Придумать и записать задачу с героями сказки «Теремок».
1
0,5
0,5


Проект «Сказочные задачи ». Вставка фото в формы черепашки, редактирование форм, анимация в режиме светофора.
1
0,5
0,5


Проект «Календарь». Создаем календарь из фотографий в Word или в iPhoto
1
0,5
0,5


Проект «Календарь». Создаем календарь из фотографий в Word или в iPhoto
1
0,5
0,5


Проект «Новогодняя открытка». Анимированная открытка.
1
0,5
0,5


Проект «Новогодняя открытка». Анимированная открытка.
1
0,5
0,5


Конструирование
18
9
9


Водный транспорт
1
0,5
0,5


Проект «Водный транспорт»
1
0,5
0,5


Проект «Район, в котором я живу!» Симметричность LEGO моделей
1
0,5
0,5


Устойчивость LEGO моделей.Военный транспорт.
1
0,5
0,5


Военный транспорт.
1
0,5
0,5


Голодный аллигатор
1
0,5
0,5


Проект « Вратарь. Ликующие болельщики»
1
0,5
0,5


Непотопляемый парусник
1
0,5
0,5


Главная площадь в Моделирование достопримечательностей
1
0,5
0,5


Обезьянка – барабанщица
1
0,5
0,5


Обезьянка – барабанщица
1
0,5
0,5


Любимый сказочный герой. Моделирование из LEGO VEDO
1
0,5
0,5


Моделирование сюжета из LEGO VEDO/ Порхающая птица
1
0,5
0,5


Моделирование сюжета из LEGO VEDO
1
0,5
0,5


Моделирование сюжета из LEGO VEDO
1
0,5
0,5


Проект «LEGO и сказки»
1
0,5
0,5


Проект «LEGO и сказки»
1
0,5
0,5


Обобщение изученного. «Робот моей мечты».
1
0,5
0,5


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Литература:
Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WEDO (LEGO Education WeDo), разработка LEGO Group, 2009г.
Е.И. Яковлева Сборник проектов «Логомозайка» - Москва, ИНТ
Е.И. Яковлева «ПервоЛого» - Москва, ИНТ



Программа начального общего образования МОУ «СОШ», по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Познавательно-развивающие занятия «Робототехника»»
не менее 1 экз. на класс


Рабочая программа начального общего образования МОУ «СОШ», по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Познавательно-развивающие занятия «Робототехника»»
не менее 1 экз. на класс

Технические средства


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
не менее 1 экз. на класс


Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
не менее 1 экз. на класс


Компьютер
не менее 1 экз. на класс


Нетбуки
на каждого ученика


Мультимедийная доска
не менее 1 экз. на класс


Фотокамера (цифровая)
не менее 1 экз. на класс


Видеокамера цифровая со штативом
не менее 1 экз. на класс


Конструктор Lego WeDo
на каждого ученика

Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
не менее 1 экз. на класс


Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (в том числе электронные учебники, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, игровые компьютерные программы), соответствующие содержанию обучения
не менее 1 экз. на класс


Технологические карты, книга с инструкциями (в том числе электронные)

не менее 1 экз. на класс

Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев
на каждого ученика


Стол учительский с тумбой
не менее 1 экз. на класс


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
не менее 1 экз. на класс


Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
не менее 1 экз. на класс










13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14815




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315