Урок по литературе на тему Трагедия Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова Тихий Дон(11класс)


Цели урока: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕПостигая правду о гражданской войне(Система уроков по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон») - облегчить учащимся постижению содержания и смысла многотомной эпопеи; подвести их к пониманию глубины и неоднозначности личной и гражданской трагедии Григория Мелехова, его близких, всей страны; раскрыть причины этой трагедии в понимании автора; - углублять и совершенствовать навыки проблемного анализа художественного произведения, навыки анализа образов литературных героев;- вызвать ребят на размышление о смысле жизни, своего места в ней, своей жизненной позиции, тем самым продолжая работу по формированию у них важных нравственных качеств: целеустремленности, четкости жизненных принципов, стойкости в борьбе с трудностями, гуманного отношения ко всему живому. Шолохов Михаил Александрович родился 11 мая 1905, на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского. Русский писатель; крупнейший русский прозаик, наиболее яркий советский писатель- не интеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса; академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967,1980). Лауреат Сталинской(1941), Ленинской(1960) и Нобелевской(1965) премий. -«Донские рассказы»-«Тихий Дон» ( 1-2 книги –1928,3-я книга- 1929 –32 ,4-я книга- 1937- 40),«Поднятая целина»«Они сражались за Родину»«Судьба человека» Ход урока Вступительное слово учителя.Сегодня мы проведём урок – исследование по роману М.Шолохова «Тихий Дон» «Постигая правду о гражданской войне…». Предметом нашего исследования будет история семьи Мелеховых как отражение социальных катаклизмов эпохи. Нет, наверное, более подходящей книги, чтобы задуматься над смыслом нашего времени, чем «Тихий Дон».2. Выступление ученицы с сообщением биографии М. Шолохова.( звучит музыка, показ слайдов ).3. Сообщение 1 ученикаВ романе – эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя и лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев. Несчастья накрывают людей, как всё сметающая на своём пути снежная лавина… Ожесточение, взаимное непонимание, обиды и кровь. Тихий Дон На родине М. Шолохова Дом ,где родился М.Шолохов Станица Вёшенская Родные просторы Рукопись «Тихого Дона» 4. Сообщение 2 ученика.Действие «Тихого Дона» продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Её начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914 г. Между первой и второй книгами – временной перерыв, четвёртая часть открывается словами «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь».Остаётся лишь несколько месяцев до Февральской революции и год до Октябрьской. Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно подробнее описывается первая , неудачная , попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтёлкова, казнь подтёлковцев 28 апреля 1918 г., изображённая в конце второй книги «Тихого Дона».В третьей книге художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г. – за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания». 5. Работа с текстом.В казачьей песне, которую вы слышали в начале, были такие слова:«…батюшка, славный Тихий Дон. Ты кормилец наш, Дон Иванович». (См. эпиграф к книге 3). Дон – это не просто живой , одухотворённый образ, это родитель – самое близкое, что может быть у человека. Но река – это и символ жизни, судьбы человека. Какова же судьба детей Дона?На примере семьи Мелеховых посмотрим, как на судьбе этой семьи отразились социальные катаклизмы эпохи. Задание: Сравните два отрывка(экспозиция и эпилог романа):а) «Мелеховский двор – на самом краю хутора…»;б) «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий…». Сравнение двух «краёв» романа позволит определить, что было и что осталось у героя в жизни.Учащиеся заполняют две колонки, первая из которых значительно преобладает даже зрительно. «Вот и вся семья Мелеховых». (История семьи Мелеховых как отражение социальных катаклизмов эпохи). Осталось:ДуняшкаМишаткаМихаил Кошевой Было:Пантелей ПрокофьевичИльиничнаДуняшкаПетроДарьяИх ребенокНатальяМишаткаПолюшкаАксинья Почему так случилось? Что лежит между тем, что было и что осталось? Как теперь жить? Кто виноват? . . Анализ эпизода встречи Григория, прибывшего с фронта на побывку (13 – 14 главы второй книги). Просмотр отрывка из фильма «Тихий Дон».7. Фронтальный опрос: - Что, по мнению М.Шолохова, является источником гармонии жизни, её изначальным смыслом? - Как принимают подарки Ильинична? Пантелей Прокофьевич? - Какая обстановка царит в семье Мелеховых, людей, связанных кровными узами?- Какие мысли в голове Григория, возвращающегося домой? Он «представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля,- выедет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за чапиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представлял себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости,- теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось,- поэтому- то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом, спину отца. Все напоминало ему полузабытую прежнюю жизнь: и запах овчин от тулупа, и домашний вид нечищеных лошадей, и какой-нибудь петух в слободе, горланящий с погребицы. Сладка и густа, как хмелины, казалось ему в это время жизнь тут, в глушине.» « СЛОВАРЬ ЯЗЫКА МИХАИЛА ШОЛОХОВА»«Тишина обручем сковала лес. Звенело в ушах от стеклянной пустоты.Притертый полозьями глянец дороги, серая ветошь неба, лес немой, смертно сонный…» Тих. Дон.2,VIII«…болтался в синеватой белеси неба солнечный желток…» Тих. Дон,2,XXI;«Вечер. Ночь. Над местечком в выси - рубленой раной желтый развал молодого месяца» Тих. Дон,3,VIII.«…а семьи наши там нужду принимают. Да ить как?.. – режь-кровь поте-кет». Тих. Дон,4,VIIIКлещеногий- кривоногий; лядащий- слабый, хилый; забрать до тонкой киш -ки - очень сильно замерзнуть, озябнуть; на капусту посечь- порубить кого-либо на кусочки шашкой.вор (устар.) На Дону, в казачьем представлении- вольный казак; на Руси- разбойник; садуски (устар.) Смерть, конец. «Косу-то пырнула под сердце, а рука дрогнула. Мимо взяла, а то б садуски…» Тих. Дон,2,XXIбаз–казачий двор, подворье; курень–прямоугольный дом из двух-трехкомнат, соединенных сенями; стряпка–летняя кухня во дворе; овечий баз-сарай для овец на скотном дворе; городьба–ограда усадьбы из плетенного ивняка, камня. Удивительно, как изленилась жизнь в семье Мелеховых! Совсем недавно Пантелей Прокофьевич чувствовал себя в доме полновластным хозяином. Все домашние ему безоговорочно подчинялись, работа шла ряд рядом, сообща делили и радость и горе, и во всем быту сказывалась большая, долголетняя слаженность. Была крепко спаянная семья, а с весны все переменилось.Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. Они со старухой оставались вдвоем. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи. Утрачена теплота взаимоотношений. В разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения… за общий стол садились не так. Как прежде – единой и дружной семьей. А как случайно собравшиеся вместе люди. Война была всему этому причиной.Война все перепутала и лишила старика возможности жить и править своим домом так, как ему хотелось. Война разорила его. Лишила прежнего рвения к работе. Отняла у него старшего сына. Внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над деляной пшеницы. Но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем. А старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на все рукой: будь что будет! 9.Слово учителяНикто из Мелеховых не бросает семью , не отрекается от неё. Она действительно распадается под влиянием внешних событий. Нарушение родственных связей происходит во время не империалистической войны (« В нижнем конце лишь у Пантелея Прокофьевича по – настоящему выглядел баз: всё исправно, целостно»), а гражданской. Необходимость стать по разные стороны баррикад разрушает самое исконное и крепкое. К такому заключению помогает прийти чтение трёх отрывков: - «Григорий сидит около тела убитого Кошевым Петра, и великий холод отчуждения уже делил его с братом»;-«Как пахнут волосы у этих ребятишек! Солнцем, травой, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они от плоти его, - как крохотные степные птицы. Какими неумелыми казались большие черные руки отца, обнимавшие их! И до чего же чужим в этой мирной обстановке выглядел он – всадник, на сутки покинувшим коня…»- «Как же он, Пантелей Прокофьевич, бывший всего-навсего в чине урядника, поднять руку на генерала, хотя бы и родного сына? Субординация не позволяя Пантелею Прокофьевичу даже помыслить об этом, и оттого он чувствовал себя в отношении Григория связанно, как-то отчужденно». 10.Просмотр отрывка из фильма «Тихий Дон»( эпизод возвращения Григория домой , встреча с сыном).11. Вывод по уроку.Вы определили причины разрушения семьи Мелеховых, называя среди них отчуждение, вызванное гранью, разделяющей живых и мёртвых, мир и войну, и отчуждение между людьми, занимающими различное социальное положение. Все эти моменты преломляются через семью Мелеховых. Шолохов утверждает, что разрушение семьи, разрыв кровных связей приводит к трагическим последствиям, к невосполнимым духовным утратам и потерям. Нарушается согласие человека с самим собой, гармония бытия.12.Демонстрация буклетов, подготовленных учащимися к уроку. 13. Объявление оценок.14. Домашнее задание. Подготовить сообщение «Трагедия Григория Мелехова». Сравнить два эпизода из военной биографии Григория– когда он рубит в бою австрийского солдата и случай с пленным гусаром. Учитель русского языка и литературы Капашева Д.Т.МОУ СОШ с Волжское.