Презентация по литературе на тему Трагедия гражданской войны на страницах романа М.А. Шолохова Тихий Дон (12 класс)
Трагедия гражданской войны на страницах романа М.Шолохова «Тихий Дон»
Наша задача – разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем, затронутых Шолоховым; и за всем этим проследить судьбу человека, судьбу народа, оказавшегося втянутым в водоворот страшных исторических катаклизмов, ломки вековых жизненных устоев, увидеть и прочувствовать трагедию народа, прошедшего через первую мировую и Гражданскую войны.
Шолохов начал свой роман не так, как он его задумывал, не с событий Гражданской войны, а с описания мирной казачьей жизни до революции. Это и описание картин рыбной ловли, и охоты, и свадьбы, и народные казачьи песни, и, конечно же, сцены труда, которых особенно много в первой книге: это и сенокос, и уборка урожая, и пашня. И, конечно же, любовь. Зачем это было нужно писателю? Это нужно было, чтобы показать нормальную человеческую жизнь.
А вот дальше начинаются события 1914 года, события первой мировой войны. Сразу бросается в глаза антитеза (противопоставление) «чудовищной нелепицы войны» картинам мирной жизни. Шолохов изображает войну правдиво, без прикрас, во всей ее жестокости и бесчеловечности. Война и есть тот страшный катаклизм, который разрушает нормальную человеческую жизнь, калечит психику. Не случайно далее писатель использует выражения «визги», «драки», «гневное ржание». Вот то, что сопровождало начало войны. В авторских оценках присутствует явное неприятие войны: «глухо охает земля, распятая множеством копыт», «хмурое лицо земли оспой взрывали снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали», «вызревшие хлеба топтала конница», «колосья скорбно шуршали», «великое разрушение и мерзостная пустота» - вот далеко не полный перечень того, как Шолохов характеризует войну.
Война, по мнению Шолохова, калечит душу, убивает в ней человеческое начало. Обесценивается сама человеческая жизнь. «Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория больше не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрецом – четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил». «Я, Петро, уморился душой,- говорит Григорий брату,- будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня всего и выплюнули». А сам Шолохов добавляет, что «какая-то гниль сомнения угнетает душу Григория». К концу войны ему все чаще снятся, вспоминаются родные донские степи, все сильнее хочется вернуться домой к мирному труду, к нормальной человеческой жизни. Кроме того, Шолохов показывает, что за время империалистической войны и на Дону жизнь как-то вся разладилась: вековечные нормы и правила народной жизни разрушились. Писатель говорит, что так не должно быть, ибо это противоречит законам человеческого бытия.
Шолохов явно одобряет, что казаки покинули фронт и отправились по своим домам. Причем его будут упрекать критики, что он не показал Октябрьскую революцию, что казаки так и не пришли в Петроград, а они действительно не пришли, так как им это было совсем не нужно. Они вернулись к своей нормальной жизни. Однако радость казаков-фронтовиков от мирной жизни оказалась недолгой. Шолохов пишет: «Вернувшись с фронта, казаки и не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне». Название этим горьким тяготам – гражданская война.
Вину за начало войны Шолохов возлагает не на красных и не на белых, а на тех и на других. Он не случайно у есаула Чернецова было много общего, тождественного с красным комиссаром Подтелковым. Они оба – фанатики своей идеи, непримиримые враги. Они оба хотели только воевать, готовы были сотнями и тысячами истреблять своих врагов, идти до конца, лишь бы доказать свою историческую правоту. А казаки желали «замирения» (словечко, которым Шолохов описывает состояние фронтового казачества, которое не хотело более воевать ни за тех, ни за других). Не случайно старший брат Григория Мелехова Петр произносит горькие слова: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом. Чёртова жизня, и время страшное!»
И опять главным композиционным приемом, который использует Шолохов в третьей части романа, становится антитеза, т.е. противопоставление картин мирной казачьей жизни: круговорот природы, любовь и дети, а напротив - война, ее жестокость. Революционные суды расстреливают только за то, что человек является казаком и носит штаны с лампасами. Но и белые тоже свирепствуют. Они рубят шашками, расстреливают и порют плетьми пленных красноармейцев. Они также устраивают военно-полевые суды. На страницах романа появляется списки казаков, казненных красными, списки пленных красноармейцев, казненных белыми.
Одна жестокость вызывает ответную жестокость. Все натуралистичнее становятся сцены жестоких расправ и убийств. Особенно страшна сцена, где Дарья, жена Петра Мелехова, женщина, убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова. Злость распространяется на целые семьи. Автор рассказывает о том, как некий Митька Коршунов, родной брат Натальи Мелеховой, после захвата белыми хутора Татарского, отправляется казнить всех, кто, с его точки зрения, участвует в красном движении или просто сочувствует красным. Вслед за этим карателем тянется кровавый след из убитых им мужчин, женщин и детей, вспыхивают пожары. Затем в станицу возвращается Мишка Кошевой и первым делом убивает деда Гришаку, родственника Митьки Коршунова. И теперь уже за Мишкой Кошевым тянется кровавый след из убитых, сгорают дотла некогда богатые казачьи курени.
«Мы все теперь душегубы, а уж Григорий твой душегуб из душегубов»,- бросает в лицо матери Григория Мелехова, тем самым оправдывая себя Мишка Кошевой, и это для Шолохова самое страшное. Однако и здесь художник убежден, что так не должно быть, что это противоречит законам человеческого бытия. Гражданская война страшна для Шолохова не только тем, что калечит души отдельных людей, она разрушает семейные, родовые связи, она целые народы ставит на грань взаимного уничтожения. Писатель Борис Васильев писал по этому поводу: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия».
А противостоит войне у Шолохова простая русская женщина. Так Наталья Мелехова врачует искалеченную войной душу мужа Григория. Так Дуняшка против воли матери идет замуж за своего любимого Мишку Кошевого, несмотря на то, что тот убил ее брата Петра. Она любит мужа, однако бежит предупредить брата Гришку о смертельной опасности, тем самым помогая ему избежать ареста и расстрела. Наконец, именно женщины осуждают расстрелы пленных, требуют прекратить эту братоубийственную войну. Вспомним хотя бы ту самую величественную старуху-казачку, потерявшую на войне трех своих сыновей, но, тем не менее, спасающую жизнь чернявого красноармейца.
Народную правду выражает в этом романе и старик Чумаков: «Ну, мыслимое ли это дело, чтобы русские православные люди сцепились между собой и удержу нет. Пора кончать». И конец Гражданской войне все-таки наступает. Шолохов связывает это не с тем, что у красных оказались большие силы, а что красные поняли, что нельзя прижимать казаков, ликвидировать как сословие, что нельзя свирепствовать, а нужно просто дать возможность людям вернуться к мирному труду. И вот когда они вернулись к труду, то уже те самые казаки и казачки уже не принимают банду Фомина, не дают себя втянуть в новую кровавую авантюру, потому что Фомин мешает им нормально жить и мирно трудиться на своей земле.
Наконец, после всех волнений, катаклизмов и завихрений затихает Дон. На страницы романа возвращается спокойное величие. Эпос народной жизни потому и эпос, что он вечен, как вечна сама жизнь. Характеризуя свой замысел, Шолохов писал, что «хотел показать красоту и очарование простого человека Григория Мелехова», но не сумел до конца осуществить задуманное. Писатель прекрасно понимал, что если за его любимым героем стоит столько крови, то быть идеалом он все-таки уже не может. Не случайно и Григорий говорит, что «у его жизни неправильный ход» и что он в этом тоже «дюже виноватый». Вот она античная трагедия XX века: без вины виноватые. Таким образом, Григорий Мелехов воплотил в себе не только трагическую судьбу простого человека, которого жестоко перемалывают жернова истории, но и историю всего русского народа. Григорий Мелехов так и не стал для писателя идеалом красоты и величия человеческого духа. А таким идеалом в романе «Тихий Дон» для Шолохова стала простая русская женщина. Но об этом мы поговорим на следующем нашем занятии.